Развитие количественных представлений у детей третьего года жизни

Елена Матвеева
Развитие количественных представлений у детей третьего года жизни

Процесс умственного развития дошкольника связан с развитием его ощущений, восприятия, представлений. Чтобы восприятие было полным, в нем должны участвовать одновременно несколько анализаторов, Т. е. ребенок должен не только видеть или слышать о предметах, но и действовать с ними: ощупать, сжимать, производить разумные возможные действия, способствующие познанию свойств, качеств, особенностей данного предмета. Если учить детей передвигать предметы (влево, вправо, вперед, назад, собирать вместе, отбирать формы, накладывать один на другой и т. д., то подобные действия составят основу для наклонения сенсорного опыта о количественных различиях (равенстве) предметов.

В «Программе воспитание и обучение в детском саду» нет раздела «Формирование элементарных математических представлений в группах до трех лет». Но это не должно исключать подобную работу. С учетом имеющихся способностей и возможностей детей со второй половины третьего года жизни целесообразно проводить специальные занятия со строго продуманным дозированным, доступным математическим содержанием.

В организации обучения можно выделить три ступени:

1. приучать смотреть за действиями взрослых с предметами, слушать, как словом характеризуются эти действия;

2. учить действовать самостоятельно, сопровождая эти действия соответствующими словами, поощрять речевую активность;

3. побуждать повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах, форме, величине предметов, о действиях с ними.

В занятиях следует последовательно вести детей от простого к сложному, новые знания преподносит с учетом уже имеющихся, постепенно подводит к пониманию сущности количественных отношений. Не навязчиво, но систематически давать задания, упражняя детей в разных способах действий. Задачи, которые могут быть поставлены в работе с детьми третьего года жизни, по развитию количественных представлений.

1. Учить рассматривать, сравнивать разные группы предметов, замечать их существенные признаки, цвет, величину, форму. Группировать однородные совокупности по указанным признакам.

2. Учить создавать группы из однородных предметов и называть их словами «много», «один», «мало».

3. Учить сравнивать создание группы по количеству предметов в них и соответственно называть: «много и много», «много - один», «много - мало».

К трем годам научить детей не только замечать количество созданной группы, но и понимать простейшие количественные отношения, которые можно характеризовать словами «больше - меньше».

При обучении способом действия с предметами формировать умение различать правую и левую руку, понимать выражение «слева на право» и соответственно расставлять предметы.

Дети, как правило, слабо владеют умением самостоятельно сравнивать предметы. Педагогу особенно четко надо выделить признак, по которому производится сравнение. Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве надо, чтобы у детей уже имелся определенный уровень развития речи и воспитания; поэтому важно создать условия для гармоничного развития речи и восприятия.

В начале занятия рекомендуется привлечь внимание к игрушкам, уточнить вопросом их название: «Что это?», признаки: «Какого цвета, какой величины, какой формы?», и только после этого переходить к новому признаку - количеству, сказав: «вот сколько машин», затем спросить: «сколько машин?», Таким образом, дети получают возможность разносторонне рассмотреть знакомые предметы, уточнить их наименование, название качеств, некоторых признаков, а затем сказать об их количестве.

Вопросы нужно задавать четко, эмоционально. Если ребенок не может или не хочет отвечать, не настаивать: пусть ответит другой. Но к тому, кто не ответил, в течении занятий обязательно нужно обращаться.

Создавать условия способствующие формированию математических представлений, можно на разных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельность и др. Важно подбирать материал, который бы побуждал детей употреблять существительные, глаголы, прилагательные, использовать единственное и множественное число, употреблять слова с количественными значениями.

Элементарные знания о величине, количестве уточняются, закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время сбора на прогулку можно спросить, все ли пуговиц застегнуты, сколько петель, сколько пуговиц. Таким образом, любая детская деятельность создает условия, для формирования первых представлений о множестве, равенстве и неравенстве.

Если систематически предусматривать задачи по формированию количественных представлений, то у детей третьего года жизни возможно сформировать новые познавательные действия, умение, знание, являющимся компонентами будущей счетной деятельности: выделять отдельные предметы, группировать их, соотносить один с другим, называть их количество (нечисловое).

Публикации по теме:

Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста.Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.

Особенности развития зрительного восприятия у детей раннего возраста. По данным Т. В. Савиной ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Развитие количественных представлений у детей третьего года жизни
Опубликовано: 16 марта 2013 в 14:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж урагана в Москве.
В этом году май преподносил немало сюрпризов. Вот и сегодня в Москве прошел ураган страшной силы. Повалены многочисленные деревья, сорваны крыши с автобусных...
Игры на развитие мелкой моторики своими руками.
Игра «Умелые ручки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной ловкости,...
Мастерим настольный театр своими руками. Мастер-класс
Театрализованная деятельность -это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку, т. к. тесно связана с игрой. Театр...
Стихи для детей
НЕПОГОДА Туча по небу плывет, Очень горько плачет. Солнцу выйти не дает, За собою прячет. Не играет ребятня, Во дворе на улице. С неба дождик льет с...
Конспект НОД «Лесные обитатели» (средняя группа)
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о лесных обитателях. Образовательные задачи: 1. Формировать представление о внешнем виде, образе...