Папки-передвижки

Семейная культура и традиции

Венера Кривова
Семейная культура и традиции

«Семейная культура и традиции»

(духовно-нравственное воспитание в семье)

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Публикация «Семейная культура и традиции» размещена в разделах

Одной из задач ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому работа, проводимая в детском саду, должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в семьях воспитанников, и возрождение исконных духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей берет свое начало с раннего детства. С того момента, когда родитель собственным примером, а не только словами, показывает, как правильно себя вести в обществе, коллективе, поступать по отношению к другим людям, сверстникам. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладает неуважение, эгоистичность, лень и обман. Важно, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Если в детском саду рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, хорошего ничего не получится, он не будет знать, как правильно, «что такое хорошо», а «что такое плохо». Необходимо обеспечить высокий уровень общей культуры у всех субъектов образовательного процесса.

Одной из форм взаимодействия детского сада с родителями воспитанников может быть создание детско-родительского клуба, который рассматривается как добровольное объединение родителей, основанное на принципах личной заинтересованности, взаимоуважении и создано для решения практических задач воспитания и передачи лучших семейных традиций. Дети в игровой форме приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.

Цель — развитие духовно-нравственных качеств личности детей и родителей через взаимодействие в совместной деятельности.

Задачи:

1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию страны;

2. Воспитание интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

3. Ориентирование семей на духовно–нравственное воспитание детей, через формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми православные календарные праздники;

4. Вовлечение родителей в совместное детско-родительское творчество;

5. Укрепление семейных традиций и связи поколений.

Участники: дети 5-7 лет и их родители.

Начать необходимо с изучения детско-родительских отношений, психологического климата в семье, моделей семейного воспитания. Анкетирование родителей проводится с целью определения степени их ответственности за воспитание детей, приоритетов в воспитании, характера затруднений, возникающих во взаимодействии с детьми, и способов их разрешения.

На основном этапе работы организуется проведение клубных встреч по разработанным сценариям для детей 5-7 лет и родителей.

Цель встреч — формирование нравственных взаимоотношений между детьми и родителями через взаимодействие в совместной деятельности.

Сроки реализации:

Мероприятия в клубе рекомендуется проводить 1 раз в месяц. Продолжительность одной встречи — 40-50 минут.

Примерное тематическое планирование встреч в детско-родительском клубе.

Тема «Я и мой ребенок»

Цель: развивать умение подмечать настроение друг друга, умение налаживать эмоционально-положительный контакт и общение.

Тема «Светлый праздник Рождества»

Цель: воспитывать интерес, заинтересованное отношение к народным традициям.

Тема «Цветик-семицветик»

Цель: развитие способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка через установление визуального контакта, наблюдение и совместную деятельность.

Квест-игра «Семейный дом»

Цель: усиление роли семьи в воспитательном процессе

Тема: «Великий праздник Пасхи»

Цель: приобщение к опыту православной культуры, воспитание любви к своему народу и его традициям

Квест -игра «День семьи, любви и верности. Петр и Феврония»

Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление института семьи.

Диагностический этап. Анкетирование

Анкетирование родителей

Для выявления педагогической культуры родителей предлагается следующая анкета:

1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка:

а) смотрите передачи по телевидению и в сети Интернет;

б) посещаете лекции для родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный опыт?

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными:

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) приучение?

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки?

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

а) физическое наказание;

б) словесная угроза;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды?

С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе предлагалась следующая анкета:

1. Нравится ли Вам ваш малыш?

2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чём он рассказывает?

5. Поправляете ли Вы речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?

9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?

10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

По результатам анкетирования родителей можно условно выделить следующие типы:

1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с педагогами, психологом и социальным педагогом, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.

2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, внимание направлено на материальную обеспеченность. Вместе с тем наблюдается безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей.

3 категория: это самая психотравмирующая ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.

Анкета «Я и мой ребенок»

Можете ли Вы:

— В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

— Посоветоваться с ребенком, невзирая на возраст?

— Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

— Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

— Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

— Поставить себя на место ребенка?

— Поверить, хотя бы на минутку, что Вы добрая фея (принц?

— Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

— Всегда воздерживаться от употребления слов, которые могут ранить ребенка?

— Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

— Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?

— Не прореагировать, если ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

— Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз?

Ответы: могу и всегда так поступаю (3 балла); могу, но не всегда так поступаю (2 балла); не могу (1 балл).

Результаты анкеты:

1. Ребенок — самая большая ценность в семье. Вы стараетесь понять, узнать его, относитесь к нему с уважением. Вы поступаете правильно — результаты должны быть хорошими (30-39 баллов).

2. Забота о ребенке — вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно. Вам следует подумать над своим подходом к воспитанию ребенка (16- 30 баллов).

3. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания. Обратитесь к педагогам, психологу (менее 16 баллов).

Сценарий №2

Сценарий встречи «Цветик- семицветик»

Задачи: 1. Учить родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, наблюдение и совместную деятельность.

2. Формировать нравственные потребности, стремление активно проявлять чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием;

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции»Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции» "Народная культура и традиции" - очень важная тема. С детства малышам необходимо прививать любовь к Родине и знакомить детей с ее традициями.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг»Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг» Тема: «Казачий круг». Цель: Расширение представлений о культуре и традициях Оренбургского казачества, его музыкальном наследии посредством.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Семейная гостиная (фотоотчет)Семейная гостиная (фотоотчет) Одним из важных факторов для создания социально-педагогических условий в ДОУ является взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение.

Семейная мастерская!Семейная мастерская! Я впервые на этом сайте и конечно, хотелось бы начать с себя! Расскажу я о своей творческой семье и о наших увлечениях, коих много - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейная культура и традиции
Опубликовано: 20 апреля 2023 в 23:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД