Получи документы

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности (3 фото)

динара
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности
Фото №1 Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно ролевой игры и театрализованной деятельности Фото №2 Обобщение опыта работы по теме

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности».

Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности» размещена в разделах

Воспитатель:

Абакарова Динара Гасраталиевна.

2022 г.

Введение

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая и диалогическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала : «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно ролевой игры и театральной деятельности».

Элементы игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые театральные взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Игра в этом возрасте выполняет роль школы мышления, а творчество и фантазия, проявляющиеся в ней, становятся, ничем иным, как фазами эволюции мыслительного процесса. Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих и других способностей ребёнка без использования методов принуждения. Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Ребёнок в театрализованной игре воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С. Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Но и сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует ребенка на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре, означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

В ходе работы над темой «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности».

в течение учебного года мной была изучена учебная, справочная, методическая литература по вопросу развития и формирования связной, монологической, диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Провела занятие сюжетно – ролевая игра : «Военный госпиталь», изготовила атрибуты к игре, пособие по сюжетосложению ролевой игры «Военный госпиталь», занятие по театрализованной деятельности «Теремок». Провела совместную работу с родителями, использовала следующие формы работы: организационное родительское собрание: «Возрастные особенности развития детей 4-5 лет», итоговое родительское собрание: «Растём играя»; онлайн - консультацию: «Как совмещать работу по дому и общение с ребёнком», «Игры на кухне»; анкетирование «Речь вашего ребёнка»; консультацию: «Игры на развитие речи дома».

Обобщая свой опыт, могу сделать вывод, что активное включение в игровую деятельность сюжетно-ролевых и театрализованных игр позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Дети с удовольствием участвовали в ролевых и театрализованных играх, в которых воспроизводили знакомые литературные сюжеты. Это активизировало их мышление, тренировало память и образное восприятие, развивало воображение и фантазию, совершенствовало речь.

В заключении отмечу, игра, как вид непродуктивной деятельности, основной целью которой является не результат, а сам процесс, является ведущей деятельностью для дошкольного возраста в целом, включение в игровую деятельность детей сюжетно-ролевых и театрализованных игр повышает также и уровень качественной результативности развития речи. Дети становятся сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырастает объем активного и пассивного словаря, сами дети становятся более активными.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возраста Дети - очень любопытные создания. Они нетерпеливы, постоянно жаждут узнать обо всем на свете, заглянуть в тайные уголки и поучаствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности
Опубликовано: 13 марта 2024 в 21:17
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД