Лучший педагог года

Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах

Елена Пугачева
Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах

Пугачева Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ №12 г. о. Самара

Общение взрослых с детьми в режимных процессах строятся с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Вначале детей упражняют в назывании знакомых действий, используя поручения «Скажи – повтори» : «застегнуть тебе пуговички? – «Застегните». Затем детей побуждают называть выполненное ими предстоящее действие «А что ты сейчас будешь делать?». И наконец, когда самообслуживание достигает совершенства и соответствующий словарь в достаточной степени освоен, дети получают задание, рассказывают о том, что они делают в данный момент. Так формируют у них умение сопровождать речью текущее действие: «Что ты делаешь? - «Шапку достаю, кофточку надеваю».

Публикация «Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах» размещена в разделах

Режимные процессы благотворны для обогащения, уточнения и активизации словаря, совершенствования грамматически правильной речи. В общении с детьми воспитатель подсказывает, уточняет названия предметов одежды, обуви, посуды, спальных принадлежностей, действий с ними, качеств, пространственных и временных ориентиров. Словарь детей обогащают названиями частей (деталей) знакомых предметов. Детей учат понимать и обогащать словами последовательность действий (надел пальто -застегни пуговицы, различать и называть действия, противоположные по значению (застегнуть - расстегнуть).

Воспитатель использует в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию и побуждает к этому детей : пушистая, теплая, меховая шубка; чистые- грязные руки и т. д.

Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг к другу должны отражаться и в речи ребенка. Частота и разнообразия поводов обращений ребенка к окружающим зависит от обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно упражняют в умении обращаться ко взрослым и товарищам : с просьбой, предложением, уточнением.

Одевание на прогулку способствует быстрому овладению детьми навыков одевания и общения с окружающими. Прежде, чем помочь ребенку, убедись, что он пытался надеть вещь. Учи ребенка обращаться за помощью, излагая просьбу в словах. Обращаясь с детьми, не разговаривай громко, избегай окриков и приказов. Учи детей помогать друг друга обращаться за помощью и предлагать ее. Разговоры с детьми должны включать информацию, обогащающую и уточняющую представления детей : «Варежки на руки, а сапоги на ноги.». Там, где это целесообразно, взрослый предлагает детям послушать стихи и рифмовки: «Шапка меховая, черная большая». Взрослые, помогая одеваться ведут беседу: «Что тебе помочь сделать? Ты так и скажи: «Помогите надеть кофточку». Детей спрашивают о последовательности одевания, просят показать ту или иную вещь, назвать ее, уточняют названия качеств предметов, подсказывают к кому из детей лучше обратиться за помощью, поблагодарить за услугу. Воспитатель поощряет детей, помогающих сверстникам по своей инициативе.

При подготовке детей ко сну, создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежды, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений: «Поставь стул, повесь на стол, повесь одежду аккуратно, чтобы не помялось». Готовя детей ко сну воспитатель говорит тихо и ласково, можно прочесть колыбельную.

Словарная работа во время умывания осуществляется при действии с водой и полотенцем: открой кран, пусти воду, намылить руки, смыть мыло. Эти действия требуют от ребенка внимания и известного напряжения, хотя и увлекают его. Можно напомнить детям знакомые стихи, потешку «Водичка-водичка».

Большие возможности для развития речи предоставляют самостоятельные игры малышей. Но чтобы у воспитателя было время для речевого общения с детьми следует учить их играть, не мешая друг другу, формировать положительные взаимоотношения. Необходимо учить ребенка пользоваться речью как регулятором поведения. Для этого надо поощрять самые разнообразные обращения к окружающим по своей инициативе, подсказывать поводы для обращения: «Соберешь пирамидку, позови меня. Я посмотрю, правильно ли ты ее собрал», «Ты не забыл покормить медвежонка? А чем собираешься кормить?. В ряде случаев для развертывания игры детям не хватает впечатлений. Поэтому нужно придумывать ситуации, обучающие детей настоящим действиям, которые позже ребенок может легко перенести в игру: стирка кукольного белья, глажение его, купание куклы, приготовление еды, смена постельного белья. Воспитатель неоднократно показывает как можно поиграть с куклой. Особое внимание следует уделять играм с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним, как к маленьким детям: «Выкупаем куклу, напоим ее чаем». «Кукла заболела, ее надо лечить». В этих играх воспитатель должен принимать самое активное участие. Наблюдая игры с игрушками-животными, воспитатель уточняет представления малышей о животном, чем следует «покормить» : белочка любит орешки, ест грибы; собачка будет грызть косточку; вместе с детьми рассмотреть жилища для животных.

В процессе самостоятельных игр у детей формируется словарь, необходимый для взаимоотношений. Малышей учат замечать, понимать и характеризовать настроение окружающих, особенности их поведения: веселый, грустный, добрый, сердитый, побуждают к использованию в речи этих слов, следят за правильности их употребления. Охарактеризовать особенности поведения ребенка помогают стихи и рифмовки. Малыши запоминают их, пытаются вспомнить в аналогичной или сходной ситуации: «Ножки, ножки, где вы были? - спрашивает воспитатель расшалившегося ребенка. Тот начинает рассказывать, припоминая, где побывал, и не сердится на воспитателя, остановившего его действия. Малыши часто изображают котят, щенят, тявкают и мяукают, стараясь обратить на себя внимание воспитателя «Мяу-мяу» - мяукает девочка, подходя близко к воспитателю. «Кис-кис-кис» - зовет педагог. «Давай-ка я тебя, Мурка-пушистая шкурка, молочком напою», - предлагает воспитатель. Заглядывает в мисочку и ахает: - «Молочка-то у меня нет!» «Не горюй, Мурлыська, сейчас что-нибудь придумаем». Предлагает кому-нибудь сходить в «магазин» за молоком. Тот возвращается с «молоком». Воспитатель «наливает» котенку «молока» : «Зря я тебя, Мурка, молоком поила, - полакала, а «спасибо» забыла сказать. «Мур-мур», - мурлычет девочка, подражает котенку.

Так в процессе самостоятельной игровой деятельности маленьких детей воспитатель не только обогащает их речь, формирует активный словарь, но и решает задачи всестороннего их развития. Играя, общаясь со сверстниками в повседневной жизни, малыш активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на его речь, усвоение языка будет затруднено.

Обучение детей родному языку осуществляется на занятиях, где с помощью специальных приемов передают ребенку необходимые сведения об окружающем, формируется соответствующий словарь, важнейшие речевые умения и навыки. Большое значение имеет речь воспитателя, она должна быть четкой, выразительной, неторопливой. В речи воспитателя должны быть те обороты, которые следует достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, характеризующие некоторые пространственные отношения, выраженные предлогами и наречиями, что обогащает и активизирует речь детей. На занятии малышей продолжают учить понимать разнообразные вопросы и отвечать на них. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, педагог подсказывает ответ, повторяет его с детьми, а через какое-то время вновь задает тот же вопрос. Любой разговор с детьми должен быть обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, - серьезным. Удачный ответ усиливает радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести услышанное. Детей учим различать и называть часто встречающихся домашних животных и их детенышей, наблюдать рыб, птиц, слушать рассказ воспитателя об их повадках. Такие наблюдения способствуют обогащению словаря за счет всех частей речи, но особенно расширяется запас глаголов и наречий.

Литература:

1. Развитие речи детей Е. А. Тихеева

2. Воспитание детей раннего возраста Н. М. Аксарина

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста Г. М. Лямина

Публикации по теме:

Кукла «Забава» (Сухое валяние)Кукла «Забава» (Сухое валяние) ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ. Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 23:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД