Изобразительная деятельность как средство самовыражения ребенка

Лариса Сидоркович
Изобразительная деятельность как средство самовыражения ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41

Выступление на тему:

«Удовлетворение детей в самовыражении в процессе изобразительной деятельности»

Воспитатель:

Сидоркович Лариса Юрьевна

г. Усть-Кут. 2013г

В Современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового всесторонне развитого высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах). Испытывать чувства радости от процесса труда желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи - век учись» важно не пропускать тот период в жизни ребенка, когда формируется основные навыки и умения, среди которых центральное место отводиться воображению, фантазии, интересу к новому. Если же эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее допустимых средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности. В рисунке раскрываются особенности мышления, воображения. Так же как и игра, рисунок позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Поэтому я поставила задачу формировать навыки изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка. Опираясь на интегрированное направление предметно-пространственного осваивания детьми окружающего мира.

В качестве структурного элемента в содержании обучения и развития я взяла тематический цикл занятий, ходящих в состав тематики недели.

Так например при прохождении темы «женский день» дети готовят подарки для мамы, поздравительную открытку, способом оборванных кусочков бумаги украшают вазу, создают цветы с помощью объемной аппликации. Рисуют цветы для мам с помощью красок, пластинографией создают цветы на листке.

При прохождении темы «Профессий» ребята с помощью аппликаций рисовали, и способа складывания создают свое творчество, изображение транспорта на котором работают люди разных профессий (моряк, шофер, машинист, судоводитель)

Интегрированные формы работы с детьми предполагает привлечение знаний из разных областей наук и индивидуального опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

Так прохождение темы «Родной город».Ребята узнают о городе где родились и живут, называть улицу где находится дом. Расположение центральной улицы города. Какие здания в городе. Учатся рассказывать о своем городе. А с помощью ручного творчества дети знакомятся с техникой аппликацией,с бумажной пластикой как способом декоративного преобразования, основанных на эстетических и пластических и пластических свойствах бумаги и картона (способы складывания оригами, вырезания).Проводятся коллективные творческие работы.

Создания главной улицы города с помощью конструирования.

Работа проводится, используя ресурсное обеспечение.

Условия

Для развития детского творчества в группе создана развивающая среда «Центр художественного творчества»

Творческие способности детей будет эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работ с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Это может быть бумага разных форматов, фактур, цветов, картон, кисти различной конфигурации (плоские и крупные); мелки, цветные карандаши, акварель, гуашь, пластилин, крупы, пуговицы, бисер, природные материалы (шишки, листья, веточки). В работе использовались шишки в изготовлении «Ежа» на тему «Дикие животные», а с помощью пуговиц и нитей создавали узоры.

В центре художественного творчества размещены схемы – образцы, трафареты, линейки, книжки-раскраски. Ребенок часто не может самостоятельно принять творческое поведение и нуждается в обучении этому.

Я поставила работу таким образом.

В совместной деятельности взрослого и детей (на занятиях).Если ребенок не усвоил на занятии и не справился, то в результате совместной деятельности, доводим вместе начатую работу до конца или я предлагаю обратиться за помощью товарища. Использую взаимовыручку, умение прийти на помощь товарищу.

Обучение включает в себя объяснение, демонстрацию с последствием закреплением сначала в совместном действии с ребенком, а потом и в самостоятельном действии.

Так в центре изобразительного творчества ребята могут взять материал для закрепления, пройденного на занятии. В процессе деятельности ребенок всегда нуждается в эмоциональном подкреплении, в поддержании мотивации, в условиях, созданных специально для него. И я говорю «Сегодня ты будешь настоящим художником, сам выберешь краску и нарисуешь ею или» или «Сегодня ты будешь придумывать, как это делают все художники»Стараюсь не забегать вперед, совершая действия за ребенка и излишне не опекаю его, и обязательно похвалю его за его старания, поощряя самостоятельность, перечисляю вслух поэтапно все, что он выполнил:» Ты взял маленькую кисточку и очень аккуратно закрасил домик, крышу одним цветом, а стену- другим. Какой ты молодец»

Ребенку очень очень важно видеть и знать,что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям. Поэтому столь важно формирование среды,в которой будет востребовано такое творчество. Среда эта включает, прежде всего, тех кто оказывает на ребёнка основанное влияние -его семью и близкое окружение. Необходимо обучать родителям совместному с ребенком творчеству и правильному отношению к ребенку в процессе его творчества. Требования родителей должны быть адекватны реальным возможностям ребенка. Родителям надо научится и бережной оценки результата детского труда, даже если они не очень значительны, пониманию того, что у ребенка есть потенциальные возможности, которое некогда не появляется сразу.

Я подготовила работу с родителями,таким образом. Связь между семьей и воспитателем построена на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для посвящения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используют разные формы: индивидуальные консультации, папки-передвижки, анкетирование. С целью вовлеченья родителей и детей в общее интересное дело, предполагающие непосредственное общение взрослых с ребенком в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть стенд «Древо знаний» на котором есть информация о тематике недели, что дети узнают за неделю, чему научатся, рекомендации и домашние задания, так же есть информационный листок, на котором в папках находятся интересное для изучения материалы, «Игры-задания» по работе с детьми. Совместно с родителями осуществлялась выставка «С Новым Годом» «Умелые ручки моей мамы и бабушки». Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо совершенствовать умения детей, расширять кругозор, побуждать воспоминания, что они видели интересного вокруг, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы активизирую опыт ребят, что похожее они рисовали,лепили, как они это делали; вызвать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Считаю работу необходимой и очень важной

Результат:

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Когда мы говорим о самостоятельной изобразительной деятельности обычных детей, то подразумеваем, что ребенок сам способен осуществить выбор темы и техники изображения. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым количеством изобразительных навыков и имеет опыт выражения себя посредством изобразительной деятельности. Из предложенных ему техник он сам выбирает, чем ему рисовать или лепить. Он может самостоятельно найти необходимые ему материалы в шкафу, принести их из дома или обратится с просьбой педагогу. Он умеет по своему выбору штриховать или закрашивать изображение, самостоятельно подобрать цвета для адекватного выражения настроения и состояния. Кроме того,он может экспериментировать, изобрести что либо новое, неожиданным образом смешать краски или расположить персонажей. Таким образом он наиболее полно выражает собственную индивидуальность.

Особый ребенок часто испытывает существенные затруднения в ситуации выбора, не говоря уже о том, что он может не владеть речью. Поэтому чаще всего выбор он осуществляет из предложенных педагогом вариантов темы, имеющихся материалов и немногих освоенных им техник изображения.

Прикреплённые файлы:

sidorkovich-l-yu-prezentacija-2_koj2a.ppt | 2645,5 Кб | Скачан: 106
 
Публикации по теме:

Образовательный проект «Использование игровых приемов в развитии речевой деятельности»Образовательный проект «Использование игровых приемов в развитии речевой деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Выполнила : воспитатель группы.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Новый год
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как средство самовыражения ребенка
Опубликовано: 3 октября 2013 в 13:33
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...