Папки-передвижки

Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»

Елена Цурикова
Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»

Конспект НОД для старшей разновозрастной группы

Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах

Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: макитра, глэчик, чугун, коромысло, черкеска, кауны.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.

Демонстрационный материал: папаха, мужской и женский казачьи костюмы, макитра, чугунок, глэчик, коромысло, вышивки, полотенце, салфетки, украшенные кружевом.

Раздаточный материал: заготовки для рушников, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка кубанская игра «Кауны», рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие люди, самые дорогие люди. Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?

Дети: Родственники, родычи, предки.

Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами побываем в хате, в которой живёт казачья семья, и увидим некоторые предметы быта, которыми пользовались наши дальние предки.

Возьмём папаху, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети кружатся и повторяют слова, потом проходят в комнату, где расположены предметы быта казаков.

Воспитатель: Вот мы и попали в казачью хату, О, да в этой есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка (встаёт) : Здравствуйте, хлопчики и девчата (низко кланяется! Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, дети дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель: Мы с ребятами очень хотели побывать в кубанской хате, рассмотреть её, узнать как вы живёте, чем занимаетесь.

Казачка : С удовольствием расскажу вам обо всём. Ребята, как вы думаете, кто был главой казачьего семейства?

Дети: Главой семьи был казак.

Казачка : Правильно. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов.

Посмотрите, какой он носил красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занималась дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу. Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он очень тяжёлый, но, зато каша в нём вкусная. Тесто я замешиваю в макитре - большом, глиняном горшке. Молоко храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. Ну, а чаем угощаю, конечно, из самовара.

Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Посмотрите, что вы видите украшенное вышивкой? Кружевом? (Скатерть, полотенце, салфетки).

Казачка : Правильно. А кто знает, как называется полотенце у казаков?

Дети: Рушник.

Казачка : Умницы. На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны?

Дети: Бабушка и дедушка, мама и папа, дети.

Воспитатель: Молодцы. В крепкой казачьей семье уважают стариков, берегут родителей и любят детей.

Казачка : Рушником встречали гостей и украшали дом, самый красивый вешали в красный, т. е. в красивый, видный угол, где обычно висела икона.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать рушники.

Казачка : А у меня уже тесто подошло, напеку я пирожков, пока вы украшаете рушники.

(Дети проходят в зал, где стоят столы с красками, баночками с водой, салфетками и заготовками для рушников.)

Воспитатель: На Кубани так идёт, что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец,

И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт

Утварь всю по дому справит

Чашей полной дом тот станет.

А сейчас мы с вами немного поиграем в казачью игру, которая называется «Кауны». Кто знает, что такое «кауны»? (Арбузы).

(Дети выбирают водящего - «сторожа», которого одевают в жилет, шапку и бороду). Игра проводится 2 раза.

Воспитатель: Мы отдохнули с вами, а теперь давайте распишем рушники.

(Дети выполняют работу).

Воспитатель предлагает взять свои работы и показать их казачке.

Дети вместе с воспитателем переходят в кубанскую хату и показывают свои рушники. Казачка рассматривает работы детей и хвалит их.

Казачка : А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чём я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка : А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка : Как называется посуда, в которой получается очень вкусная каша?

Дети: Чугун.

Казачка : Из чего поили чаем гостей?

Дети: Из самовара.

Казачка : С помощью чего приносят воду из колодца?

Дети: Коромысло.

Казачка : Ну, молодцы. На прощанье хочу я вас угостить пирожками. Принимайте угощение.

(Дети прощаются с казачкой и вместе с воспитателем проходят в группу).

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 21:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД