Получи документы

«Школьная готовность». Родительское собрание в подготовительной к школе группе

Татьяна Чекасина
«Школьная готовность». Родительское собрание в подготовительной к школе группе

Ход мероприятия

Подготовительный этап

1. Оформление памяток «Рекомендации родителям», «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?», «Мудрые» советы».

2. Оформление компонентов готовности ребенка к школе.

3. Организация выставок методической литературы и дидактических игр по теме собрания.

Публикация «„Школьная готовность“, Родительское собрание в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Ведущий. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребенок готов к школе»?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее развивать познавательную активность будущего ученика.

Тест для родителей «Готовы ли вы отдать ребенка в школу»

Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.

(На столах лежат:

• черная полоска - сильное беспокойство;

• синяя полоска - умеренное беспокойство;

• красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.)

От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

(Высказывания родителей.)

Готовность к школе – это определенный уровень:

• социальных умений (умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение);

• развития функций, без которых обучение невозможно или затруднено (организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, восприятия, зрительно-моторных координаций и др.);

• личностного развития (самосознание, самооценка, мотивация);

• состояния здоровья и т. д.

I. Физическая готовность

Состояние здоровья.

Физическое развитие.

Развитие анализаторных систем.

Развитие мелких групп мышц.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой

Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

С началом школьной жизни происходят колоссальные изменения, многократно возрастают физические и психические нагрузки, изменяется привычный режим дня, фазы труда и отдыха, укорачивается время сна, повышается нагрузка на все анализаторы: зрительные, слуховые и т. д.

Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким, здоровым. Больной ребенок усваивает программу за счет «сверхнапряжений», перегрузок, которые впоследствии негативным образом сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье ребенка.

Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирования правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и разнообразными должны быть их движения.

II. Личностная готовность:

Принятие позиции школьника.

Потребность в общении.

Умение подчиняться правилам и интересам группы.

Способность устанавливать отношения с другими детьми.

Способность действовать совместно с другими детьми.

1. как ребенок относится к школе – во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней, если школа привлекает дошкольника интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны для самого ребенка и для окружающих взрослых. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться неровно.

Встречаются дети, которые боятся идти в школу, а причиной подобного отношения является то, что детей запугивают сами взрослые. Понятной становится боязнь и тревога этих детей и складывается негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения.

Создание у ребенка положительного отношения к школе:

- экскурсия с ребенком в школу, встреча и знакомство с учителями (воскресная школа);

- показ фотографий, связанных со школьными годами родителей;

- семейное чтение художественной литературы, совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением;

- совместное участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

2. отношения с окружающими – изменяются с поступлением в школу. Учитель обращается к ребенку строже, чем воспитатель. Доказано, что возможность принятия учебной задачи зависит от характера отношения ребенка к взрослому. Ребенок должен уметь правильно воспринимать учителя, его действия и слова.

Необходимо учить ребенка устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми ребятами, с которыми он будет учиться, проводить свободное время;

3. отношение к самому себе – на рубеже старшего дошкольного и младшего возрастов происходит качественный скачок в изменении самоотношения ребенка. Самооценка становится более объективной. Это отношение к себе является предпосылкой для формирования таких компонентов учебной деятельности, как контроль и оценка. В развитии самосознания, самооценки ребенка одним из главных факторов служит оценка взрослого.

Рецепты победного учения:

- поддерживайте даже самый маленький успех ребенка;

- хвалите за конкретное дело, поступок; точно определите, что нужно ребенку: строгость, похвала или стоит на некоторое время оставить его в покое;

- подумайте, чем конкретно вы можете помочь ребенку, вдохновляйте его на новые достижения;

- принуждение порождает отвращение к учению, заинтересовывайте ребенка;

- отрицательная оценка – враг интереса и творчества, полученная ребенком «двойка» – это уже наказание для него; не ругайте за «плохие» отметки, иначе это будет повторным наказанием за один и тот же поступок;

- верьте в своего ребенка, вселяя в него уверенность в собственные силы и возможности;

- терпение и еще раз терпение!

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

• «Вот пойдешь в школу, там тебе.», «Ты, наверное, будешь двоечником.» (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

• «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником.» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

• «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)

• «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

• «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)

III. Волевое усилие – впереди ребенка ждет напряженный труд, ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания, что не так-то легко. Поэтому ребенку необходимо научиться управлять своим поведением, т. е. развивать самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Эмоционально-волевая готовность

Способность управлять своими эмоциями и поведением.

Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Стремление преодолевать трудности.

Стремление к достижению результата своей деятельности.

IV. Нравственные чувства – важны для полнокровной жизни ребенка в школе. У старших дошкольников уже развиты зачатки таких важных чувств, как чувство долга и ответственности, трудолюбия и т. д. При правильном воспитании этот нравственный багаж довольно ценен и не так уж мал у ребят. К концу дошкольного возраста сформированные нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности.

V. Психические процессы:

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения в школе. Осложнить его могут неустойчивое внимание, трудности переключения, постоянное отвлечение, низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания.

Причины отставания часто кроются в состоянии ребенка:

- неудовлетворительное здоровье;

- эмоциональное напряжение;

- утомление;

- неадекватно жесткие требования родителей.

Недостаточное развитие внимания и памяти не сразу, но могут вызвать трудности в письме, чтении, математике.

Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Несформированность речи встречается почти у 60% первоклассников. В основном это нарушение звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составить связный рассказ по картине.

Можно воспользоваться заданиями, которые помогут развить у ребенка познавательные способности вашего ребенка (память, внимание, восприятие, мышление, а также подготовить руку ребенка к письму.

Для достижения положительного результата

необходимо выполнение следующих условий:

- занимайтесь с ребенком систематически;

- продолжительность занятий не должна превышать 30 минут;

- включайте в занятия игровые элементы - пока это основной способ познания окружающего мира;

- приучайте ребенка выполнять работу до конца, аккуратно, красиво, правильно;

- не наказывайте ребенка за ошибки, поощряйте успехи.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

(рекомендации Коноваленко С. В.)

1. Свое имя, отчество, фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город и главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Ф. И. О. родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, приметы времен года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь, головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать некоторых русских поэтов, писателей, некоторые их произведения.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картине или по серии картинок.

17. Запомнить и назвать 6-9 предметов или картинок, 5-7 слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом» и т. д.

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Таким образом, чтобы обеспечить нормальный переход ребенка в школу, ему необходима продуманная подготовка. Важно, чтобы она была всесторонней и осуществлялась в единстве всех граней воспитания.

Так же Вам предлагается пять типов готовности детей к обучению в школе и перечень характеристик, входящих в их состав. Укажите, пожалуйста, в какой степени, на Ваш взгляд, значимы для успешного обучения в начальной школе каждый из предложенных типов готовности, пронумеровав их от 1 (наиболее значимые) до 5 (наименее значимые).

Педагогическая готовность – навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.

Интеллектуальная готовность – наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции.

Мотивационная готовность – желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемых школой.

Эмоционально-волевая готовность – умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.

Коммуникативная готовность – умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив.

Затем родителям для обсуждения предлагается следующая ситуация:

Мама будущего первоклассника. Я беседую с дочерью о школе, рассказываю, что учеба - это интересное, но ответственное занятие. У нее много вопросов о школе, на каждый я стараюсь ответить.

Психолог. Для ребенка учеба - праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы».

Мама будущего первоклассника. А как формировать у ребенка нравственно-волевые качества?

Психолог. Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Мама будущего первоклассника. Как убедить ребенка выполнять поручения?

Психолог. Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой - укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое

Что же должен уметь ребенок к 1 сентября?(Следуют ответы родителей, ведущий выслушивает и обобщает их.)

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня - поправить прическу, почистить костюм. Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как - со взрослыми.

Прикреплённые файлы:

sobranie_lcph6.ppt | 1593,5 Кб
 
Публикации по теме:

Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе»Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе» i]Родительское собрание[/i] Готовность детей к обучению в школе».Цель:1. знакомство родителей с видами психологической готовности детей.

Родительское собрание «Речевая готовность ребенка к школе» Родительское собрание: «Готовность ребенка к школе». Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Одно то, что вы сегодня присутствуете.

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе» Речевая готовность к школе. Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь.

Родительское собрание «Готовность ребёнка к школе» Родительское собрание для родителей «Готовность ребёнка к школе» Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития.

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе» "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ". Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Готовность ребёнка к школе» Цель: установление партнёрских отношений с.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность детей к школьному обучению» Выступление на родительском собрании Возрастная группа: подготовительная. Тематика выступления: готовность детей к школьному обучению.

Родительское собрание в подготовительной группе «Возрастные особенности детей. Подготовка их к школе» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к школе» Родительское собрание в подготовительной группе «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе»Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о психологической готовности ребёнка к школе, ведь, к сожалению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Школьная готовность». Родительское собрание в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 10:48
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД