Изобразительная деятельность как средство самовыражения ребенка

Лариса Сидоркович
Изобразительная деятельность как средство самовыражения ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41

Выступление на тему:

«Удовлетворение детей в самовыражении в процессе изобразительной деятельности»

Воспитатель:

Сидоркович Лариса Юрьевна

г. Усть-Кут. 2013г

В Современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового всесторонне развитого высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах). Испытывать чувства радости от процесса труда желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи - век учись» важно не пропускать тот период в жизни ребенка, когда формируется основные навыки и умения, среди которых центральное место отводиться воображению, фантазии, интересу к новому. Если же эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее допустимых средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности. В рисунке раскрываются особенности мышления, воображения. Так же как и игра, рисунок позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Поэтому я поставила задачу формировать навыки изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка. Опираясь на интегрированное направление предметно-пространственного осваивания детьми окружающего мира.

В качестве структурного элемента в содержании обучения и развития я взяла тематический цикл занятий, ходящих в состав тематики недели.

Так например при прохождении темы «женский день» дети готовят подарки для мамы, поздравительную открытку, способом оборванных кусочков бумаги украшают вазу, создают цветы с помощью объемной аппликации. Рисуют цветы для мам с помощью красок, пластинографией создают цветы на листке.

При прохождении темы «Профессий» ребята с помощью аппликаций рисовали, и способа складывания создают свое творчество, изображение транспорта на котором работают люди разных профессий (моряк, шофер, машинист, судоводитель)

Интегрированные формы работы с детьми предполагает привлечение знаний из разных областей наук и индивидуального опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

Так прохождение темы «Родной город».Ребята узнают о городе где родились и живут, называть улицу где находится дом. Расположение центральной улицы города. Какие здания в городе. Учатся рассказывать о своем городе. А с помощью ручного творчества дети знакомятся с техникой аппликацией,с бумажной пластикой как способом декоративного преобразования, основанных на эстетических и пластических и пластических свойствах бумаги и картона (способы складывания оригами, вырезания).Проводятся коллективные творческие работы.

Создания главной улицы города с помощью конструирования.

Работа проводится, используя ресурсное обеспечение.

Условия

Для развития детского творчества в группе создана развивающая среда «Центр художественного творчества»

Творческие способности детей будет эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работ с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Это может быть бумага разных форматов, фактур, цветов, картон, кисти различной конфигурации (плоские и крупные); мелки, цветные карандаши, акварель, гуашь, пластилин, крупы, пуговицы, бисер, природные материалы (шишки, листья, веточки). В работе использовались шишки в изготовлении «Ежа» на тему «Дикие животные», а с помощью пуговиц и нитей создавали узоры.

В центре художественного творчества размещены схемы – образцы, трафареты, линейки, книжки-раскраски. Ребенок часто не может самостоятельно принять творческое поведение и нуждается в обучении этому.

Я поставила работу таким образом.

В совместной деятельности взрослого и детей (на занятиях).Если ребенок не усвоил на занятии и не справился, то в результате совместной деятельности, доводим вместе начатую работу до конца или я предлагаю обратиться за помощью товарища. Использую взаимовыручку, умение прийти на помощь товарищу.

Обучение включает в себя объяснение, демонстрацию с последствием закреплением сначала в совместном действии с ребенком, а потом и в самостоятельном действии.

Так в центре изобразительного творчества ребята могут взять материал для закрепления, пройденного на занятии. В процессе деятельности ребенок всегда нуждается в эмоциональном подкреплении, в поддержании мотивации, в условиях, созданных специально для него. И я говорю «Сегодня ты будешь настоящим художником, сам выберешь краску и нарисуешь ею или» или «Сегодня ты будешь придумывать, как это делают все художники»Стараюсь не забегать вперед, совершая действия за ребенка и излишне не опекаю его, и обязательно похвалю его за его старания, поощряя самостоятельность, перечисляю вслух поэтапно все, что он выполнил:» Ты взял маленькую кисточку и очень аккуратно закрасил домик, крышу одним цветом, а стену- другим. Какой ты молодец»

Ребенку очень очень важно видеть и знать,что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям. Поэтому столь важно формирование среды,в которой будет востребовано такое творчество. Среда эта включает, прежде всего, тех кто оказывает на ребёнка основанное влияние -его семью и близкое окружение. Необходимо обучать родителям совместному с ребенком творчеству и правильному отношению к ребенку в процессе его творчества. Требования родителей должны быть адекватны реальным возможностям ребенка. Родителям надо научится и бережной оценки результата детского труда, даже если они не очень значительны, пониманию того, что у ребенка есть потенциальные возможности, которое некогда не появляется сразу.

Я подготовила работу с родителями,таким образом. Связь между семьей и воспитателем построена на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для посвящения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используют разные формы: индивидуальные консультации, папки-передвижки, анкетирование. С целью вовлеченья родителей и детей в общее интересное дело, предполагающие непосредственное общение взрослых с ребенком в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть стенд «Древо знаний» на котором есть информация о тематике недели, что дети узнают за неделю, чему научатся, рекомендации и домашние задания, так же есть информационный листок, на котором в папках находятся интересное для изучения материалы, «Игры-задания» по работе с детьми. Совместно с родителями осуществлялась выставка «С Новым Годом» «Умелые ручки моей мамы и бабушки». Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо совершенствовать умения детей, расширять кругозор, побуждать воспоминания, что они видели интересного вокруг, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы активизирую опыт ребят, что похожее они рисовали,лепили, как они это делали; вызвать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Считаю работу необходимой и очень важной

Результат:

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Когда мы говорим о самостоятельной изобразительной деятельности обычных детей, то подразумеваем, что ребенок сам способен осуществить выбор темы и техники изображения. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым количеством изобразительных навыков и имеет опыт выражения себя посредством изобразительной деятельности. Из предложенных ему техник он сам выбирает, чем ему рисовать или лепить. Он может самостоятельно найти необходимые ему материалы в шкафу, принести их из дома или обратится с просьбой педагогу. Он умеет по своему выбору штриховать или закрашивать изображение, самостоятельно подобрать цвета для адекватного выражения настроения и состояния. Кроме того,он может экспериментировать, изобрести что либо новое, неожиданным образом смешать краски или расположить персонажей. Таким образом он наиболее полно выражает собственную индивидуальность.

Особый ребенок часто испытывает существенные затруднения в ситуации выбора, не говоря уже о том, что он может не владеть речью. Поэтому чаще всего выбор он осуществляет из предложенных педагогом вариантов темы, имеющихся материалов и немногих освоенных им техник изображения.

Прикреплённые файлы:

sidorkovich-l-yu-prezentacija-2_koj2a.ppt | 2645,5 Кб | Скачан: 109
 
Публикации по теме:

Образовательный проект «Использование игровых приемов в развитии речевой деятельности»Образовательный проект «Использование игровых приемов в развитии речевой деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Выполнила : воспитатель группы.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Новый год
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как средство самовыражения ребенка
Опубликовано: 3 октября 2013 в 13:33
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...