«Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе»

Наталья Шихалева
«Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе»

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е. Е Кравцова одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе считает отношение ребенка к самому себе; Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько связывают мотивационную готовность к школьному обучению с новым уровнем развития самосознания; В. С. Чудновский, А. Ю. Кржечковский, А. А. Можейко говорят о влиянии самосознания на качество учебной деятельности; В. Г. Маралов усматривает прямую зависимость между психологической готовностью и уровнем развития самосознания у детей дошкольного возраста.

Поэтому проблема развития самосознания как условие формирования

психологической готовности детей к обучению в школе в настоящее время является одной из наиболее актуальных.

Объект исследования – процесс развития самосознания как условие формирования психологической готовности детей к обучению в школе.

Предмет исследования – уровень развития самосознания у дошкольников.

Цель исследования - изучение развития самосознания у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе.

Гипотеза исследования:

Целенаправленное развитие самосознания и, соответственно, повышение уровня психологической готовности к обучению будет протекать более успешно при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий: развитие у детей интереса к самим себе и миру; обучение детей приемам самопознания, самооценивания, саморегуляции.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития самосознания у детей 6-7 лет.

2. Подобрать психодиагностические методики, направленные на изучение самосознания у детей 6-7 лет.

3. Определить критерии и выявить особенности самосознания у дошкольников.

4. Подобрать программу развития самосознания детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе и экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Методы исследования:

- наблюдение в процессе психологического эксперимента;

- беседа;

- эксперимент;

- тестирование;

- анализ продуктов деятельности детей;

Методики, использованные для анализа самосознания дошкольников:

«Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (ДСС, «Неоконченные рассказы», «Какой Я?»,

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования для практической подготовке детей к обучению в школе.

В отечественной психологии самосознание трактуется как специфическая форма сознания, направленная на осознание самого себя субъектом деятельности, на осознание своего места в системе существующих отношений и служащая одним из способов регулирования отношений человека с миром и с самим собой, в результате чего образуется представление о самом себе в качестве субъекта переживаний и действий, складывается эмоционально-ценностное отношение к себе. При этом эпицентром самосознания является собственное «Я» (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин).

В особенностях самосознания детей 6-7 лет, можно выделить критерии оценки уровня развития самосознания у детей данного возраста:

У детей 6-7 лет уже должна быть сформирована самооценка. Среди новых качеств самооценки в этом возрасте выделяются усиление роли когнитивных компонентов, критичность, независимость, устойчивость, рефлексивность, регулятивная функция. Самооценка определяет уровень притязания на социальное признание.

У детей 6-7 лет выражена потребность признании. Они ориентированы на собственную активность, повышение значимости в признании интеллектуальных и нравственных качеств за счет снижения ориентации на признание физических, повышение значимости потребности в дружеских отношениях, оказании помощи близким и посторонним, покровительстве младшим.

В соответствии свыше обозначенными задачами исследование было проведено в 3 этапа:

Констатирующий этап

Формирующий этап

Заключительный этап

Целью констатирующего этапа исследования явилось дальнейшее теоретическое осмысление проблемы, а также изучение уровня развития самосознания (Приложение 2).

В процессе выделения особенностей самосознания были проанализированы:

особенности самооценки детей 6-7 лет;

особенности притязаний на социальное признание у детей 6-7 лет;

особенности психологического времени личности ребенка 6-7 лет;

особенности осознания прав и обязанностей детьми 6-7 лет.

Всего было выделено два уровня развития самосознания у детей 6-7 лет.

Таблица уровней развития самосознания у детей 6-7 лет.

№ Уровень Характеристика уровня

1. Достаточный Дети осознают себя как субъектов деятельности и общения с другими людьми, имеют устойчивые представления о себе. У них сформирована адекватная самооценка, выражена потребность в социальном признании. Дети знают и умеют ориентироваться в социальных нормах и правилах поведения, своих обязанностях, понимают их значение. У них сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, четкое представление о своих правах, и путях реализации этих прав. Дети умеют регулировать свое поведение, общение со взрослыми и сверстниками носит произвольный характер. Дети умеют находить конструктивные пути выхода из неблагоприятных ситуаций, используя позитивный стиль общения.

2. Недостаточный дети в целом осознают себя как субъектов деятельности и общения, но их представления о себе недостаточно четкие и устойчивые, самооценка неадекватна, ее рефлексивность и регулятивная функция низки. Для них характерна депривация притязаний на социальное признание, что выражается в специфических формах неодобряемого поведения. Дети слабо ориентируются в социальных нормах и правилах поведения, в своих обязанностях, не понимают их значения. У них не сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, нет четкого представления о своих правах, и путях их реализации. Поведение детей импульсивно. Преобладает негативный стиль общения.

В процессе подготовки и проведения формирующего эксперимента решались следующие задачи:

1. Определение теоретических и организационно-методических основ программы формирующего эксперимента;

2. Разработка средств оптимизации развития самосознания как условия психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет;

3. Апробация программы формирующего эксперимента

4. Отслеживание динамики развития самосознания по результатам апробации программы.

На заключительном этапе проведено завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и окончательная интерпретация данных, обобщение полученных результатов, их проверка, формулировка выводов.

После проведения всех методик условные баллы суммировались и по количеству набранных баллов испытуемые были распределены по двум уровням: достаточный уровень развития самосознания (1) и недостаточный уровень развития самосознания (2).

Подводя итог констатирующего этапа исследования самосознания у детей мы обобщили полученные данные об особенностях самооценки, притязаний на социальной признания, психологического времени личности, социального пространства личности (прав и обязанностей, основанные на преобладании желательных или нежелательных ответов и реакций.

Средние значения, демонстрирующие уровень развития самосознания у детей 6-7 лет

Группа

детей Количество ответов Баллов

ДСС Неоконченные рассказы Неоконченные ситуации, беседа Какой Я?

Достаточный уровень Недостаточный уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень

итого

6,1

19,9

0,5

5,5

5,4

10,6

2,9

Анализ данных экспериментального исследования позволяет сделать выводы, что у детей, с низким уровнем развития самосознания:

- Самооценка неадекватна: завышена или занижена. Самооценка не критична, не дифференцирована. Ориентация на мнение других при оценке себя свидетельствует о зависимости и неустойчивости самооценки.

Таким образом, задачи исследования были решены, гипотеза исследования доказана.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-office-powerpoint_90d4h.pptx | 104,53 Кб | Скачан: 229
 
Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Тест для родителей будущих первоклассников Проверим уровень своей готовности к обучению ребенка в школе. Отвечайте на вопросы искренне. Это поможет выявить трудности, которые могут.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе»
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 16:30
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...