Развитие познавательно-математических представлений дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Лидия Струнова
Развитие познавательно-математических представлений дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. На сегодняшний день все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.

Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Поэтому одним из ведущих видов деятельности в детском саду является театрально – игровая деятельность. Но театрально - игровая деятельность является не только ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством, но и в то же время она может быть средством математического развития. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости, но восприятие кукольного спектакля является в то же время сложным психологическим процессом, который формирует и умственные способности детей. В своей работе с детьми по развитию математических способностей я широко использую музыкально - театрализованную деятельность. Так во время проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП я использую пальчиковые игры. Когда дети начинают уставать, это вносит в занятия разнообразие и повышает интерес к нему.

Например: игра «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

После игры я предлагаю детям посчитать: Сколько братцев было у пальчика – мальчика?, таким образом, продолжая формировать навыки счета. С целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке я использую следующие считалки: Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать?

В такой ситуации дети количественный и обратный счёт осваивают быстрее. Поделюсь с вами некоторыми особенностями работы со сказками. Сказочные сюжеты очень удобно использовать в ходе НОД. Картинки по сказкам легко отыскать в интернете и дополнить заданиями в соответствии с задачами образовательной деятельности. В работе с детьми младших групп, я использую сюжеты сказки «Колобок» в ходе ознакомления с геометрической фигурой – круг. Например, с помощью слайдовый презентации, я переносила детей в сказку и предлагала детям такие вопросы? Кто мне скажет, на какую фигуру похож Колобок? С кем он может подружиться? - Ребята, давайте подумаем, какие ещё сказочные предметы похожи на круг? (ответы детей: блин из сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», Солнышко,репка). С героями сказки «Три поросёнка» закрепляем представления о геометрических фигурах, детям я предлагала такие задания: «Используя геометрические фигуры, постройте домики поросятам». «Скажите, в каком по форме домике будет комфортнее жить поросятам и почему. Для закрепления порядкового счёта я использовала кукольный театр «Волк и семеро козлят». Ребята, сегодня к нам пришли гости мама – коза и ее козлята. Посмотрите, какие они нарядные. Первый козлёнок - в красном сарафане, второй в белой рубашке, третий - в зелёной, четвёртый - голубой, пятый - в коричневой, шестой - в синем сарафане, седьмой - в жёлтом сарафане… «скажите каким по счету идет козленок в жёлтой рубашке? А в синей? Зеленой? Одновременно дети осваивают порядковый счёт и закрепляют цвета. Эти же задачи можно решать на сюжетах сказки «Репка» – учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы сколько? какой по счёту? на котором по счёту месте) - Сколько героев в сказке? На каком по счету месте находится Жучка? Чтобы формировать пространственные отношения на материале этой сказки я задаю детям вопросы: Кто стоит впереди Жучки? Кто стоит позади Жучки? Используя сюжеты сказки «Заюшкина избушка», можно спросить у детей: «Кто первым предложил помощь зайчику, вторым, третьим? А совершив путешествие в сказку «Три медведя», я предлагаю детям закрепить умения определять пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), и сравнить предметы мебели по высоте и длине, для этого я использовала куклы би-ба- бо.

При обучении детей элементарным математическим представлениям, я часто использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания. Еще один методический прием, который я использую в своей работе – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю различные математические вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок. Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Поэтому я использую сказки. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т. е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Я убедилась на собственном опыте, что любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное использование системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.

Сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на непосредственно образовательной деятельности не как педагог-дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действования, активными участниками которого являются, прежде всего, дети.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала Современному обществу нужны грамотные, образованные специалисты, способные ориентироваться в современном мире, владеющие информационными.

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у младших дошкольников средствами игровой деятельности» Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!. Ее изучение способствует.

Мастер-класс «Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности» Мастер-класс на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности» Слайд 1 Добрый день, уважаемые.

Опыт работы «Творческое развитие дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности» Московская область, Озёрский район, с. Горы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие познавательно-математических представлений дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
Опубликовано: 20 мая 2018 в 15:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Мы говорим сегодня: «До свидания!»
Здравствуйте, друзья! Отзвучали фанфары выпускного бала. Мы отпускаем наших оперившихся "птенчиков" в "новый мир". Мир новых открытий, новых...
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина — Россия, наша Родина — Кубань».
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина - Россия, наш любимый край - Кубань! », посвященного Дню Независимости России. Автор: Маркусова Елена...
Проект для малышей «Мой любимый домашний питомец»
Тип проекта: Познавательный, краткосрочный – 2 недели Цель проекта: Привить любовь и бережное отношение к животным. Обогащение и углубление представлений у...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во второй младшей группе...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во 2-й младшей группе "ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ" Цель: Продолжать знакомить детей и...
Ежедневное планирование недели «Декада интересных коллективных дел»
Виды деятельности Дата / Мероприятия ( цель, задачи) От ребёнка Тема недели: «Декада «Интересных коллективных дел». 18. 06. 2018г. -29. 06. 2018г....