Лучший педагог года

Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

Наталья Афонина
Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Воспитание растущего человека как личности – это сложный процесс выполнения задаваемых обществом норм и принципов развития. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности.

Публикация «Консультация „Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой“» размещена в разделах

И сегодня актуальна проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению.

Телевидение и интернет активно вытесняют литературу, но именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Книга помогает развивать память, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.

Приобщение к книжной культуре как к части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, привитии интереса к чтению и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Согласно фГОС образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:

владение речью как средством общения и культуры;

развитие речевого творчества;

знакомство с книжной культурой, детской литературой;

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В результате анализа практики работы ДОО можно сделать вывод о том, что ребенок старшего дошкольного возраста демонстрирует следующие недостатки в результатах:

не развит интерес к художественной и познавательной литературе;

не привит интерес к чтению больших произведений;

недостаточный уровень знания детей о произведениях зарубежных писателей.

Анализ недостатков в процессе:

загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;

не прослеживается система в планировании по данной проблеме;

низкий уровень активности родителей как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией;

нечеткое формулирование целей и задач образовательной деятельности по приобщению дошкольников к книжной культуре;

низкий уровень самообразования педагога по данному направлению.

Таким образом складывается противоречивая ситуация. Гармоничное развитие личности ребенка возможно при условии существования социально-культурных ценностей, понимания книжной культуры, однако нечеткая постановка задач в образовательной деятельности, отсутствие систематизации в планировании по данной проблеме, отсутствие организации свободной деятельности детей, равнодушное отношение родителей к педагогической работе делают этот процесс затруднительным.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Оптимизация системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Результативность можно определить следующими целевыми ориентирами:

а) Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.

Конкретизация: У ребенка складываются предпосылки грамотности.

Проявление: Ребенок может организовывать монолог и диалог с детьми по поводу проблем, затронутых в произведении, выразительности текста, совместно обсуждают прочитанное.

б) Целевые ориентиры: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.

Конкретизация: Знаком с правилами бережного отношения к книге.

Проявление: Ребенок бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает

в) Целевые ориентиры: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

Конкретизация: Знаком с произведениями детской литературы.

Проявление: Знает, где приобретается литература, посещает детские библиотеки, знает сказки, соответствующие возрасту.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе

Содержание:

Необходимо обратить особое внимание к содержанию работы дошкольного образовательного учреждения, которое обеспечивало бы сохранение самоценности периода дошкольного детства, его развития.

В связи с этим можно предложить по формированию интереса детей к книге следующее :

-простое чтение воспитателя в кругу детей;

-семейные вечера чтения;

-недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

-выставки книг: «Книги о природе», «Книги о животных», «Мир сказок»;

-организация викторин: «Какие я знаю сказки», «Каких детских писателей я знаю»;

-тематические КВН;

-конкурсы чтецов, рассказчиков;

-родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка»;

-внедрение проектов «Откуда пришла книга»;

-тематические акции, реставрация книг: «Книга своими руками», «Книжки-малышки»;

-оформление информационных стендов совместно с родителями «Круг чтения вашего ребенка», «Читаем дома», «Книга на выходные»;

-организация библиотеки в детском саду;

-совместное посещение с родителями детской библиотеки;

-внедрение мультимедийных пособий: «Откуда пришла книга», «Калейдоскоп сказок».

Средства обучения и воспитания

-Дидактические игры и упражнения:

o«Волшебные слова»;

o«Дополни имя»;

o«Сказки о животных»;

o«Исправь ошибку»;

o«Назови сказочного героя с необычным обликом».

-Сказочные загадки.

-Задания:

o«Исправь ошибку»;

o«Проверим, хорошо ли вы знаете сказки? Из какой сказки эти слова?».

Контроль:

Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой необходимо проведение мониторинга. Можно использовать методику Т. П. Романовой «Формирование интереса и потребности в чтении»

Беседа-опрос детей по теме «Ознакомление детей с книжной культурой» (Т. П. Романова)

Цель: выявить у ребенка уровень сформированности интереса к художественной литературе и потребности в чтении

Анкета для родителей по теме «Роль книги в семье» (Т. П. Романова)

Цель: выявить уровень заинтересованности родителей в формировании у ребенка интереса к чтению художественной литературы

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов

Для достижения требуемых результатов по данной проблеме необходимо внести следующие изменения.

Кадровые:

повышение квалификации педагогов в образовательной области «Речевое развитие» (курсы, семинары, практикумы, круглые столы);

организация психологических тренингов для педагогов;

совместная работа с педагогом и психологом по данной проблеме.

Научно-методические:

разработка методических рекомендаций для родителей;

разработка мультимедийных пособий для детей;

подборка научных статей;

осуществление образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с книжной культурой;

использование интерактивных дидактических материалов.

Материально-технические:

-приобретение пособий и дидактических игр по проблеме;

-приобретение современных информационно-коммуникативных технологий (компьютер, интерактивная доска).

Нормативно-правовые:

Распорядительные документы:

федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;

устав МБДОУ детского сада № 61 г. о. Самара

типовое положение;

правила внутреннего трудового распорядка;

коллективный договор;

Локальные документы:

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников;

правила приема воспитанников в МДОУ;

порядок оказания платных образовательных услуг (в том числе основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг);

режим занятий воспитанников;

положение об Общем собрании трудового коллектива МДОУ;

положение о Совете МДОУ;

положение о Педагогическом совете МДОУ.

Информационные:

размещение информации для родителей в родительских уголках, на сайте детского сада;

изготовление памяток и стенгазет;

осуществление взаимодействия между педагогами, родителями и психологом с помощью дистанционного общения, посредством интернет-сайтов;

использование в планировании картотеки мероприятий, направленных на ознакомление детей с книжной культурой.

Организационные:

взаимодействие с психологом детского сада (проведение тренингов для педагогов и родителей, консультации);

работа с родителями воспитанников (проведение совместных мероприятий, праздников, педагогических гостиных, консультаций).

Публикации по теме:

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности» «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ» Выполнила: Трощенкова Галина Викторовна Воспитатель.

I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» 2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную.

III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности Содержание: 1. Аннотация 2. Введение 3. Теоретические основы 3.1Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 3.2Взаимосвязь.

НОД по ознакомлению с родной культурой «Традиции русской семьи» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа. Задачи: • Образовательные: - продолжать приобщать детей к культурному.

Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой. 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста» Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

Система работы по теме: «Повышение интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе» Система работы воспитателя МБДОУ-детский сад№7 города Татарска Науменко Евгении Валерьевны по теме : «Повышение интереса детей дошкольного.

Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности Воображение- способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Воображение и творческая активность - важнейшая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 19:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД