Папки-передвижки

Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка

Марина Фомичёва
Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»

А. Эйнштейн

«Познание начинается с удивления»

Аристотель

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Ребенок открывает мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний. Любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения детей. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет представления о мире.

Публикация «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка» размещена в разделах

Как удовлетворить детскую любознательность? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?

В основе возникновения детского экспериментирования лежит потребность ребенка в новых впечатлениях. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем полноценнее и быстрее он развивается.

Любопытство, удивление, выдвинутая кем-то проблема или просьба может стать поводом к началу экспериментирования.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Педагогами организуется исследовательская деятельность детей, создаются разнообразные проблемные ситуации. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности. В уголках имеются материалы для экспериментирования : коллекции бумаги и ткани, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, камни, карты, схемы и т. п.

Без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами не решается ни одна воспитательная или образовательная задача. Поэтому важна роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности у детей. Несложные опыты и эксперименты рекомендуется организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание родителей и немного фантазии.

Первое экспериментирование предполагает руководство взрослого. Анализируя результат, дети выдвигают свои предположения. Они могут быть правильными и ошибочными, иногда противоречивыми. Родители должны выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Задача родителей в таком случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском ответа, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.

Для экспериментирования важно использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.

Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты :

1. Чтобы почувствовать движение воздуха, предложить помахать веером около лица. Вывод: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.

2. Предложить «поймать» воздух размахивая пакетом. Вывод: пустой пакет стал упругим – в нем воздух.

3. Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. Вывод: пустая бутылка оказалась не пустой – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузыри поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.

4. Объяснить, почему круг для плавания наполняют воздухом? Вывод: круг для плавания наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.

5. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Вывод: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Проведите следующие эксперименты :

“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем предметы из разных материалов. (всплывают деревянные предметы)

“Почему яйцо не тонет?”. Наливаем в один стакан воду пресную, в другой соленую. В соленой воде яйцо всплывает. (в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

“Цветок лотоса”. Цветок из бумаги, лепестки которого загнуты к центру, опускаем в воду. Цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются)

“Волшебные спички”. Надломить спички и капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и начинают расправляться)

“Подводная лодка из вишенки”. Берем стакан газированной воды и бросаем вишню, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа, вишенка всплывает. (пока газ не выдохнется, вишня будет тонуть и всплывать)

Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям возможность самостоятельно познавать законы природы, находить ответы на возникшие вопросы. Поэтому, важно, как в детском саду, так и в семье больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребенка» Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский.

Образовательный проект «Роль семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Золотая рыбка» города Обнинска. Образовательный проект.

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка .

Роль режима дня в развитии ребенка Очень важно, чтобы с первых дней жизни у ребенка формировались привычки, способствующие правильному развитию. Они формируются при условии.

Роль семьи в развитии личности Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Несомненно, педагогические.

Роль семьи в развитии речи детей Навык правильной речи приобретается прежде всего в семье. Семья может и должна быть союзницей дошкольного учреждения и школы в деле культуры.

Семинар-практикум «Роль предметно-развивающей среды в развитии у дошкольников интереса к профессиям» Цель: Формирование умения построения модели современной познавательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка
Опубликовано: 9 декабря 2017 в 15:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД