Папки-передвижки

«Развитие речи и конструктивных способностей детей старшего возраста с помощью оригами»

Ольга Шевченко
«Развитие речи и конструктивных способностей детей старшего возраста с помощью оригами»

1. Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена соответствующая образовательная область обновлённого варианта комплексной общеобразовательной программы «Детство» Т. И. Бабаевой, приведённой в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и методические рекомендации Т. И. Долженова «100 оригами».

Публикация «„Развитие речи и конструктивных способностей детей старшего возраста с помощью оригами“» размещена в разделах

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное. Оригами – это волшебство, чудо и, конечно, игра. Фигурка, выполненная в технике оригами, оживает в руках детей, и о ней хочется рассказать. Так рождается сказка. Ребенок учится сочинять, складывать, наблюдать, играть со своими сверстниками, желанию общаться, поделиться впечатлениями. Помочь друг другу.

Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к оригами, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.

Основными методами речевого развития детей являются следующие :

Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ, использование дидактических пособий.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: рассматривание, упражнение, исследования.

на основе художественного текста, в играх.

Дополнительные методы:

Игровые (обыгрывание, игры - инсценировки).

Метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).

Основная форма реализации данной программы – кружок «Оригамские сказки» - 25 минут 1 раз в неделю. Освоение задач осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности — развивающих и игровых ситуациях на основе художественного текста, в играх.

2. Цель и задачи программы,

её место в образовательном процессе

2.1. Цель освоения программы: развитие речи и конструктивных способностей детей старшего возраста через оригами.

2.2. Задачи воспитания и развития детей

1. Развивать разные виды речи (монологическую, диалогическую, расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение.

2. Учить детей разным приемам складывания бумаги, продолжать знакомить со свойствами бумаги.

3. Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать и координировать движение пальцев и кистей рук.

4. Научить детей следовать устной инструкции взрослого.

5. Ознакомить детей с новыми терминами и условными знаками.

6. Способствовать проявлению и развитию конструктивных, изобретательных, творческих, театральных способностей.

7. Воспитывать дисциплинированность, усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к материалу (бумаге).

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к оригами и первичных цен-ностных ориентации, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в обыгрывании сказок, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.

3. Требования к уровню освоения содержания программы

В результате освоения программы достижения ребенка 5-6 лет выражаются в следующем:

- Дети проявляют интерес к работе с бумагой.

- Дети смело выполняют действия по инструкции воспитателя, дружелюбно настроены, контролируют свои действия и действия других, замечают и исправляют ошибки. Умеют объяснить ход выполнения работы.

- Ребята испытывают эмоциональное удовлетворение от поделок, охотно играют с ними.

- В результате работы дети самостоятельно рассуждают, делают предположение, умеют анализировать.

- Дети проявляют самостоятельность в украшении поделки, инициативны в сооружении дополнительного оформления (полянки, дерева, дворика и т. д.)

4. Объём программы и виды образовательной работы

Объё м программы составляет 900 минут и включает в себя три образовательных компонента:

• теоретическая часть;

• практическая часть;

• диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и применяются ИКТ.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме познавательно - игровой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определё нных тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.

Таблица 1

Наименование и № разделов

Объём

(час., мин.)

всего теоретические практические

Раздел 1

Развитие связной речи 280 мин. 65 мин. 235мин.

Раздел 2

Конструктивные способности 560 мин. 145 мин. 455 мин.

Раздел3

Диагностика 60 мин 10 мин. 50 мин.

5. Содержание программы

5.1. Объём программы по темам

Таблица 2

№ раздела № темы Объём программы

(час., мин.)

ВСЕГО Теоретические Практические

Раздел 1

Развитие связной речи Тема 1

Развитие разных видов речи (монологической, диалогической, расширение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, правильное звукопроизношение 210 мин. 45 мин. 165мин.

Раздел 2

Конструктивные способности Тема 2

Обучение детей разным приемам складывания бумаги, продолжение знакомства со свойствами бумаги.

100 мин. 35 мин. 65 мин.

Тема 3

Развитие мелкой моторики рук, совершенствование и координирование движений пальцев и кистей рук.

110 мин. 20 мин. 90 мин.

Тема 4

Обучение детей следовать устной инструкции взрослого.

70 мин. 20 мин. 50 мин.

Тема 5

Ознакомление детей с новыми терминами и условными знаками.

60 мин. 20 мин. 40 мин.

Тема 6

Способствование проявлению и развитию конструктивных, изобретательных, творческих, театральных способностей.

140 мин. 40 мин. 100 мин.

Тема 7

Воспитание дисциплинированности, усидчивости, ответственности, аккуратности, бережного отношения к материалу (бумаге).

150 мин. 40 мин. 110 мин.

Раздел 3

Диагностика Тема 8

Диагностика 60 мин. 10 мин. 50 мин.

Итого:

8 900 мин. 230 мин. 670 мин.

5.2. Содержание разделов образовательной программы

(объём указан в минутах)

Раздел 1. Развитие связной речи :

Тема 1. Развитие разных видов речи (монологической, диалогической, расширение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, правильное звукопроизношение. (всего – 210 мин; т. – 45 мин. ; п. – 165 мин.)

Раздел 2. Конструктивные способности :

Тема 2. Обучение детей разным приемам складывания бумаги, продолжение знакомства со свойствами бумаги. (всего – 100 мин. ; т. – 35 мин., п. – 65 мин.)

Тема 3. Развитие мелкой моторики рук, совершенствование и координирование движений пальцев и кистей рук. (всего – 110 мин. ; т. – 20 мин., п. – 90 мин.)

Тема 4. Обучение детей следовать устной инструкции взрослого. (всего – 70 мин. ; т. – 20 мин., п. – 50 мин.)

Тема 5. Ознакомление детей с новыми терминами и условными знаками. (всего – 60 мин. ; т. – 20 мин., п. – 40 мин.)

Тема 6. Способствование проявлению и развитию конструктивных, изобретательных, творческих, театральных способностей. (всего – 140 мин. ; т. – 40 мин., п. – 100 мин.)

Тема 7. Воспитание дисциплинированности, усидчивости, ответственности, аккуратности, бережного отношения к материалу (бумаге). (всего – 150 мин. ; т. – 40 мин., п. – 110 мин.)

Раздел 3. Диагностика:

Тема 8. Диагностика. (всего – 60 мин. ; т. – 10 мин. п. – 50 мин.)

5.3. Диагностика освоения содержания программы

Предметом диагностики являются:

• интерес к развитию речи и конструктивным способностям детей 5 – 6 лет,

• умения детей воспроизводить элементы способов складывания бумаги в самостоятельной деятельности,

• особенности отношения ребёнка к игре.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

Ребенок не откликается на предложение послушать сказку, создать героя сказки из бумаги.

Не проявляет выраженного удовольствия от того как конструируют другие дети.

Быстро отвлекается начав слушать воспитателя, слабо запоминает правило приемов складывания.

Отказывается от разговора по содержанию сказки или однословно отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого.

Не проявляет настойчивости в достижении результата.

Диагностика осуществляется начальная, промежуточная и итоговая.

Методы диагностических исследований:

- индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, моделям;

- наблюдения за отношениями ребёнка к сверстникам в группе, на участке детского сада во время прогулок;

- наблюдения за развитием сюжета игр;

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий, а в отдельных случаях – самый высокий уровни освоения программы.

6. Методическое обеспечение программы

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

Таблица 3

п/п Автор (ы) Заглавие Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др «Детство: Примерная основная обще-образовательная программа дошко-льного образования» Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2011 год,

528 стр. Программа 1

2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. и др. «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2011 год,

592 стр. Научно-методическое пособие 1

6.1.2. Дополнительная литература

Таблица 4

п/п Автор (ы) Заглавие Город, издате-льство, год издания, кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.

1. Т. И. Долженова «100 оригами» «Академия развития», Ярославль, 2001 год. методическое пособие 1

2. Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» «Академия развития», Ярославль, 1998 год. методическое пособие 1

3. Н. А. Урсу «Знакомьтесь – оригами» Москва, 1991 год. методическое пособие 1

4. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» «Творческий центр Сфера», Москва, 2003 год методическое пособие 1

5. Т. В. Большева

«Учимся по сказке» Большева Санкт – Петербург, “Детство- пресс”, 2005 год Программа 1

6.2. Средства обеспечения для освоения программы

6.2.1. Аудио- и видео- пособия

Таблица 5

Вид аудио- и видео- пособия Наименование пособия

видеофильм кинофильм слайды аудио-

пособие

+ 1. П. И. Чайковский «Времена года» (CD-диск)

+ 2. А. Вивальди «Времена года» (CD-диск)

+

3. Серия «Звуки природы» (аудиокассеты) : «Домашние животные»,

«Домашние птицы»,

«Лесные птицы»

6.2.2. Наглядный материал

Таблица 6

Картины, картинки,

силуэтные фигурки, муляжи Модели, сигнальные карточки Литература

для детей

1. Наборы картин иллюстраций по сказкам, потешкам;

2. Набор открыток: «Цветы», «Герои сказок»;

3. Тематический дидактический материал и иллюстрации к сказкам;

4. Силуэтные фигурки «Животные домашние и дикие»;

5. Набор раскрасок по сказкам, домашним и диким животным.

1. Модели:

«Признаки животных».

2. Алгоритм для пересказа сказки;

3. Сигнальные карточки:

«Осторожно»,«Внимание»;

4. Готовые образцы;

5. таблицы последовательности выполнения работы (алгоритмы).

1. Детская художественная литература и др.

Картотеки пословиц, поговорок, песенок, потешек, небылиц

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

План-график мероприятий по внедрению федеральных государственных требований к структуре ООП Направления мероприятий Мероприятия Сроки Ответственные Отметка о выполнении Нормативное правовое обеспечение внедрения федеральных государственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие речи и конструктивных способностей детей старшего возраста с помощью оригами»
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 21:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД