Папки-передвижки

«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации

Надежда Дульберг
«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации

В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное : поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

Публикация «„Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком“, Методические рекомендации» размещена в разделах

В течение нескольких лет приоритетным направлением работы педагогов нашего дошкольного учреждения является социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами нашего сада стоит задача – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является изучение истории возникновения кубанской народной куклы.

Ее главная ценность в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

Народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Работа с народной куклой

С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.

Именно поэтому, на базе изостудии «Радость» был разработан и апробирован проект «Кукольный календарь», в котором мы вместе с детьми попытались изучить, сохранить и в какой-то мере возродить традицию изготовления куклы.

Цель – формирование у дошкольников интереса к истории и культуре кубанского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.

Задачи, реализующие цель:

• Познакомить с особенностями кукол кубанского народа.

• Раскрыть роль народной куклы в жизни людей.

• Научить изготовлять тряпичную куклу.

В процессе ознакомления детей с историей возникновения кубанской народной куклы учитываются следующие принципы:

1. Принцип доступности изучаемого материала.

2. Принцип историзма, который реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания.

3. Принцип «Единство эмоций, действия, интеллекта» - этот принцип предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущено им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. всё, что пропущено человеком через душу в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь.

4. Принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

Этапы:

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение кукол по народному календарю

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы.

5. Изготовление обереговых и игровых, сувенирных кукол

Немного из истории

В кубанских народных традициях отмечено участие детей в обрядах осеннего периода, зимних святок, Масленицы, встречи весны, Пасхи и т. д. Детские праздники проходили как бы параллельно со взрослыми: дети подражали взрослым и все же это был другой мир праздника, - отличный от взрослого - мир участия игровой куклы.

Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления и отделки кукол, сделанных руками взрослых.

Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки.

Давным-давно кукол делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.

Куклы обычно делались из кусочков старой, ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина, вызывающей положительные эмоции и воспоминания. Особенно это важно приизготовлении оберегов для детей (Кувадки, Пеленашки). Для их изготовления не использовались острые предметы: ножницы (ткань разрывали руками) и иголки, также никогда не обрабатывали и не подшивали края ткани.

Обрядовые же куклы делались из нового, нарядного полотна. Все детали кукол и их одежды закреплялись нитками, преимущественно красного (обережного) цвета.

Куклам практически никогда не рисовали лица, чтобы они оставались неодушевленными, и в них не вселялись злые силы.

К игровым куклам менее строгие требования, тут уже можновоспользоваться ножницами и иголкой (Веснянка, Куколка на счастье). Куклы делаются разной величины, от маленьких, помещающихся в кулачке оберегов для путников (Подорожниц, до больших, обрядовых кукол Масленица или Крестец. Но самые популярные размеры «с ладонь» и «с локоть».

Изготовление кукол приурочивается не только к бытовым событиям, обрядам, но тесно связывается со временами года, календарными праздникам, поэтому нами был составлен «Кукольный календарь».

При изготовлении тряпичной куклы необходимо учитывать:

Потребность

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению кубанских традиций и обычаев.

Исторические традиции

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой кубанского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Изготовление кукол сопровождалась пением, уговорами, стихотворениями. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Инструменты и материалы

Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы нам не пригодятся: кукла-оберег традиционно изготавливается без использования иглы и ножниц. И в этом тоже исторически был заложен огромный смысл. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь. Это правило для большинства народных кукол.

Нам потребуются: нитки, немножко ваты, синтепон, лоскутки ткани, тесьма и ленты.

Технология изготовления

Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и элементом красивой сказки, которую можно создать своими руками. Если есть вера, обереги станут магическими, а если нет веры, то оберег останется красивой куклой.

Аккуратность и безопасность выполнения

Нам не придётся особенно беспокоиться о безопасности труда, ведь, как было уже сказано выше, куклы-обереги изготавливаются без использования иглы и ножниц.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Публикации по теме:

Чувашская тряпичная кукла История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка» Цель занятия: • Ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую береговую куклу на основе традиционной технологии.

Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком»Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком» "Зажигает лето солнца свет, Ласково всех приглашает! Здравствуй, лето! Солнышко, привет! Как же летом сладостно раздолье. Обласкает нежно.

Мастер-класс для родителей «Создаем народные куклы своими руками. Тряпичная кукла-оберег «Желанница»Мастер-класс для родителей «Создаем народные куклы своими руками. Тряпичная кукла-оберег «Желанница» Подготовила Жерносек Елена Александровна воспитатель 1. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного.

Методические рекомендации родителям «Читайте книги вместе с детьми» Детская книга – это средство образования и воспитания ребёнка. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется.

Проект «Тряпичная кукла». Приобщение детей к истокам русской культуры Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через образ «Народную куклы» Автор: Чижова Любовь Григорьевна воспитатель МБДОУ Курагинский.

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой.

Тряпичная кукла, её роль в мини-музее Тряпичная кукла, её роль в мини-музее. Так сложилось исторически, что любовь к куклам у ребенка заложена на генном уровне. Кукла неразрывная.

Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс.Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс. Кукла «Капустка» получила свое название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Куклу делали в разных областях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации
Опубликовано: 22 января 2018 в 12:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД