Вежнина Кристина
Мастер-класс «Создание электронного портфолио с целью демонстрации достижений педагога и его профессиональной компетенции»
Цель : передача личного опыта по созданию электронного портфолио педагога с целью демонстрации достижений педагога и его профессиональной компетенции.
Задачи:
1) познакомить коллег с преимуществами электронного портфолио педагога;
2) разъяснить значимость создания электронного портфолио;
3) познакомить педагогов с вариантами оформления электронного портфолио;
4) познакомить со структурой электронного портфолио;
Публикация «Мастер-класс „Создание электронного портфолио с целью демонстрации достижений педагога и его профессиональной компетенции“» размещена в разделах
- Портфолио воспитателя и педагога
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
5) познакомить педагогов с пошаговыми действиями:
–выбор программы для создания портфолио;
– создания дизайна портфолио;
– подбор информации для электронного портфолио;
– трудности, возникающие на разных этапах создания электронного портфолио.
Ожидаемые результаты:
1) Электронное портфолио как современная эффективная форма оценивания и средство решения важных задач:
– поддержание высокого уровня мотивации;
– поощрение активности и самостоятельности;
– расширение возможностей обучения и самообучения;
– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
2) Портфолио позволит учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
3) Портфолио обеспечит накопление информации, необходимой для:
– своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога;
– портфолио как форма представления индивидуальных достижений педагога для широкой общественности.
– овладение информационными компетентностями педагогами.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Создание электронного портфолио педагога с целью демонстрации достижений педагога и его профессиональной компетенции». В настоящее время требования к аттестации педагога становятся всё выше и строже. Каждый педагог в межаттестационный и аттестационный период должен иметь документ, в котором фиксируются те сведения о нём, которые отражают его профессиональную компетентность в образовательной деятельности. Этот документ называется портфолио педагогического работника.
В рамках сегодняшнего мастер-класса я хочу затронуть следующие вопросы:
1. Что такое портфолио педагога и какова его цель?
2. Что такое электронное портфолио?
3. Структура электронного портфолио.
4. Какие трудности, возникают на разных этапах создания электронного портфолио?
I. Теоретическая часть
В современном информационном обществе наиболее актуальным становится создание электронного портфолио педагогического работника. Процесс создания портфолио, обмен опытом с другими коллегами дают возможность осуществлять самооценку своей познавательной, творческой, проектно исследовательской деятельности, ИКТ-компетентности.
Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога.
Создание собственного портфолио поможет воспитателю :
• систематизировать накопленный опыт;
• определять направление деятельности;
• показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности;
• отслеживать творческий и профессиональный рост;
• содействовать формированию навыков самооценки;
• позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.
Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя :
1) Бумажное портфолио – представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.
2) Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint или MicrosoftWord) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода –визитка педагога.
3) Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
4) Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.
II. Практическая часть
1. Выбор программы для создания портфолио
Для начала поговорим о выборе программы для создания портфолио. Целесообразно воспользоваться программами PowerPoint или MicrosoftWord, а затем перевести готовый документ в PDF с помощью конвертера.
2. Выбор дизайна портфолио
Стоит отметить, что нет единого стиля создания электронного портфолио. Все зависит от вашей индивидуальности. При выборе дизайна не стоит забывать о главных требованиях:
– единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации информации;
– фон слайдов портфолио должен быть одинаковый, чтобы не отвлекать внимание от содержания;
– в презентации использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста;
– текст и заголовки в презентации должны быть примерно одного цвета.
3. Структура портфолио
В настоящее время не существует единых стандартов и требований к оформлению портфолио, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений.
Примерная структура педагога ДОУ :
1. Титульный лист (фото педагога, ФИО, название организации);
2. Педагогическое кредо;
3. Общие сведения (дата рождения; сведения об образовании; специальность; квалификация; специальность; стаж педагогический; квалификационная категория);
4. Курсы повышения квалификации;
5. Грамоты и благодарности;
6. Участие в семинарах и конференциях различного уровня;
7. Представление опыта работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
8. Публикации в официальных изданиях по профилю педагогической деятельности;
9. Используемые современные образовательные методики и технологии;
10. Предметно-развивающая среда;
11. Диагностика;
12. Работа с родителями;
13. Кружковая работа;
14. Наставничество;
15. Общественная жизнь;
16. Результаты педагогической деятельности :
• проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности;
• наличие у воспитанников творческих способностей;
• формирование у воспитанников личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.).
17. Приложение. В приложении следует собрать фото-, видео- и другие материалы по усмотрению педагога.
Для распространения педагогического опыта, важно свое электронное портфолио разместить в сети Интернет.
4. Какие трудности, возникают на разных этапах создания электронного портфолио?
– Технические. Неумение работать с программами, позволяющими создать электронное портфолио;
– Самооценка собственных достижений.
Заключение
Деятельность современного педагога может быть настолько широка, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одной папке просто невозможно. В этом случае целесообразно создание электронного портфолио, которое объединит и представит все аспекты его деятельности педагога.
Портфолио повышает социальную активность педагогов, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет отслеживать развитие профессионального уровня педагога и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Да, работа над портфолио очень трудоемкая. Трудоемкость заключается в переосмыслении воспитателя, который выступает в роли исследователя, своего педагогического опыта, в создании условий развития устойчивого познавательного интереса, в систематической диагностике и обработке ее результатов.
В заключение отметим, что портфолио – инструмент мониторинга профессиональных достижений педагога. А возможности электронного портфолио еще шире. Они позволяют получить внешнюю объективную оценку коллег, а при желании родителей и воспитанников.