Сказка в русской живописи

Ирина Агафонова
Сказка в русской живописи

Многие художники создают красочный и декоративный стиль иллюстраций к народной сказке. Вопросы декоративности, нарядности рисунка тоже очень существенны в детской книге. Нарядность привлекает ребёнка, делает для него книгу притягательной. Книга своим внешним видом может сразу доставить непосредственное удовольствие ребёнку. Ко всему яркому декоративному ребёнок тянется непроизвольно.

Одними из самых известных художников-анималистов являются Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Рачёв, В. Конашевич. Они иллюстрировали произведения, в которых действующими лицами являются звери.

Один из самых выдающихся иллюстраторов детской книги- Ю. Васнецов. Он большое внимание уделяет русскому народному творчеству. Поэтому чаще всего он иллюстрирует русские народные сказки- «Репка», «Курочка-ряба», «Теремок», «Лисичка со скалочкой» и др. В основе образов животных, изображённых Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придаёт некоторая условность, очеловеченность животных (вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол, пилят дрова и др.) и орнаментированные детали костюмов: у кота-украинские сапожки, у курицы-фартук и др.

Знакомя детей с персонажами сказок, всегда обращали внимание на пейзаж, изображённый на иллюстрациях. Вот, например, пейзажи к сказкам «Три медведя», «Волк и семеро козлят». В иллюстрациях к сказке «Три медведя» густой, дремучий лес, большой крепкий дом, и в другой сказке- маленькая простая лесная избушка и стоит на пенёчке.

Интересно раскрывает себя в этой области другой художник- Е. Чарушин. У него рисунки наполнены живыми воспоминаниями жизненных наблюдений. Перед ребёнком, как живые, ласковые зверушки, со всеми их повадками. Е. Чарушин изображает животных в трогательно- реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный более жёсткий ворс взрослых животных.

А вот фон неброский, т. к. художник главным считает своих героев. Он сосредоточивает внимание ребёнка на образе и поэтому опускает лишние детали.

Другой художник, работающий в области народной сказки-Е. Рачёв. Он создаёт характеры зверей, очень сильно приближая их к человеческим характерам. Недаром он так любит одевать своих зверей в одежды, которые носит человек. В костюмах и определяется национальный характер сказок. Так, в сказке «Два жадных медвежонка» лиса та же, что и в «Лисичке со скалочкой», но по костюму мы определяем, что «Два жадных медвежонка»- венгерская народная сказка.

Важную роль играет природа в рисунках к народным сказкам. Мы видим на иллюстрациях к ним берёзки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа.

Почти все художники детской книги занимались иллюстрированием сказок. Один из самых известных среди них — В. Конашевич. Персонажи его рисунков кажутся выдуманными, но для ребёнка они представляют двойной интерес. Они удовлетворяют его потребность в красочном и необычайном, дают богатую пищу для познания, размышления.

С яркой фантазией и большим вкусом оформлены Конашевичем книги Чуковского, Андерсена, сказки Пушкина.

Художник иллюстратор строит свои композиции на белом листе бумаги. В основном он работал акварелью, чёрной тушью, пером.

Книги, иллюстрированные этими художниками, помогают развивать у детей детское творчество в изобразительной деятельности.

Особый интерес вызывает у детей создание изображений на темы сказок. У каждого малыша есть свои любимые сказки и сказочные герои. Поэтому предложение создать картинки к сказкам или слепить сказочных персонажей всегда вызывает у детей положительные эмоции.

В своей средней группе я начала работу на темы сказок в изобразительной деятельности следующим образом: дети лепили фигурки животных к сказкам «Колобок», «Три медведя». Затем по сказке «Три медведя» мы рисовали на тему: «Медведи гуляют по лесу». Дети изобразили дремучий лес, медведей, показав их разных по росту, но в этой группе в сказочные одежды мы зверей не одевали. А вот в старшей и подготовительной группах работа на темы сказок будет усложняться и расширяться. Здесь уже стоит предложить детям одеть персонажи в одежды; нарисовать различные эпизоды сказок: встреча колобка с разными персонажами, домик трёх медведей, самих медведей, девочку. В этих группах целесообразно предложить детям рисунки к сказкам Пушкина: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане». Предложить нарисовать разные эпизоды из сказок, отображая природу, наряжая героев в соответствующие костюмы.

Проводя такие занятия, я старалась предоставить детям выбор фона, средств художественного изображения: краски, карандаши, пастель, восковые мелки и т. д.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Роспись вылепленных героев сказки «Царевна-лягушка». Программные задачи: Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Учить детей расписывать вылепленные фигурки, отображая впечатления,.

Знакомство детей подготовительной группы с видами изобразительного искусства. Профессии. Оборудование:иллюстрации, альбомы, фотографии, плакаты, марки, посуда, украшения. Ход занятия. 1.- Ребята, вы слышали слова "изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказка в русской живописи
Опубликовано: 17 мая 2013 в 22:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Неделя доброты.
Многие современные родители считают, что ребенка важно развивать, особенно в "пробивных" качествах: настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за...
Ребёнок и дорога
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В...
Долгосрочный проект в средней группе «Государственные праздники в России»
Вид проекта: групповой, долгосрочный. Тип проекта: информационный, творческий. Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, их родители. Место...
Друзьям на МAAM
"Я тут как-то сидел… сидел, думал, наедине, ну, то есть один, и вдруг понял — а ведь я неплохой! Я совсем не плохой, может быть, даже хороший. Ну, я не...
Картотека подвижных игр во второй младшей группе по программе «Радуга»
Картотека подвижных игр по программе «Радуга» в младшей группе 1. Приоритетная образовательная область: физическое развитие Виды деятельности: игровая,...