«Школа профессиональных мам»

УДАЛЕНО
«Школа профессиональных мам»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.

(РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ)

2012-2013 уч. год

Цикл практических обучающих занятий

Цель: Обучать и совершенствовать знания родителей о взаимодействии мелкой моторики и речевого развития дошкольника, через игровую деятельность в домашней обстановке, используя различные материалы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Консультация «Игры на кухне»

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о развитии речи наших малышей. Мы начинаем цикл бесед и практических занятий на тему «Школа профессиональных мам». Почему именно профессиональных? Почти каждая женщина носит почетное звание «МАМА». Мама может все, и накормить, и приласкать, и обстирать, и пожалеть. А еще самое главное, мама должна вырастить Человека,да именно Человека с большой буквы. Который смог бы найти применение в нашем огромном и сложном мире. Мы, педагоги, хотели бы вам помочь в этом. Не каждая женщина владеет специальной профессией педагога, но она сможет стать профессиональным педагогом своего малыша дома. Вокруг вас существует множество источников информации: Интернет, литература, телевидение. Одним из источников является детский сад. Таким образом, мы хотели бы стать вашими помощниками в воспитании ваших детей. Чтобы ребенок став взрослым,мог сказать с гордостью «Моя мама настоящий ПРОФИ».Не жалейте времени и сил на воспитание своего ребенка.

«Школа профессиональных мам»

Одна из тем сегодняшнего вечера «Игры на кухне». Большую часть своего времени мама проводит на кухне. Порой бывает настолько занята, что не до ребенка. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых,редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается,что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. А ребенок весь день проводит в детском саду, он нуждается в вашем общении. Не отталкивайте его, старайтесь как можно дольше удержать возле себя, а не занимать телевизором. Дети быстро растут, вы будете вспоминать это время.

Привлекайте ребенка в совместную деятельность. Чтобы вы не готовили, обед или ужин, первое блюдо или второе. Объясняйте ребенку каждое свое действие, проговаривая вслух свои мысли. Поверьте,нет ничего эффективнее и проще в развитии речи дошкольника, чем простое общение с ним. По мере обогащения опыта малыша, появления новых наблюдений развиваются способности ребенка, происходит развитие речи, обогащается словарь, формируются математические представления, Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с вашим малышом.

Давайте обыграем ситуацию. Вы находитесь на кухне, занимаетесь приготовлением вкусного обеда или ужина. Привлекайте ребенка в свою деятельность. К примеру, с ребенком можно приготовить салат. Резать ребенок не умеет, но почистить какие – то овощи он сможет. Пусть плохо, но сколько стараний. Готовя салат, можно побеседовать с ребенком и занять его рисованием овощей.

Сегодня приготовим салат из овощей: помидоров и огурцов.

Выбирается родительницу из зала.

-Денис, сегодня ты будешь моим помощником.

-Давай приготовим с тобой вместе салат и удивим папу.

Мама показывает овощи.

- А какой сегодня будет салат?

-Правильно, овощной.

- А какие овощи у нас в миске (помидоры, огурцы, лук.)Какие еще овощи ты знаешь?

-А сколько здесь помидоров? огурцов? лука?

-Давай вместе помоем. А зачем мы их моем?

(потому что эти овощи растут близко к земле, на кустах, лук в земле, чтобы они были чистыми, чтобы вредные микробы не попали к нам в организм).

-Скажи какой помидор? (гладкий, красный, сочный, огурец? лук? Какого цвета?

-А по форме? (Помидор круглый, огурец овальный).

-А подумай и скажи,что еще можно приготовить из помидоров (сок, соус; Кстати сок у нас из помидор называется томатный, потому что у помидор есть еще одно имя ТОМАТЫ).А огурцы?

-А лук куда еще мы добавляем?

-А как ты думаешь, овощи полезные? (Конечно, в них множество витаминов).

Мама нарезает овощи.

- А что мама сейчас делает (нарезает овощи).

Предлагает по слогам проговорить, прохлопать названия овощей.

-А куда мы их будем складывать? (правильно, в салатницу, посуду для салата).

Мама все нарезала.

-А сколько всего было овощей?

-Теперь его заправим, посолим. Салат готов.

Не забудьте похвалить ребенка.

-Ты замечательный помощник, с тобой мы намного быстрее справились.

Таким образом, мы приготовили салат с ребенком. Какие задачи, мы решили? (Обагатили словарь новыми словами: салатница, томаты. Поработали над величиной, формой, цветом, закрепили свойства овощей, работали над прилагательными, глаголами)

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Известный педагог Н. И. Пирогов сказал, «чтобы судить о ребенке справедливо и верно нам нужно не переносить его из сферы в нашу, а сами переселяться в его духовный мир». Дети увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Для того, чтобы заниматься развитием речи малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существуют множество игр, в которые можно играть с малышом.

К примеру, вечером дома можно обыграть ситуацию:

Заходите на кухню и говорите:

- Денис, ты представляешь, пока нас не было дома, кто-то был у нас в гостях.

И показываете морковку. Пока ребенок раздевается,моет руки, можно приготовить заранее. Можно все что угодно, как позволит ваша фантазия.

-А как ты думаешь? кто это? Кто любит морковку? Правильно, кролик (зайчик).

-Да, в гости приходил кролик и оставил тебе вкусный подарок. Съешь его.

Ребенку очень полезно пережевывать твердую пищу, тренируется артикуляционный аппарат.

- А давай поговорим о морковке.

Здесь также с ребенком можно побеседовать о форме,цвете, свойствах моркови.

После ребенку можно предложить отблагодарить кролика.

-А давай мы отблагодарим кролика и приготовим ему подарок.

Это может быть рисунок или какая – нибудь поделка.

Работая руками, малыш тренирует свою мелкую моторику.

Известный педагог В. А Сухомлинский говорил:

«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи:

1. Развивается словарный запас;

2. Совершенствуется зрительно – двигательная координация, ориентировка в микропространстве;

3. Укрепляется мускулатура пальцев руки;

Специалисты в области детской психологии и логопедии, уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев «отстает», то и отстает развитие речи. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

А сей час мы переходим ко второй части нашей консультации,практической.

Кухня – место для развивающих игр

Уровень развития мышц руки и способность манипулировать мелкими предметами, управлять своими пальцами, совершать точные движения называется мелкой моторикой. Центры, отвечающие за работу рук, в головном мозге обширны и связаны с другими нервными структурами, обеспечивающими восприятие, мышление, память, речь, внимание. Поэтому развитие мелкой моторики рук способствует развитию всех интеллектуальных функций, а так же подготавливает руку к письму.

К сожалению, все обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития карапуза играть в них нужно часто. Но не всё так печально. Оглянитесь вокруг, и вы найдете немало подручных материалов, из которых можно смастерить отличные пособия для малыша. К тому же по своим развивающим свойствам они часто превосходят купленные аналоги. Подключайте к изготовлению игрушек пап, дедушек, бабушек и других домочадцев. Придумывайте развивающие игрушки вместе с детьми – ведь всем ребятишкам нравится быть помощниками и партнерами. А игрушка, изготовленная своими руками, обязательно станет самой любимой.

Развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка;

- рисование;

- аппликация;

- конструирование;

- раскрашивание;

- пальчиковые игры;

- вырезание;

- нанизывание бусинок на нитку;

- мозаика;

- пришивание пуговиц;

- завязывание узлов;

- плетение косичек;

- оригами и д. р.

Где больше всего времени проводят мамы и бабушки? На этот вопрос ответ простой – на кухне. А что делают в это время дети? Кто играет самостоятельно, кто пристает к папе с вопросами, кто мешает старшему брату делать уроки.

Возьмите ребенка с собой на кухню, и пока готовится вкусный обед, поиграйте вместе, ведь предметы для игр находятся там же. Вы даже и не подозреваете, сколько интересных и поучительных игр можно придумать с крупами, тестом, водой, овощами и прочими предметами, которые для нас, взрослых, столь обыденны.

Самым интересным материалом для игр на кухне мы считаем макаронные изделия. Далее описаны несколько игр, которые можно видоизменять с учетом возраста и способностей ребенка. Все он подобраны с тем расчетом, чтобы развивать у ребенка мышление, ловкость, координацию движений, тренировать мелкую моторику рук.

Игры с макаронами

«Золушкина кладовая»

Необходимо: макароны нескольких видов, перемешанные в одной чашке, несколько пустых чашек (по количеству видов макарон).

Предложите маленькой Золушке разложить макароны в разные миски, например колечки в одну, а спиральки в другую. А тем временем вы может заниматься своими делами.

«Бусы для бабушки»

1. Используем макароны в виде колечек или трубочек, нам понадобится шнурок, миска для макарон и сами макароны.

2. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на шнурок, а затем передайте эстафету.

3. Когда на шнурке набралось достаточно макаронных изделий, покажите, как шнурок может двигаться - имитируя движения змеи. Таким образом можно собрать бусы в подарок для бабушки, а потом раскрасить их акварелью.

«Сказочные деревья»

Необходимо: разноцветные макароны с отверстиями (предварительно окрашенные, длинные макароны-спагетти, пластилин.

Из пластилина формируется основание для деревьев, в него вставляются спагетти. Предложите ребенку нанизывать окрашенные макароны на ветки-спагетти, в различном порядке. Таким образом, можно создать фантастический лес для различных сюжетных игр.

«Кукла».

Для этой игры необходимо сделать куклу из пластмассовой бутылки. Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1—1,5 см (края обработайте, чтобы малыш не поранился). Предложите ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, черепашек и рожки. Покажите малышу, как проталкивать «еду» в ротик куклы.

«Макаронные аппликации».

Эта развивающая игра для детишек постарше — занятия сложнее. Макароны хорошо крепятся клеем ПВА или крахмальным клейстером к любой поверхности — бумаге, цветочному горшку, бутылке, рамочке для фотографий. Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить — получится необычно и стильно.

«Лепка с макаронами»

Необходимо: макароны и спагетти, пластилин.

Из пластилина формируется каркас будущего изделия, или фигурка, которая потом будет украшаться макаронами.

Такая игра понравиться детям в возрасте от полутора до девяти лет. Так что в нее можно играть одновременно с младшими и старшими детьми.

«Объемные поделки из макарон»

Простор фантазии для изготовления поделок своими руками практически неограничен. Сделать оригинальные и полезные вещи можно из любых подручных предметов. Но о том, что поделки делают даже из макаронных изделий, знают немногие. Причем они получаются очень красивые и смотрятся великолепно. Учитывая это, можно сказать, что макароны – не только полезный продукт питания, но и отличный материал для оригинальных изделий. А симпатичные поделки из макарон станут отличным украшением для кухни и детской.

Итог.

Таким образом, в заключении хотелось бы сказать, что развитие речи вашего ребенка в ваших руках, в прямом и переносном смысле. Не отталкивайте своего ребенка от себя, а старайтесь расти вместе с ним. Не забывайте что, речь является важнейшей функцией человека, а хорошая речь- это главное условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с людьми. А помочь им в этом должны мы, взрослые.

Спасибо всем за участие.

Логопед-дефектолог

ГубинаГ. И

Воспитатели

ЕрмаковаН. И

АлдашкинаН. П

Публикации по теме:

Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Еда, продукты питания
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Школа профессиональных мам»
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 15:04
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной технике рисования с детьми старшей группы «Новогоднее...
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей «Снежная сказка»
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....