МААМ-картинки

Конспект занятия «В гости к чукотским косторезам»

Eкатерина Eськова
Конспект занятия «В гости к чукотским косторезам»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Пчёлка» станицы Пшехской МО Белореченский район

«В ГОСТИ К ЧУКОТСКИМ КОСТОРЕЗАМ»

Автор работы:

Еськова Е. О.

– старший воспитатель.

Ст. Пшехская

Пояснительная записка.

Публикация «Конспект занятия „В гости к чукотским косторезам“» размещена в разделах

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру того общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Сегодня огромное значение уделяется воспитанию детей как гражданина своей страны, а этого нельзя достичь, если не научить ребёнка любить свою «малую» Родину, тот край, где он живёт. Воспитатель, используя региональную тематику, должен так построить процесс обучения и воспитания, чтобы ребёнок в доступной и игровой форме познакомился с многообразной жизнью Магаданской области и Чукотки. Формирование личности ребёнка в рамках регионального компонента выступает как важнейший результат его успешного воспитания и обучения в условиях Крайнего Севера-Востока страны.

Предложенное мероприятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения: путешествие – экскурсия. (с использованием ИКТ)

Время проведения: 25-30 минут.

Цель: познакомить детей с искусством народов Крайнего Севера-Востока страны, имеющим большую художественную ценность.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей, давая сведения о культуре народов Крайнего Севера.

2. Формировать эстетическое восприятие произведений искусства мастеров Чукотки.

3. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Оборудование: ширма, макет яранги, шапочки-рога по количеству детей, музыка к песне «Увезу тебя я в тундру», женский костюм народов Севера, презентация-путешествие «Крайний Северо-Восток», «Художники-гравёры»,

аномалистические скульптуры из кости и клыка моржа, низкий столик, мультимедийный проектор, мяч кэпыль.

Методы и приё мы:

1. Подвижная игра «Лов рыбы» с элементами театрализации.

2. Игровая ситуация.

3. Путешествие-экскурсия.

4. Беседа.

5. Дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура».

Ход:

Зал украшен репродукциями с изображением природы, животного мира Северо-Востока России. В зале за ширмой стоит яранга.

Дети входят в музыкальный зал. Становятся полукругом лицом к воспитателю.

Воспитатель: К нам недавно в сад пришло

Приглашение одно.

Спросите Вы: «Где нас ждут?»

- Там, где любят игры, труд.

Там олени и снега.

Просто не дойти туда.

Нужно в самолёт нам сесть,

На Чукотку полететь.

К самолёту, к самолёту, к самолёту мы идём.

В самолёт мы сели,

Все дружно полетели.

У-у-у-у-у, на Чукотку я лечу.

Дети бегут на носках по залу, руки в стороны. Останавливаются, «выходят из самолёта».

Воспитатель: Мы прилетели с вами на Чукотку. На этой красивой земле живут народы Севера: чукчи, эскимосы, эвены. Ребята, а вы знаете, на чём люди ездят по тундре?

Дети: На оленях, запряжённых в нарты.

Воспитатель: Водить оленей трудно,

Как в океане судно…

Давайте постараемся

И в дальний путь отправимся.

Воспитатель раздаёт шапочки-рога, дети надевают их и имитируют бег оленя (руки перед грудью, кисти вниз, бег с высоко поднятыми коленями). Звучит фонограмма песни «Увезу тебя я в тундру».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда привезли нас олени!

Дети, рассматривая зал видят макет яранги. К ним выходит бабушка Ильней.

Воспитатель: Здравствуй, бабушка Ильней!

Бабушка Ильней: Етти!

Здравствуйте, мои милые детишки,

Ребятишки-шалунишки!

Вас всех в гости я ждала

И подарок припасла.

Дети: Бабушка Ильней, а что Вы нам расскажете, и где мы побываем?

Бабушка Ильней: а расскажу я Вам, ребятушки, про удивительную и замечательную землю, которая называется Чукотка.

Бабушка Ильней предлагает присесть детям на «оленье шкуры» и начинает свой рассказ-экскурсию с использованием презентации. Последний слайд изображает охоту на морского зверя.

- в морях водится разный морской зверь: киты, моржи, котики, нерпы. С древних времён охотники добывали их для того, чтобы выжить в суровых северных условиях. Народы Севера не только использовали мясо и жир в пищу, но и шкур шили обувь, одежду.

-Ребята, а вы хотите сами половить рыбу? Давайте с Вами поиграем.

Проводится чукотская игра «Лов рыбы».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВ РЫБЫ»

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.

Игровые правила: дети стоят по кругу. В центре «рыбак» держит скакалку – удочку и крутит по полу. Задача детей перепрыгнуть через скакалку. Кого «поймает», тот выбывает.

Материалы: скакалка.

Ход игры: в центре зала дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга – «рыбак», который держит в руках скакалку-удочку и крутит ею по полу. При приближении «удочки» дети подпрыгивают вверх. Тот, кого шнур заденет, выбывает из игры. Игра проводится 1-2 раза.

Бабушка Ильней: Какие вы, ребята, сильные. Столько рыбы наловили. Но нам надо идти дальше.

Бабушка Ильней ведёт детей к макету яранги.

Воспитатель: Бабушка Ильней, а что это за дом?

Бабушка Ильней: это яранга. Яранга сделана из деревянных жердей и шкуры оленей. Когда чукчи переезжают по тундре, женщины стойбища быстро собирают ярангу, а в новом месте также быстро её ставят.

Под фонограмму чукотских песен бабушка Ильней открывает вход в ярангу, и дети видят в глубине охотника – костореза, который вырезает фигурки из кости и клыка моржа.

Бабушка Ильней: в тесноте тёмного полога яранги, освещаемой светом жирника, в долгие полярные ночи, когда непогода вынуждала охотников к многодневному заточению в жилище, выполнялись изделия из кости и клыка моржа. Фигурки изображали животных, от которых зависела жизнь морских охотников и оленеводов. Кропотливая, медленная, тщательная работа способствовала огромной отделке каждого предмета, который мастер ощущал в своей руке.

Из мехового мешочка бабушка Ильней достаёт скульптуры и расставляет их на низком столике.

-давайте с вами подойдем и рассмотрим скульптуры. Эти сувениры можно трогать руками, а вот те, которые находятся в музее, представляют собой произведение искусства, их трогать нельзя. Они сделаны мастерами-художниками в единственном экземпляре. В городе Магадане, в краеведческом музее есть выставочный зал, где можно увидеть древние и современные изделия из кости и клыка моржа. чаще всего мастера изображали оленей, моржей, фрагменты народных сказаний. Посмотрите, как работают косторезы в мастерской, какие скульптуры вырезают.

Детям показывается презентация «Художники-гравёры», продолжается рассказ о художниках-гравёрах и аномалистических скульптурах.

- Работы таких известных уэльских художников-гравёров как Галины Тынатваль, Елены Янку, Маи Гемауге хранятся в лучших музеях нашей страны. Их работы удивительно выразительны. Все эти фигурки как будто только что двигались, и вот замерли в руках мастера.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в удивительную игру «О чём рассказывает скульптура».

Проводится дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура».

Дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура»

Дидактическая задача: учить детей видеть своеобразие произведений чукотских косторезов, понимать смысл анималистической скульптуры.

Игровые правила: ребёнок предлагает своё название скульптуре или композиции и композиции, рассказать о ней.

Материал: Анималистические скульптуры – «Охотник и медведь», «На оленьей упряжке», «Охота на кита».

Ход игры: воспитатель уточняет главные выразительные средства скульптуры, предлагает определить характер персонажей, представляет определить характер и конкретный образ персонажей.

Воспитатель: Бабушка Ильней, спасибо Вам большое за интересный рассказ о чукотских косторезах-гравёрах. А нам ребята, пора возвращаться в свой город

Белореченск. Но мы ещё обязательно встретимся, и Вы расскажите нам чудесные чукотские сказки.

Бабушка Ильней: Время мчится, словно нарты.

Вот и нам пора прощаться,

Очень грустно расставаться.

Ну, а в следующем году,

Вас к себе я в гости жду.

Дорогие ребята, но у меня для вас есть подарок. Наши мастерицы не только украшают бисером одежду, но и для ребятишек шьют мячи, которые называются кэпыль. Надеюсь, вам будет весело с ним играть.

Бабушка Ильней дарит детям кэпыль. Дети и воспитатель прощаются с бабушкой Ильней.

Воспитатель: В самолёт мы сели,

Все дружно полетели.

У-у-у-у, домой я лечу.

Лёгкий бег по кругу. Дети останавливаются около воспитателя.

Воспитатель: Вот мы и вернулись с Чукотки. Понравилось вам наше путешествие? На прогулке мы обязательно научимся играть чукотским мячом – кэпылем.

ЛИТЕРАТУРА

1. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1987г.

2. А. Н. Фролова. «Игры народов Крайнего Северо-Востока России». – М. ,2000г.

3. А. Камытваль. «Как построить ярангу». – М., 1987г

4. Т. Б. Митлянская, И. Л. Карахан. «Новая жизнь древних легенд Чукотки». – М., 1987.

5. Северячок (региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста). Л. А. Труфанова, Л. С. Давыдова, Г. В. Гончарук. Магадан, 2001г.

Публикации по теме:

«В гости к зебре» (фотоотчет)«В гости к зебре» (фотоотчет) В детском саду «Золотой ключик» 13.09.2016 воспитателями М. В. Ивановой и Е. Е. Лариной было проведено развлечение для детей первой и второй.

«В гости на летнюю кухню»«В гости на летнюю кухню» Кухня - одно из самых загадочных и притягательных мест для ребенка в доме. Не стоит пытаться изолировать ребенка от кухни из-за опасений,.

Фотоотчет «В гости к осени»Фотоотчет «В гости к осени» Цели: расширять представление о явлениях в осенней природе ;развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, и наблюдательность.

Лото «В гости к сказочникам»Лото «В гости к сказочникам» Предварительная работа. Каждый день детям читается сказка какого-либо сказочника, с обязательным называнием страны, в которой он проживал,.

Неделя логопедии «Сказка в гости к гости нам стучится» Аннотация и обоснование недели логопедии Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего мира. Художественные.

Конспект НОД «В гости к сказке» НОД на тему «В гости к сказке» средняя группаЗадачи: учить детей отвечать на вопросы полным предложением, грамматически правильно строить.

НОД «В гости к нам пришли игрушки» Оборудование: игрушки, музыкальные инструменты, ширма Программное содержание: • закреплять и расширять знания детей по теме: «Игрушки».

НОД «В гости к зайцу в лес» НОД Тема:В гости к зайцу в лес. Цель: 1. Дать детям знания о зайце (животное леса, игрушка). 2. Воспитывать добрые чувства, желание помочь.

НОД во 2 мл. группе «В гости к радуге» Цель: формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка через игровую деятельность. Задачи: 1. Развивать общение и взаимодействие.

Проект «В гости к сказкам» Проект «В гости к сказкам» Краткосрочный проект для ІІ младшей группы Подготовила воспитатель: Алкина О. А. Актуальность проекта: В современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В гости к чукотским косторезам»
Опубликовано: 20 октября 2016 в 10:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД