Получи документы

Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников

Ляйсан Насырова
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников

Теоретические основы развития музыкально-

творческих способностей учащихся младших классов на уроках фортепиано

1.1. Психолого – педагогические аспекты развития музыкально -

творческих способностей

Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогической как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Б. М. Теплов, Г. С. Тарасов, Э. Б. Абдуллин и др.). Способности эти рассматриваются в двух аспектах – как способности к восприятию интонационно - образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в её «акустической картине». В самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны : «повышенная эмоциональная отзывчивость на музыку…образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними – музыкального слуха и чувства ритма». Развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки, воспринимать в ней определённое художественное содержание и воспроизводить в своём исполнении. Полноценное музыкальное развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности творческого воображения. В современных психолого- педагогических исследованиях (З. А. Ринкявичус, Г. С. Тарасов, В. И. Муцмахер, Г. М. Цыпин, А. Г. Каузова, А. Н. Николаева) музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.

Публикация «Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников» размещена в разделах

Проблема способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарёва, А. Н. Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.

Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обслуживающими возможность их приобретения.

Структура общих способностей состоит из моторных и познавательных особенностей психики человека. Моторные (или двигательные, тактильно - кинестетические) и познавательные (вербальные, психоэмоциональные) особенности усвоения социального опыта возможно рассматривать в структуре индивидуального развития. В музыкальной деятельности психомоторные (двигательные) особенности личности обуславливают проявление важнейшей характеристики музыкальности - темпо-ритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать главную особенность музыки – её временную природу.

Степень интенсивности переживаний, сила выраженности позитивных или негативных эмоций личности обуславливается как врождёнными способностями темперамента, так и преобладающим опытом переживаний, накопленных в социальных условиях жизнедеятельности индивида.

Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, но и как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т. е. познавательных свойств личности. Анализируя разные виды музыкальной деятельности (слушание, творчество, исполнительство) учёные показывают, как реализуются в них принципы формирования музыкальных способностей (А. Л. Готсдинер, Л. Л. Бочкарёв, К. В. Тарасова и др.).

В настоящее время исследованию общих способностей как компонентов специальных способностей посвящён ряд работ в области когнитивного обучения (Я. А. Пономарёв и др.). Ряд исследований (Г. С. Тарасов, И. В. Тихомиров) выявляют связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые (Д. К. Кирнарской) посвящены теоретическому анализу и обоснованию различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковым, основанных на сходстве словесного и музыкального языка.

К проблемам развития музыкальных способностей пианиста – исполнителя обращено внимание учёных - исследователей Л. Л. Бочкарёва, А. Л. Готсдинера, Г. М. Цыпина и педагогов - практиков А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой.

Музыкальные способности разрабатывались в трудах по теории исполнительства педагогами Л. А. Баренбоймом, С. И. Савшинским, В. Г. Ражниковым, а также освещались в монографиях выдающихся педагогов – пианистов Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, С. Е. Фейнберг. Музыкальные способности в этих работах рассматривались как условие успешной деятельности музыкантов.

Л. А. Баренбойм предлагает ввести в элементарный музыкальный комплекс такие, как умение наблюдать за течением музыки и читать её с листа, способность переживать музыкальную форму как процесс.

Большое внимание в музыкальной педагогике, музыкальной психологии и музыкознаний (М. Г. Арановский, А. Н. Сохор, Д. К. Кирнарская) уделяется интеллектуальным процессам, подчёркивается, что в основе их лежит «языковой слой музыкального мышления», делающий возможной музыкальную и исполнительскую коммуникацию.

Особое внимание уделяется общетворческим, общехудожественным моментам в музыкальной одаренности, развитию музыкально - образного мышления и воображения, креативности как качества личности музыканта - исполнителя.

В работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Г. С. Костюх, Г. С. Тарасова проанализирован подход к музыкальному восприятию как общему психологическому звену всех форм музыкальной деятельности, а также введения понятия культуры восприятия музыки, которая определяется как особая структурно - функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора.

Восприятие музыки как познавательный процесс связано с развитием музыкального мышления, истоки которого - в ощущении интонации. Обращение к интонационной теории Б. В. Асафьева как музыкально - эстетической концепции музыки и её восприятие помогает определить пути развития музыкально - творческих способностей. Интонация – это главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли. Накопление интонаций создаёт сложный комплекс музыкальных представлений и даёт возможность приобщиться «к сокровищнице общепризнанных обществом, средой, эпохой. интонации», которую Асафьев называет устным музыкально – интонационным словарём.

Таким образом, проникновение в выразительно – смысловой подтекст интонации и есть основа, как музыкального, так и исполнительского развития.

Проведённый анализ теоретических подходов к проблеме развития музыкальных и творческих способностей оказывает влияние и на практические положения, которыми необходимо руководствоваться и в педагогической деятельности.

Музыкальные и творческие способности являются сложным сочетание природного (врождённого, социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности.

Все музыкальные способности развиваются в условиях взаимодействия: не может быть одной способности при полном отсутствии других.

Особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности учащихся и позволяет учителю расширять спектр средств педагогического воздействия. Это возможно благодаря активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных значений и внемузыкальных ассоциаций, обогащению музыкально - художественного опыта учащихся.

Анализ музыкально - педагогической и психологической литературы даёт основание утверждать, что в настоящее время среди учённых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит :

1) из ладового чувства;

2) слухового представления;

3) музыкально-ритмического чувства.

Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

Музыкальные способности целесообразно формировать с раннего детства. В каждом виде музыкальной деятельности – восприятии, творчестве исполнительстве - кроме основных музыкальных способностей развиваются музыкальное мышление, исполнительские и творческие способности.

В процессе музыкальной деятельности развиваются общие способности ребёнка : внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение, укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.

Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная одарённость.

В трудах Б. М. Теплова были разработаны категории музыкальной одарённости «качественно своеобразного сочетания способностей, от которых зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности – «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности – эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так как «взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и переживания музыки предметной определённости».

В понятии музыкальной одарённости Теплов включает и не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют ив музыкальной, и в художественно-творческой деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетания в нём слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все душевные силы; особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.

Ю. А. Цагарелли в своей работе определяет структуру музыкальных способностей как синтез способностей, необходимых для творческого восприятия музыки. В общую структуру музыкальности автор включает шесть частных способностей, составляющих её ядро:

- музыкальный слух;

- музыкально–ритмическую способность;

- эмоциональную отзывчивость на музыку;

- музыкальную память;

- музыкальное мышление;

- музыкальное воображение.

К. В. Тарасова в своей монографии «Онтогенез музыкальных способностей» рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух основных подструктур:

1)эмоциональной отзывчивости на музыку - главного показателя музыкальности;

2)познавательных музыкальных способностей сенсорных интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные) (Приложение 3).

К сенсорным способностям К. В. Тарасова относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения. Комплекс музыкальности К. В. Тарасова определяет как систему входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся в онтогенезе от элементарных ко всем сложным составляющим.

В исследованиях Н. А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности восприятие, исполнение, импровизации сочинения) музыки.

А. Л. Готсдинер в книге «Музыкальная психология» выделяет следующую структуру музыкальных способностей :

1) музыкальная память (общая и музыкальная);

2)музыкальный слух (микродифференциальный, абсолютный, звуковысотный, мелодический, гармонический, архитектонический полифонический);

3) музыкально - ритмическое чувство;

4) психомоторные способности.

Старчеус М. С. В статье «Структура музыкальных способностей.

Уровни способностей» выделяет:

1) Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.);

2) Сложные музыкальные способности (способности которые связаны с осуществлением профессиональной деятельности: композиторская, исполнительская, чувство формы, чувства стиля, музыкальная обучаемость. Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека : в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и фоновых компонентов структуры музыкальных способностей.

Д. К. Кирнарская в монографии «Музыкальные способности» определяет структуру музыкальной одарё нности как совокупность нескольких компонентов:

1) интонационный слух

2) чувство ритма;

3)аналитический слух;

4) архитектонический;

5) музыкально - продуктивная способность.

Структура музыкальной одарённости, как считает Д. К. Кирнарская, отражает путь развития, который прошла музыка на всем протяжении человеческой истории. Первым появился интонационный слух, отражающий аффективные и коммуникативные свойства звука, за ним чувство ритма - оно осознавало музыкальное движение, формируя музыкальное время. Опираясь на ощущение тембра, на осмысление музыкального движения, его структуированности, сложился аналитический слух. Следующей ступенью развития структуры музыкальных способностей является архитектонический слух. С него начинается этап активного овладения музыкальной речью. Архитектонический слух подразумевает понимание стилевых и жанровых закономерностей музыкальной речи, овладение навыками построения музыкального текста.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, выделяет среди специальных способностей творческие способности, к которым относит:

1)способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2)способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3)способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4)способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5)способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7)гибкость мышления;

8)способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;

10)способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11)легкость генерирования идей;

12)творческое воображение

13)способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены : с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил

С. Л. Рубинштейн, «по спирали» : сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т. е. для развития способностей более высокого уровня.

Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.

Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие творческих способностей» Развитие творческих способностей Одним из основных направлений модернизации общего образования является его деятельный характер, направленность.

Мастер-класс «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкально-творческих способностей» Сценарий мастер-класса «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкально-творческих способностей детей через.

Презентация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» музыкального руководителя Барт И. А. по теме:"Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей.

Проект по развитию музыкально-творческих способностей «Веселые ложкари» Тип проекта: продуктивный, подгрупповой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники старшей группы, музыкальный.

Развитие творческих способностей дошкольников В нашем современном мире буйного развития техники и ИКТ самой жизненной и важной ролью общества является роль воспитания здорового, многогранно.

Развитие творческих способностей дошкольников Тема «Развитие творческих способностей воспитанников в проектной и исследовательской деятельности» была выбрана мной не случайно. Согласно.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности. «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» Одной из актуальных.

Развитие творческих способностей воспитанников На первом этапе мы провели первый констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей старших.

Родительское собрание в форме игры-путешествия «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Родительское собрание Тема «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Задачи: Обратить внимание родителей на познавательный.

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников
Опубликовано: 15 августа 2017 в 13:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД