Лучший педагог года

«В гостях у тетушки Алдуни». Занятие с детьми подготовительной к школе группы

Татьяна Мартьянова
«В гостях у тетушки Алдуни». Занятие с детьми подготовительной к школе группы

Задачи:

Образовательные: Расширять представление о русских народных семейных обычаях. Обогащать словарный запас. Формировать умение делать узелковую куклу из лоскутков ткани. Продолжать представления детей о мире предметов.

Развивающие: Развивать внимание, память, образное мышление. Развивать диалогическую и монологическую речь, через исполнение колыбельных песен потешек, отгадывание загадок. Формировать умение анализировать свою деятельность, делать элементарные выводы, подводить итог.

Воспитательные: Воспитывать интерес к народному творчеству, быту и традициям русского и мордовского народа; любовь к малой родине; самостоятельность.

Публикация «„В гостях у тетушки Алдуни“, Занятие с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно- художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.

Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ, рассматривание, игровой (наглядно- действенный метод)

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Предварительная работа по образовательным областям:

О. О. «Чтение художественной литературы» : Знакомство с художественной и познавательной литературой («Мордовские народные сказки», «Мифы, легенды, предания») и т. д. Знакомство с потешками: «Лапти-лапоточки.», «Тили-тили.», «Полотенце вышито и бело.»; колыбельной песней «Баю-баюшки-баю…»

О. О. «Коммуникация» : составление описательных рассказов по сюжетным картинкам по теме «Мордовский костюм».

О. О. «Социализация» : Словесные игры «Четвертый лишний», «Угадай по описанию». Посещение мини - музея «Изба». Просмотр презентации «Народная кукла». Беседы «Я и моё имя»

ОО «Художественное творчество» : Изготовление тряпичных кукол. Рассматривание альбомов «Из истории мордовского народного костюма», «Русский костюм», «Мой любимый город», «Предметы старины». Рассматривание кукол в национальных костюмах.

ОО «Познание» : Беседа: «Куклы-обереги», «Предметы русской и мордовской старины».

ОО «Музыка» : Знакомство с мордовской народной игрой: «Лавка – лавочка»

Словарная работа: пулай, панго, панар, оберег, лапти, чугунок, топтале, мочало, береста, онучи, оборы, колыбель, люлька.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: оберег (кукла, колыбель (люлька, лапти, уголек, зерна, монеты, чугунок, сундук, русский и мордовский национальные костюмы, экран с монитором для показа слайдов, корыто с водой, полотенце, русская рубаха, лоскуты разноцветной ткани.

Раздаточный: лоскуты разноцветной ткани, нитки (мулине, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, подставки,

Место проведения: зал.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

(Дети входят в мини-музей «Изба», их встречает тетушка Алдуня (воспитатель в мордовском национальном костюме).

Тётушка Алдуня : «Здравствуйте, гости дорогие, проходите: красному - гостю красное место. Я рада встрече с вами. Ребята, давайте с вами познакомимся. Мон - Татьяна Викторовна. Тейтерне, кода тонь леметь? А тонь кодалеметь, церыне? (ответы детей на мордовском (эрзя) языке). Вот и познакомились. Я смотрю, вы готовились к встрече со мной, пришли нарядные. Я тоже в мордовском костюме. Хочу, чтобы вы вспомнили, как называются предметы мордовского национального костюма. Я показываю - вы называете.

СЛАЙДЫ

Дети. - Праздничный головной убор – панго

-Белая женская рубашка – панар

-Поверх женской рубашки завязывают –пояс (пулай)

-Передник называется (фартук) – икеле руця

-На ногах у женщин – лапти (карть)

Тётушка Алдуня : Я - тетушка Алдуня. Не стесняйтесь, удобно располагайтесь.

Эх, в тесноте да не в обиде, где потеснее - там веселее.

А я сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу.

Я буду вам загадывать загадки,

а вы будьте догадливы в отгадках.

Загадки мои будут о предметах русского и мордовского быта.

И так, слушайте внимательно:

1. Кипит, шипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Дети: Самовар, в нём кипятили чай.

2. На топтале был, На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришёл, Семью кормил. (Чугунок)

Дети: Чугунок. В нём варили еду.

Тётушка Алдуня : В чугунке щи варили, кашу томили, молоко топили.

А это что детушки? (лапти)

Дети: Это лапти. Их обували на ноги.

Тётушка Алдуня : Лапти, лапти, лапоточки.

Из лыка да бересты плетены.

Лёгкие да просторные.

На онучи их надевали, оборами подвязывали.

(Звучит аудио запись плача ребёнка)

Тётушка Алдуня : Кто тут плачет, слёзы льёт?

(Достаю из колыбели куклу)

Да это малец - удалец.

Сегодня родился, да вдруг рассердился.

А как вы думаете, почему он плачет?

(Ответы детей)

Тётушка Алдуня : С давних времён так повелось, когда ребёнок рождается, его именем нарекали.

Давайте, дадим этому младенцу имя да не модное заграничное, а старинное русское.

Какие вы знаете старинные имена?

(Дети называют старинные имена.

Выбирают для ребёнка имя Егорушка) .

Тетушка Алдуня : Человек растёт и имя его растет.

Пока он кроха, его все, все будут называть ласково Егорушкой.

Подрастет, будут Егором звать.

А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать.

А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми?

(Ответы детей).

Вот мы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена.

А вы знаете, что означает имя Егор? (Ответы детей).

Дети: Егор хозяин земли. Когда родители называли ребёнка этим именем, они мечтали о том, что когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.

Тетушка Алдуня : Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы.

(Показывает уголёк, зерно, монеты)

Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей)

Во времена ваших прабабушек и прадедушек опускали в корыто с водой, где ребенка купали.

Тетушка Когда клали уголёк, приговаривали:

Привыкай к домашнему теплу.

- А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт».

- Положив монетки в воду со словами:

«Будь всегда богат».

Теперь нашего Егорушку можно купать (вместе с детьми купаем ребёнка и приговаривают).

Тили - тили - тили - тили - тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Егорки

Полное ведёрко.

Мыли - мыли - мыли - мыли,

Бело - набело отмыли.

Лишь головка одна.

Как была, черным - черна!

Надя, помоги мне вытереть Егорушку.

Подай полотенце.

Посмотрите каким орнаментом вышито полотенце. Какой орнамент?

(восьмиконечная звезда красными и черными нитками. Вместе с ребёнком вытираем куклу и приговаривает)

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чист наш малыш.

Вырастет у нас крепыш.

Мы искупали, вытерли Егорушку а что же дальше?

Дети: Его надо запеленать, одеть

Тётушка Алдуня : Заворачивали ребёнка в отцову рубаху, чтобы он был похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он.

Посмотрите на рубаху, какая она? (Красивая, вышитая, нарядная)

Тетушка Алдуня : Давайте завернём Егорушку, помогите мне. (приглашает одного из детей для помощи)

Тётушка Алдуня : Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись - как они трудились, отдыхай -как они отдыхали.

Тётушка Алдуня : Молодцы ребята. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?

Дети:В колыбели, люльке. УЖЕ ЛЕЖИТ В КОЛЫБЕЛИ ХЛЕБ ДА СОЛЬ

Тётушка Алдуня : Что это лежит в колыбели? (Вынимаю из колыбели кусок хлеба и узелок с солью)

Дети: Это хлеб да соль.

Тётушка Алдуня : На Руси не только долгожданных гостей, но и новорождённых встречали хлебом - солью. Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец - то ты родился Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Тётушка Алдуня : Что бы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.

Дети: (Поют вместе) .

Баю - баюшки - баю,

Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит

Снег по улице кружит.

В небе звёздочка горит

Спи, сыночек, - говорит.

Баю – баю – баю - бай,

Спи, Егорка засыпай!

Тётушка Алдуня : Заснул наш Егорушка. У него сегодня именины. Пока ребёнок спал, родные и близкие готовили подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу? (Предположения детей)

(слайды)

Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Раньше, игрушки мастерили из дерева, лепили из глины, мастерили из лыка.

Предлагаю вам игру «Пирог»

Игра «Пирог»

(Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют)

Да экий он высокенький, Кодамо тон сэрейнят,

Да экий он широкенький, Кодамо тон келейнят,

Да экий он мякошенький, Кодамо тон чевтенят,

Какой ты красивый… Кодамо тон мазыйнят…

(Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Какой ты красивый…» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»)

Тетушка Алдуня. Поиграли, а теперь мы смастерим для Егорушки куклы – Ангелочки.

А скажите, какие куклы - обереги вы знаете?

Дети: Кукла Ангелочек, День и Ночь, кукла Бессонница.

Тетушка Алдуня : А я вам сейчас расскажу и покажу, как надо делать Ангелочки

Но перед тем как мастерить давайте подготовим пальцы к работе. (Проводится пальчиковая игра-разминка)

Алёнка маленькая, шустра да быстра,

Воды наносила, сарафан сшила,

Носок связала, ягод насобирала,

Песню спела, везде поспела,

В охотку ей любое дело.

Слайды пошаговой работы над Ангелочком.

Тётушка Алдуня : Садитесь на лавки и будьте внимательны. Смотрим на экран. и запоминаем. Постарайтесь все рассмотреть да запомнить.

(На экране демонстрируются слайды с изображением последовательности изготовления Ангелочков)

Ну что же приступаем к работе

(воспитатель при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность)

Тетушка Алдуня : Вот и сделали для Егорушки куклы-Ангелочки. У нас получилось их очень много. Какие хорошие, красивые и удачные получились наши Ангелочки. Мы подарим свои куклы не только Егорушке, но и нашим гостям. Пусть наши гости вспоминают о нашей встрече и мы всегда ждем вас, дорогие гости.

А на прощание давайте пожелаем нашему Егорушке хорошее, доброе.

Тетушка Алдуня : Расти сильным, крепким, да здоровым.

Слушай отца - батюшку да родную матушку.

Будь добр, и пусть тебя встречают добрые люди.

(Пожелания детей)

Тётушка Алдуня : Чему вы научились?

Что нового узнали?

Что у вас лучше получилось?

Приходите ко мне в гости?

Покажите своим близким как надо делать куклу оберег, и расскажите зачем она нужна. Пусть оберег охраняет их тоже.

Литература.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

2. Мы в Мордовии живем:

Публикации по теме:

Перспективное планирование тематических занятий во II младшей группе по формированию представлений о здоровом образе жизни Сентябрь Тема. "Я - человек". Задачи. Формировать представление детей о частях лица, о том что люди обитают повсюду на Земле. Учить пантомимике.

Презентация: «Вода, вода кругом вода» Презентация :" Вода, вода кругом вода" Цель: Расширять представление детей о многообразии природы. Давать начальные представления о воде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гостях у тетушки Алдуни». Занятие с детьми подготовительной к школе группы
Опубликовано: 8 марта 2015 в 19:48
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД