Получи документы

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье

Аристова Алёна Олеговна
Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье.

Аристова Алёна Олеговна, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Красный Яр, воспитатель.

В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых «неблагополучных» (проблемных) семей, характеризующихся смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно.

Публикация «Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье» размещена в разделах

Жестокость и насилие в семейной жизни существовали всегда, случаи избиений и даже убийств родителями собственных детей – явление не новое. Но сегодня они выходят за рамки семейной трагедии.

Семья является главным социальным институтом в воспитании ребенка. Для родителей и педагогов ребенок – единый объект внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.

В своей статье я ссылаюсь на следующее определение «насилие - подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное.»[1, c.57]

На основании этого мною сделан вывод, что понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения. В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов.

Насилие, пережитое в детстве, является фактором-предикатором формирования пограничной личностной организации, характеризующейся диффузией идентичности, низким уровнем когнитивной оснащенности образа «Я» с высокой зависимостью от поля и значительным участием аффективных компонентов. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.

В качестве причин жестокого поведения родителей называют:

- социально-экономические факторы : безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами;

- психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные иди гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса [2, с. 148].

Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителей может усилить конфликт и привести к изоляции ребенка в семье. Исследователи считают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, имели большие проблемы в общении с близкими людьми.

Задача педагога – создать педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к воспитателю.

Социально-педагогическая деятельность имеет большее значение в профилактике и коррекции страхов и переживаний детей, подвергшихся насилию. Социально-педагогическая помощь детям – жертвам насилия определяется исходя, прежде всего, из психологических особенностей каждого ребёнка. Педагог должен не только учитывать отношение ребёнка к себе, но и овладеть искусством, создавать эти отношения и педагогически целесообразно выстраивать их.

Педагог должен поставить для себя задачи: способствовать уменьшению у ребенка, чувства страха и бессилия; повышение самооценки и уверенности в себе; формирование и мотивирование родительской ответственности за здоровое развитие, и воспитание детей.

В организации своей деятельности педагог должен применять различные формы работы (групповые или индивидуальные) и методы, такие как беседа, наблюдение, анализ документов, анкетирование, организация досуга, ролевые игры, консультирование, социально-педагогические, коррекционно-развивающих тренинги и мастер-классы для детей и родителей.

Список литературы

1. Елисеев Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. – М. : Свобода, 1999. – 386 с.

2. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2005. - 256 с.

Публикации по теме:

Индивидуальная работа с ребенком раннего возраста в области «Социально-коммуникативное развитие» Игровая ситуация: «Пригласим куклу Катю в детский сад» Цель: Развивать у ребенка умение выполнять игровые действия, при ведущей роли взрослого,.

Мастер-класс «Работа с родителями». Генеологическое древо «Профессиональные династии в моей семье»Мастер-класс «Работа с родителями». Генеологическое древо «Профессиональные династии в моей семье» А начала я со слов: «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» Всем вам известна.

Педагогическая гостиная для родителей «Повышение роли отца в семье» Можно утверждать, что ребенок, в силу обстоятельств обделенный любовью родителей или даже одного из них, например отца, вряд ли научится.

Подвижные игры с детьми 3–5 лет в семье Подвижные игры с детьми 3 -5 лет в семье». Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития.

Предварительная работа по социально-экологическому проекту «Экологическая тропинка детского сада»Предварительная работа по социально-экологическому проекту «Экологическая тропинка детского сада» В феврале 2018г я буду участвовать в конкурсе "Педагогический дебют - 2018". Одним из заданий конкурса является разработка социально-педагогического.

Проект «Профессии в моей семье», в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитие дошкольников Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста. Задачи: Расширять общую осведомленность.

Проектная работа «Развитие речи детей в семье» Развитие речи детей в семье Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития.

Презентация «Психологический портрет детей подвергшихся насилию» Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном.

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях Детско- родительский клуб "Мир детства" разработали воспитатели Ананьина Светлана Владимировна и Жукова Татьяна Александровна. Подведем.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 16:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД