Блиц-игра «Своя игра», для педагогов

Елена Шушакова
Блиц-игра «Своя игра», для педагогов

«Своя игра» для педагогов.

Цель: Формирование целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Правила игры: игра состоит из двух частей – синий и красный геймы. В каждом гейме по 20 вопросов, по 5 в каждой теме. В синем гейме вопросы более простые, они подразделяются по темам:

1. «Поэзия пестование»;

2. «Бытовой фольклор»;

3. «Потешный фольклор»;

4. «Игровой фольклор»

Каждая тема – по 5 вопросов. За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 50 (первый правильный ответ 10, второй 20 и т. д.). За неправильные ответы баллы минусуются. В красном гейме предлагаются вопросы по темам:

1. «Герои народного фольклора»;

2. «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»;

3. «Народные сказки»;

4. «Фольклор и русская литература».

За правильные ответы присуждаются баллы от 20 до 100, соответственно вычитаются за неправильные.

В игре принимают участие две команды по 5-6 человек. Победившая считается та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

В завершении синего и красного геймов участникам предлагается один вопрос, на который они могут поставить все набранные баллы. При правильном ответе сумма баллов удваивается, при неправильном – все баллы сгорают.

Вступительная часть

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Синий гейм

I часть «Поэзия пестования».

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Ответ: (колыбельные) – 10 баллов

2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?

Ответ: (повторы) – 20 баллов

3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Ответ: (пестушки) – 30 баллов

4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Ответ: (прибаутка) – 40 баллов

5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ: (конкретно образное мышление) – 50 баллов

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

II часть «Бытовой фольклор»

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

Ответ: (заклички) – 10 баллов

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

Ответ: (приговорки) – 20 баллов

3 вопрос – Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»

Ответ: (дразнилки) – 30 баллов

4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?

Ответ: (страшилки) – 40 баллов

5 вопрос – Кому принадлежат слова «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии»

Ответ: (Л. С. Выготскому) – 50 баллов

Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

III часть «Потешный фольклор»

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:

«На семеры сани

По семеро в сани.

Летят три пичужки

Через три пустых избушки».

Ответ: (скороговорки) – 10 баллов

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ: (К. И. Чуковский) – 20 баллов

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Ответ: (скоморошины) – 30 баллов

4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?

Ответ: (загадки) – 40 баллов

5 вопрос – Как называется словесная игра с зашифрованным счетом, сопровождающаяся определенными действиями?

Ответ: (сечка) – 50 баллов

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

IV часть «Игровой фольклор»

1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т. д.

Ответ: (хороводные) – 10 баллов

2 вопрос – Какой поэтический прием используется в детских играх, основанных на фольклоре?

Ответ: (приговор) – 20 баллов

3 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

Ответ: (считалки) – 30 баллов

4 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами) – 40 баллов

5 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Ответ: (правил) – 50 баллов

Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

Красный гейм

I часть «Герои народного фольклора»

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

Ответ: (медведь) – 20 баллов

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

Ответ: (баба-яга) – 40 баллов

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

Ответ: (курочка-ряба) – 50 баллов

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: блоха-попрыгуха, слепень-жигун, муха-горюха?

Ответ: (терем-теремок) – 80 баллов

5 вопрос – отгадайте загадку «Тур – потутур

Потурурившись сидит,

Ждет гостей из Нова-города».

Ответ: (кот) – 100 баллов

Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.

II часть «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»

1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».

Ответ: (при купании) – 20 баллов

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

Ответ: (прибаутка) – 40 баллов

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Ответ: (ознакомление с природой, с животными) – 60 баллов

4 вопрос – Какие игры способствуют развитию чувства ритма, равновесия, речи, фонематического слуха, ходьбы и т. д. ?

Ответ: (хороводные) – 80 баллов

5 вопрос – В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Ответ: (в режимные периоды – одевание, кормление, купание, укладывание спать) – 100 баллов

Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в …. проблем разностороннего развития ребенка.

III часть «Народные сказки»

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

Ответ: (петушок-золотой гребешок) – 20 баллов

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (волк и семеро козлят) – 40 баллов

3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов) – 60 баллов

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Ответ: («Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка и др.) – 80 баллов

5 вопрос – Кто из известных педагогов назвал сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики»?

Ответ: (К. Д. Ушинский) – 100 баллов

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

IV часть «Фольклор и русская литература»

1 вопрос – В произведении какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

Ответ: (Василий Жуковский, баллада «Светлана») – 20 баллов

2 вопрос – В каком произведении известный русский поэт описывает момент гаданья своей героини?

- Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит

Он чудно вылитым узором

Все что-то чудное гласит …

Ответ: («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) – 40 баллов

3 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

Ответ: (Михаил Пришвин) – 60 баллов

4 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке) – 80 баллов

5 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Ответ: (Владимир Даль) – 100 баллов

Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

Игра «Ва-банк»

Вопрос на все баллы или на часть выигранных.

Как называются детские народные игры с такими словами:

«Шел молчан

По всем городам:

Кто стукне-брякнет,

За волосы драть,

До слез добивать,

Последнее слово – тыру»

(молчанки)

Подведение итогов. Слова благодарности всем участникам!

Публикации по теме:

Педагогический проект на тему: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Цель проекта: Использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста. Задачи проекта: Повышение интереса.

Собери из частей.Собери из частей. Игра "Собери из частей"Цель: закреплять знания детей о транспорте, учить составлять целое из частей, развивать мышление Игра для детей.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Времена года и погода
  • Транспорт
Автор публикации:
Блиц-игра «Своя игра», для педагогов
Опубликовано: 30 сентября 2012 в 07:27
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...