Блиц-игра «Своя игра», для педагогов

Елена Шушакова
Блиц-игра «Своя игра», для педагогов

«Своя игра» для педагогов.

Цель: Формирование целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Правила игры: игра состоит из двух частей – синий и красный геймы. В каждом гейме по 20 вопросов, по 5 в каждой теме. В синем гейме вопросы более простые, они подразделяются по темам:

1. «Поэзия пестование»;

2. «Бытовой фольклор»;

3. «Потешный фольклор»;

4. «Игровой фольклор»

Каждая тема – по 5 вопросов. За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 50 (первый правильный ответ 10, второй 20 и т. д.). За неправильные ответы баллы минусуются. В красном гейме предлагаются вопросы по темам:

1. «Герои народного фольклора»;

2. «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»;

3. «Народные сказки»;

4. «Фольклор и русская литература».

За правильные ответы присуждаются баллы от 20 до 100, соответственно вычитаются за неправильные.

В игре принимают участие две команды по 5-6 человек. Победившая считается та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

В завершении синего и красного геймов участникам предлагается один вопрос, на который они могут поставить все набранные баллы. При правильном ответе сумма баллов удваивается, при неправильном – все баллы сгорают.

Вступительная часть

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Синий гейм

I часть «Поэзия пестования».

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Ответ: (колыбельные) – 10 баллов

2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?

Ответ: (повторы) – 20 баллов

3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Ответ: (пестушки) – 30 баллов

4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Ответ: (прибаутка) – 40 баллов

5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ: (конкретно образное мышление) – 50 баллов

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

II часть «Бытовой фольклор»

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

Ответ: (заклички) – 10 баллов

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

Ответ: (приговорки) – 20 баллов

3 вопрос – Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»

Ответ: (дразнилки) – 30 баллов

4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?

Ответ: (страшилки) – 40 баллов

5 вопрос – Кому принадлежат слова «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии»

Ответ: (Л. С. Выготскому) – 50 баллов

Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

III часть «Потешный фольклор»

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:

«На семеры сани

По семеро в сани.

Летят три пичужки

Через три пустых избушки».

Ответ: (скороговорки) – 10 баллов

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ: (К. И. Чуковский) – 20 баллов

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Ответ: (скоморошины) – 30 баллов

4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?

Ответ: (загадки) – 40 баллов

5 вопрос – Как называется словесная игра с зашифрованным счетом, сопровождающаяся определенными действиями?

Ответ: (сечка) – 50 баллов

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

IV часть «Игровой фольклор»

1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т. д.

Ответ: (хороводные) – 10 баллов

2 вопрос – Какой поэтический прием используется в детских играх, основанных на фольклоре?

Ответ: (приговор) – 20 баллов

3 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

Ответ: (считалки) – 30 баллов

4 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами) – 40 баллов

5 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Ответ: (правил) – 50 баллов

Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

Красный гейм

I часть «Герои народного фольклора»

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

Ответ: (медведь) – 20 баллов

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

Ответ: (баба-яга) – 40 баллов

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

Ответ: (курочка-ряба) – 50 баллов

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: блоха-попрыгуха, слепень-жигун, муха-горюха?

Ответ: (терем-теремок) – 80 баллов

5 вопрос – отгадайте загадку «Тур – потутур

Потурурившись сидит,

Ждет гостей из Нова-города».

Ответ: (кот) – 100 баллов

Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.

II часть «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»

1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».

Ответ: (при купании) – 20 баллов

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

Ответ: (прибаутка) – 40 баллов

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Ответ: (ознакомление с природой, с животными) – 60 баллов

4 вопрос – Какие игры способствуют развитию чувства ритма, равновесия, речи, фонематического слуха, ходьбы и т. д. ?

Ответ: (хороводные) – 80 баллов

5 вопрос – В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Ответ: (в режимные периоды – одевание, кормление, купание, укладывание спать) – 100 баллов

Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в …. проблем разностороннего развития ребенка.

III часть «Народные сказки»

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

Ответ: (петушок-золотой гребешок) – 20 баллов

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (волк и семеро козлят) – 40 баллов

3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов) – 60 баллов

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Ответ: («Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка и др.) – 80 баллов

5 вопрос – Кто из известных педагогов назвал сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики»?

Ответ: (К. Д. Ушинский) – 100 баллов

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

IV часть «Фольклор и русская литература»

1 вопрос – В произведении какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

Ответ: (Василий Жуковский, баллада «Светлана») – 20 баллов

2 вопрос – В каком произведении известный русский поэт описывает момент гаданья своей героини?

- Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит

Он чудно вылитым узором

Все что-то чудное гласит …

Ответ: («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) – 40 баллов

3 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

Ответ: (Михаил Пришвин) – 60 баллов

4 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке) – 80 баллов

5 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Ответ: (Владимир Даль) – 100 баллов

Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

Игра «Ва-банк»

Вопрос на все баллы или на часть выигранных.

Как называются детские народные игры с такими словами:

«Шел молчан

По всем городам:

Кто стукне-брякнет,

За волосы драть,

До слез добивать,

Последнее слово – тыру»

(молчанки)

Подведение итогов. Слова благодарности всем участникам!

Публикации по теме:

Педагогический проект на тему: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Цель проекта: Использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста. Задачи проекта: Повышение интереса.

Собери из частей.Собери из частей. Игра "Собери из частей"Цель: закреплять знания детей о транспорте, учить составлять целое из частей, развивать мышление Игра для детей.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • ПДД
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Блиц-игра «Своя игра», для педагогов
Опубликовано: 30 сентября 2012 в 07:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...