Папки-передвижки

Способы неконфликтного общения родителей с детьми

МАРИНА КОЦЕРУБА
Способы неконфликтного общения родителей с детьми

Круглый стол

«Способы неконфликтного общения родителей с детьми».

Участники: родители

педагог-сихолог К

воспитатель группы

Цели:

- способствовать формированию доброжелательной атмосферы в группе;

- раскрыть актуальность профилактики конфликтных отношений между родителями и детьми;

- познакомить родителей с эффективными способами коммуникации;

- обсудить проблемы общения родителей и детей;

Публикация «Способы неконфликтного общения родителей с детьми» размещена в разделах

- потренироваться в использовании понятия «Я-сообщение», «Ты-сообщение»;

- способствовать осознанию невербальных средств установления контакта.

Ход круглого стола:

1. Знакомство.

Цель: способствовать формированию доброжелательной атмосферы в группе. Метод: упражнение-представление по кругу "Если бы я был …" (ребенком, едой, погодой, игрушкой, одеждой, и т. д.)

2. Формулирование проблемы.

Цель: актуализация и формулирование проблемы.

Форма: обсуждение в большой группе.

• Выступление воспитателя группы

«Актуальность профилактики конфликтных отношений между родителями и детьми».

• Выступление психолога

«Способы неконфликтного общения родителей с детьми».

Прекрасно намерение каждого родителя всегда стремиться к ровным бесконфликтным отношениям со своим ребенком. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желание взрослого и ребенка однажды разойдутся. Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы и родителя и ребенка всегда совпадали. Как мы, взрослые, строим свое родительское поведение в подобных ситуациях взаимодействия?

Задание родителям. Закончить предложение: «Для меня оказаться в

затруднительной ситуации общения с ребенком это

Высказывания записываются на листе ватмана, в завершение делается резюме о том, что затруднительные ситуации в общении с ребенком могут стать и путем к кризисному развитию отношений, и способом выхода из конфликтных отношений.

Нередко в семьях возникают ситуации, в которых проблема принадлежит родителю

Например, родитель устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой. Он хочет посидеть в тишине, а ребёнок шумно играет. Взрослый испытывает дискомфорт. Когда проблема принадлежит родителю, он может:

- попытаться непосредственно повлиять на ребёнка;

- попытаться повлиять на самого себя;

- попытаться повлиять на обстоятельства (например, изменить обстановку, принять необходимые меры безопасности).

Сегодня мы рассмотрим тему: «Как родитель может повлиять на ребёнка, не создав при этом конфликтной ситуации».

Существует две формы обращения к другому человеку: ты-сообщения и я-сообщения.

Как правило, «Ты»-сообщения нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый. В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. («Ты всегда оставляешь беспорядок в комнате», «Ты никогда не одеваешься самостоятельно», «Прекрати это делать»). По сути, каждое «ТЫ»-сообщение содержит выпад, обвинение или критику ребёнка.

«Я»-высказывания являются более эффективным способом в плане влияния на поведение ребёнка, которое взрослый не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми.

Нарисуем схему сообщений для родителя, который устал и не хочет играть со своим сынишкой.

Ты-сообщение.

Родитель устал – «Ты меня утомил. Ты что не можешь посидеть хоть немного тихо(шифр) – процесс расшифровки «Я плохой» (реакция ребёнка).

Я-сообщение.

Родитель устал – «Я очень устал. Мне хотелось бы, чтобы в комнате было тихо. Пожалуйста, играй тише». Процесс расшифровки «Папа устал» (реакция ребёнка).

В «Я»-сообщениях делается акцент на чувствах и причинах, их вызвавших («Я чувствую усталость, когда громко кричат»). Вы говорите от первого лица, о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении. «Я»-сообщение – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряжённых ситуациях.

«Я»-высказывания составляются из четырё х частей:

• Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».

• Точное называние своих чувств, испытываемых в этой ситуации: «Я чувствую…».

• Предпочитаемый вами исход («Мне хотелось, чтобы…», «Я был бы рад…»).

• Просьба («Пожалуйста)

Например, ребёнок залез на высокое дерево (забор, лестницу). Родитель : «Саша, когда я вижу, что дети залезают так высоко, я волнуюсь. Мне хотелось бы, чтобы этого не было. Пожалуйста, не залезай так высоко».

Такую фразу можно произнести вместо фразы: «Ты опять залез на лестницу.

Чтобы я этого больше не видела».

В общении может быть использована не полная форма «Я»-высказывания, а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто сегодня будет убирать игрушки», «Когда я вижу грязные руки, мне становится неприятно»). Первоочередная цель «Я»-высказывания – не заставить кого-то сделать, а сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее.

«Я»-высказывание имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты»-высказыванием.

- Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.

- «Я»-высказывание даёт возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей бронёй «авторитета», который стараемся поддержать во что бы то ни стало. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же -делает взрослого ближе, человечнее.

- Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. Дети берут пример с взрослого. Вместо «Дай мне!», «Хочу!», говорят «Мне хочется», «Я не могу больше ждать».

- Высказывая своё чувство без приказа и выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

Научиться посылать «Я»-высказывания непросто. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я»-высказывания, взрослые заканчивают «Ты»-высказыванием. Например: «Меня расстраивает это твоё хныканье». Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределённые местоимения, обобщающие слова. Например: «Меня расстраивает, когда дети хнычут».

Далее с родителями проводится обсуждение данной темы.

Вопросы для обсуждения:

- Какую форму обращения вы чаще всего используете в общении с детьми?

- В каких ситуациях, по вашему мнению, можно было избежать конфликтов с детьми, используя «Я»-сообщение?

2. Эффективные способы коммуникации родителей с детьми.

Цель: научиться формулировать «Я»-высказывания в общении с детьми и в повседневном общении, осознать невербальные средства установления контакта.

Форма: работа в малых группах; работа в большой группе.

Метод: упражнение - «Я»-высказывания».

Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении «Я» -высказывания таким образом: группа объединяется в команды, ведущий выдаёт каждой команде листы с приготовленными заранее «Ты»-высказывания, а задача участников – переформулировать их в «Я»-высказывания.

Например:

- Ты меня утомил своим криком. - Когда кричат, я чувствую усталость. Мне бы хотелось, что бы дома все разговаривали спокойно.

- Ты грязнуля. Посмотри на свои руки. – Когда я вижу грязные руки, мне становится неприятно. Давай договоримся мыть руки, когда они грязные.

- Шнурки ты завязывать не умеешь, куртку застёгивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь? – Я так устаю всё время завязывать шнурки, как мне хотелось бы, чтобы ты научился это делать самостоятельно.

- Тебе бы только играть, а не заниматься. – Я сержусь, когда дети не хотят заниматься. Мне хотелось бы, чтобы мы уделяли время и для игр и для занятий.

- Ты не понимаешь, что перебиваешь взрослых? – Мне неприятно, когда мешают разговаривать. Пожалуйста, подожди немного.

- Ты опять залез на лестницу. Слезь сейчас же. – Когда дети высоко находятся, я волнуюсь. Пожалуйста, не делай этого.

- Ты что, не можешь быть внимательнее к другим? Наступил мне на ногу. – Когда наступают на мою ногу, мне больно. Пожалуйста, ходи аккуратно.

- Ты разве не слышишь, что я тебя попросила быстрее одеваться? – Когда я кого-то долго жду, то устаём. Пожалуйста, одевайся быстрей.

- С тобой бесполезно разговаривать, ты никогда ничего не слушаешь. – Когда я хочу с кем-то поговорить, и меня не слушают, я расстраиваюсь. Мне хотелось бы, чтобы ты меня выслушал.

- Ты не понимаешь, что без разрешения ничего нельзя брать со стола взрослых?- Когда берут мои вещи без спроса, мне это неприятно. Мне бы хотелось, чтобы ты спрашивал разрешение.

Далее первая группа называет свои «Ты»-высказывания, а вторая группа должна как можно быстрее заменить их на «Я»-высказывание. Потом группы меняются местами. Можно предложить каждой группе по 3 «Ты»-высказывания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вызывало сложности при составлении «Я»-высказываний?

2. Какие ошибки чаще всего допускались?

3. Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Метод: упражнение «Установление контакта».

Ровное, бесконфликтное общение, как правило, влияет на эмоциональное благополучие ребёнка. Однако принятие ребёнка должно демонстрироваться родителями, проявляться эмоционально и с помощью невербальных средств.

Данное упражнение поможет нам проверить свои возможности установления контакта.

- Сейчас один из участников выйдет из комнаты. Когда он вернётся, ему надо определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека.

Ведущий спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо вступить в

контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников к вступлению в контакт.

Упражнение включает ещё два последовательных шага, организация которых аналогична приведённому выше; только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем - каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие признаки были определяющими при установлении готовности к вступлению в контакт?

2. Как ребёнок, ориентируясь на невербальные средства общения, узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?

Таким образом, для ребёнка очень важен доброжелательный невербальный контакт с родителями. О принятии родителем ребёнка говорит, прежде всего, доброжелательный взгляд, приободряющая или весёлая улыбка, кивки в знак согласия, приветствующие жесты, а если необходимо сочувствующий взгляд. Общаясь таким образом с ребёнком, взрослый всем своим видом даёт понять, что ребёнок ему интересен и приятен.

3. Итоги.

Первоочередная цель «Я»-высказывания – не заставить кого-то сделать, а сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее.

«Я»-высказывание позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной

для ребёнка форме.

«Я»-высказывание даёт возможность детям ближе узнать нас, взрослых.

Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.

Высказывая своё чувство без приказа и выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

Доброжелательный невербальный контакт с родителями формирует у ребёнка чувство защищённости, помогает развивать уверенность в своих силах.

5. Рефлексия.

Цель: развивать умение видеть себя, свои действия, ощущения.

Форма: анализ, обсуждение

В конце родителям предлагается в нескольких предложениях высказать, что понравилось, что вызвало удивление, трудности, каким было самочувствие, настроение.

Предложения:

-оформить рекомендации для родителей : «Способы неконфликтного общения» (см. папка «Рекомендации психолога для родителей»)

-предложить родителям игры, способствующие развитию доброжелательных взаимоотношений с детьми (см. папка «Рекомендации психолога для родителей»)

Ответственные за проведение:

Педагог-психолог

Литература

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. «Психология общения в детском возрасте». СПб. : Питер, 2008.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком – как?» М., 1997.

3. Гоношенко Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. 2005. № 4.

4. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 1999.

5. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. «Психогимнастика в тренинге». СПб., 1993.

6. Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми». СПб. : Речь, 2005.

Публикации по теме:

Рефлексия педагога как способ продуктивного общения с детьми раннего возраста «Рефлексия педагога как способ продуктивного общения с детьми раннего возраста». Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы.

Психологический тренинг по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Интерактивные формы работы с родителями ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Тема.

Консультация для родителей «Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения» Первые слова ребенка обычно вызывают у родителей не меньшее восхищение, чем первые шаги. Правда, первые шаги не означают, что ребенок научился.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

КВН для родителей подготовительной группы «Игра — радость общения» Цель: создание условий для активного участия родителей в педагогическом процессе, оказание им помощи в организации совместной игровой деятельности.

Несколько советов молодым воспитателям по оптимизации общения с детьми 1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний,формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес.

Памятка для родителей. Материалы для рисования и способы их использования (чем можно рисовать с ребенком дома) Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Детям нравится быть «первооткрывателями»,.

Рекомендации для родителей «Способы закаливания детей» Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми. В детском саду проводят занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры-работа.

Семинар для родителей «Учимся искусству общения с ребенком» Цель: 1. Привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачных способов родительского.

Эффективные техники речевого общения с детьми Эмоции в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы неконфликтного общения родителей с детьми
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 07:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД