Лучший педагог года

«Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их преодоления»

Татьяна Рыбалка
«Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их преодоления»

Выступление на педагогической конференции.

Тема: «Реализация ФГОС в ДОУ : проблемы современной игры и пути их решения».

«То, каким образом ребёнок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни».

В. Оклендер.

Какие они, современные дети? Похожи на нас или принципиально другие? Эти вопросы волнуют каждое взрослое поколение. Между тем время, место и уровень развития общества всегда влияет на протекание детства.

Публикация «„Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их преодоления“» размещена в разделах

Современное общество также наложило свой отпечаток на формирование особенностей современного ребёнка. На сегодняшний день мы вряд ли будем отрицать наличие таких факторов, как снижение общего уровня энергичных детей на фоне увеличения их социальной некомпетентности. В результате появляются так называемые «проблемные» дети – тревожные, агрессивные, замкнутые, беспомощные в современном мире. Игровые навыки у них не сформированы.

Печально, но сегодня маленькие жители больших городов за благополучие своих родителей и за блага цивилизации расплачиваются отказом от игры или качественным изменением её содержания. Детям встретиться с игрой можно только в специально отведённых для этого местах.

А между тем, сюжетно-ролевые игры и игры по правилам – это источник развития волевых ресурсов и навыков саморегуляции, воображения и креативности. Именно в условиях игровой культуры дворов дети могут получить лучшую подготовку к школьной жизни и взрослой жизни в целом. О. Е. Семё нова пишет: «Отсутствие игры в детском возрасте (депривация) губительна для всего развития человека, а не только детства».

Рассмотрим причины такого плачевного состояния игры в нашем обществе.

Игра много лет вытеснялась из системы дошкольного образования. Часто детям предлагались шаблоны для разыгрывания ролей под контролем воспитателя, что делало игру похожей на театральную репетицию, где отсутствовала активная позиция ребёнка как исследователя и созидателя. А на самых ранних периодах развития детей обычно игры с предметами, стимулирующие предметную игровую активность, заменялись на упражнения с дидактическим материалом.

Стремление «обыграть» занятие приводит нас, воспитателей, к тому, что часто игровой процесс, предполагающий спонтанность и инициативу его участников, подменяется так называемым игровым приёмом.

Аналогичную ситуацию с перекосом в сторону ценности интеллектуального развития мы наблюдаем и в семье. Обеспокоенные жизнью родители учат своих чад чтению, счёту, письму чуть ли не с пелёнок. В результате такие дети попадают в сложные жизненные ситуации и терпят неудачи в учёбе и обществе, поскольку уровень знаний не может компенсировать социального развития и готовности психологических функций к усвоению школьной программы.

Исчезает самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают игровые навыки другим. А современный городской ребёнок вынужден перескакивать с полезного «островка» (детский сад, ДДЮ и др., где всё подчинено взрослому, в атмосферу одиночества семьи, которую он стремится компенсировать потреблением простой и яркой информации (мультфильмы, компьютерные игры, интерактивные игрушки).

Отмечу, что наши дети отнюдь не стали глупее или хуже, наоборот, показатель их одарённости повысился. Просто основная проблема общества сегодня в том, что из детства уходит такой мощный инструмент подготовки к дальнейшей жизни, как игра. И нам, взрослым, надо искать пути её возвращения.

Первый шаг в этом направлении – это просветительская работа педагогов с семьёй. Важно формировать коллектив как единое целое, большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Второй шаг – это экспертиза уже существующих игр и игрушек. Качество игрушек оставляет желать лучшего. А некоторые игры уже давно устарели и не вызывают отклик у современного ребёнка. Многое из старого нужно переработать. Следует придумать новые игры, направленные на решение как комплексных задач, так и частных (работа с тревожностью, агрессивностью и т. д.)

Третий шаг – обогащение предметно-пространственной развивающей среды так, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка. И в этой среде обязательно должно быть место для спонтанной игры.

Подведя итоги, отмечу, что сегодня нельзя отказаться ни от традиционных взглядов в отношении развития игры (они выполняют функцию фундамента, ориентира, ни от попыток их изменить. Н. А. Короткова пишет: «Смена стадий развития игры и их границы зависят не только от созревания ребёнка… но и от широких социокультурных факторов, от условий воспитания, социокультурного статуса семьи и других факторов».

Пожалуй, это тот самый вывод, который сложно отрицать.

Публикации по теме:

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их преодоления»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 22:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД