Лучший педагог года

Творческий проект «В мире музыкальных инструментов»

Анна Плюснина
Творческий проект «В мире музыкальных инструментов»

Творческий проект

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»

Творческий проект музыкального руководителя

Плюсниной Анны Сергеевны

на тему: «В мире музыкальных инструментов»

2019г.

Публикация «Творческий проект „В мире музыкальных инструментов“» размещена в разделах

Актуальность.

Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Но каждый ли может отчетливо себе представить тембр отдельного инструмента, входящего в состав оркестра, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики симфонического оркестра, без представления о его составе, группах инструментов? Музыкальная педагогика давно ответила на этот вопрос. Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра входит в любую программу по музыкальному воспитанию, как одна из важных задач.

Так для себя я определила тему своего краткосрочного проекта :

«В мире музыкальных инструментов».

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в раннем детстве.

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник.

Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, раскрыть наполненную чем-то изнутри погремушку - стремятся найти источник звука. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Новизна: Проект обеспечивает выстраивание партнерских отношений между детьми, родителями социальными партнерами, за счет проведения занятий и мероприятий.

Цель проекта : развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.

Задачи проекта :

- расширить представления детей о музыкальных инструментах : инструменты симфонического оркестра, народные инструменты.

-Научить изготавливать инструменты своими руками (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);

- развивать у детей музыкальный слух, желание слушать разно жанровую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов;

- обогатить речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

- развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

- активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

- формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта - музыкальной библиотеки.

Тип проекта : творческий, познавательный

Вид проекта : групповой

Время реализации: краткосрочный (4 недели)

Участники проекта : воспитатели групп, родители, музыкальный руководитель, дети 4-7 лет

обеспечение проекта

Материально-техническое:

Музыкальный центр;

• Детские музыкальные инструменты;

Наборы для опытов: 1. стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный, ложечка; 2. детская гитара и линейка; 3. фантики, камушки, монетки, бусы.

Формы реализации проекта :

1. Музыкальная гостинная

2. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»

3. Творческая мастерская.

Этапы реализации проекта :

1 – организационно-подготовительный

2 – основной (практическая реализация проекта)

3 – заключительный

1 этап – организационно-подготовительный

Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта; Создание презентаций

Сбор бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.

Информирование родителей по теме проекта : оформление наглядной информации «Мастер-класс» по изготовлению музыкальных инструментов.

2 этап – основной (практический)

На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

Импровизация звуковых картин на заданную тему.

Звуковая иллюстрация стихов.

Сказки-шумелки

Музыкальные загадки и игры

Цикл музыкальных занятий

3 этап- заключительный

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ

Выставка музыкальных инструментов

Цель этого проекта - показать детям, что музыка - это целый весёлый и удивительный мир. И наша задача, взрослых, - дать детям возможность войти в этот волшебный мир.

Проект будет реализовываться: через систему групповых и игровых занятий с детьми, просмотр слайд-презентаций и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в НОД и свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп : ударных, клавишных, духовых, струнных,

Через сказки, игры, творческие гостиные, музыкальные праздники представления. Дети научатся творчески, и мыслить, а также получат представления о многообразии мира музыкальных инструментов.

Для успешной реализации проекта, я использовала программно-методический комплекс «Мир музыки» Г. П. Сергеевой.

Методический комплекс «Мир музыки» включает в себя цифровые образовательные ресурсы с наиболее значимыми направлениями музыкальной культуры :

-фольклор (вокальные и инструментальные образцы,

-музыку религиозной традиции,

-шедевры русских и зарубежных композиторов –классиков,

-произведения современной (академической и популярной) музыки.

Такое богатое содержание программы определяет процесс постижения детьми духовно-нравственной сущности музыки как части окружающей их жизни, многообразие форм и технологий (включая информационные) приобщения их к искусству.

Основные особенности программы:

-программа адресована для практического применения на музыкальных занятиях в ДОУ,

-содержание программы направлено на формирование музыкальной культуры дошкольников,

-программа раскрывает основные закономерности музыкального искусства на основе использования разнообразных видов музыкально-практической деятельности детей,

-комплекс направлен на положительную мотивацию обучения,

-программа снабжена методическими рекомендациями для педагогов и рассчитана на использование интерактивной доски.

Программа предусматривает вариативное использование всех ее разделов, таких как:

-изучаем,

-читаем,

-поем,

-слушаем.

Программу можно активно использовать при фронтальной и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.

В заключительном этапе проекта «В мире музыкальных инструментов» я получила следующие результаты:

№ Вид деятельности Проведенная работа

1 Изучение методической литературы по теме Познакомилась с методической литературой: - И. Льговская «Организация и содержание музыкально- игровых досугов детей старшего дошкольного возраста» - З. Н. Бугаева «Музыкальные занятия в детском саду» познакомилась с опытом работы, представленном на страницах Интернета изучила статьи в журналах «Музыкальный руководитель» : -В. Симукова «Инструменты Симфонического оркестра» - Л. Меркулова «Путешествие в митры музыкальных инструментов»

2 Составление плана работы на учебный год. Определены цели и задачи. Составлен план работы.

3 Создание условий для работы с детьми. Оформлен и пополнен музыкально дидактический материала. Оформлялся музыкальный зал в соответствии с темой проводимых мероприятий. Оформлен музыкальный уголок в группе, изготовлен дидактический материал.

4 Работа с педагогами Проведены консультации на тему:- «Оформление и содержание музыкальных уголков в группах» - «Звуковая среда». Осуществлялось тесное сотрудничество воспитателя Юмашевой Л. К. с музыкальным руководителем Зоря Н. В. :подготовка к занятиям, концертным программам, оформлением выставки музыкальных инструментов, развлечениям. Рекомендован и дан для прослушивания в группе музыкально - дидактический материал, музыкальные произведения.

Работа с детьми проведены музыкальные занятия с использованием различных форм знакомства с музыкальными инструментами :

-Слушали аудио записи на СД диске «Рассказы Чивостика о группах музыкальных инструментов симфонического оркестра и их звучанием»;

-Знакомились с устройством музыкальных инструментов : фортепиано. скрипкой, гитарой, барабаном, колокольчиками, металлофоном, флейтой. - слушали «живое» исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах : фортепиано, гитара. - играли в музыкально- дидактические игры на развитие тембрового слуха; определения характера и настроения музыки; на развитие слухового внимания и музыкальной памяти; на развитие творческих способностей. Дети были вовлечены в изобразительную деятельность: рисовали рисунки по данной теме. Дети играли в музыкально - дидактические игры, организовывали концерты в группе в свободное от занятий время. С детьми готовились музыкальные номера, которые включались в праздничные утренники.

Работа с родителями проведены консультации для родителей на темы:

-«Развитие музыкальности у детей»

-«Учимся слушать музыку»

- «Как слушать музыку с ребенком»

Родители рисовали рисунки с изображением музыкальных инструментов. Подобрали истории и легенды о происхождении музыкальных инструментов. Родители помогали в изготовлении музыкально- дидактических пособий для игр детей в группе.

Индивидуальная работа С детьми разучивались стихи. Готовили детей к открытым мероприятиям:

- «В мире музыкальных инструментов» - «Расскажем малышам о музыкальных инструментах»

- «Выпускной бал» (дети исполняли музыкально ритмическую композицию с детскими музыкальными инструментами «Оркестр»)

Полученные результаты по итогам реализации проекта у всех участников :

Педагоги:

- повышение педагогической компетентности по вопросу обучения детей игры на музыкальных инструментах в свободное от занятий время;

- обогащение предметно - развивающей среды атрибутами, музыкально дидактическими играми, видеоматериалом;

Воспитанники:

- готовность детей к использованию в самостоятельной деятельности игра на музыкальных инструментах;

- сформируются представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении;

Родители:

- изменение отношений родителей к данной проблеме;

- удовлетворенность родителей знаниями и практическими умениями воспитанников в игре на музыкальных инструментах.

В результате реализации проекта сформированы представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении.

Повышена активность родителей: 80% родителей принимают активное участие в воспитательно-образовательной деятельности по музыкально-эстетическому развитию дошкольников.

Итог: Интерес и увлеченность детей в изучении данной темы наблюдался высокий. Музыкальный и познавательный материал подбирался в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Участие детей 100%, каждый ребенок, в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов задействован в той или иной деятельности, пассивных и ничего не делающих детей не было. Для некоторых детей работа и изучение данной темы позволило расширить свое представление о музыкальных инструментах, что помогло им сделать выбор музыкального инструмента, на котором они хотели бы заниматься при поступлении в детскую музыкальную школу. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Приложение 1

Совместная образовательная деятельность с детьми

«Музыкальная лаборатория»

Музыкальный руководитель обращает внимание на лабораторию, но необычную, а музыкальную.

Музыкальный руководитель : Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты. И мы сегодня попробуем поработать здесь.

- Что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать, Кто же это? (Звуки)

Музыкальный руководитель : Правильно! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.

(Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского)

Музыкальный руководитель : Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?

(Радостное; грустное; удивительное.)

Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми.

И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах).

Эксперимент 1: «Откуда рождается звук?» (педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Задача: Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах звука. Материалы: детская гитара, линейки

Игра «Что звучит?»

Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц.

Дети отгадывают, что звучит. - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.)

Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

- Что произошло? Почему звук прекратился?

(Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна, когда она останавливается, звук тоже пропадает).

- Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента.

А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем.

Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).

- Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой).

Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)

Эксперимент 2: «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши. –Музыкальный руководитель : ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку.

Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал.

Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый).

Затем подошел к другому, постучал (деревянный).

К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Игра «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный. (Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

Приложение 2

Образовательная деятельность «Наш оркестр».

Шумовые музыкальные инструменты

Цель: 1. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых самодельными шумовыми музыкальными инструментами;

2. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве;

3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира. Материал: музыкальные инструменты : бубны, ложки, барабан, колокольчики, металлофоны, ксилофоны, перчаточная кукла Петрушка

Ход занятия:

Музыкальный руководитель : На витрине, в магазине – Необычные игрушки. Это что?

Металлофон, Ксилофон, вот погремушки, Бубны, треугольник, ложки

И свистульки, и гармошка. Ну, а где же продавец? Чьи это игрушки?

Может здесь он, в сундучке? Так и есть!

Вот он – Петрушка! Петрушка – Здравствуйте, ребята! Я – продавец Петрушка.

И на полке в магазине – все мои игрушки. Эти вот шуршат, звенят,

А еще стучат, гремят.

Громогласные такие Инструменты шумовые!

Много шума создавали – Шумовыми их назвали.

Проверить хотите? Возьмите, погремите!

(Дети играют на шумовых инструментах)

Петрушка: Стоп! Сказал мой барабан! Что за шум тут? Что за гам?

Со мной лучше поиграйте,

От музыки не отставайте.

Цель: Развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, внимания.

Петрушка: А вот эти умеют петь,

А не только греметь и шуметь.

Металлофон и ксилофон – Инструменты музыкальные

В магазине моем – Гости не случайные.

Голосок их изменяется, По ступенькам поднимается.

То низко поют, а то высоко, Тяжело, как медведь,

То, как зайчик, легко.

Музыкальный руководитель : Ой, как интересно, ребята!

Шумовые – любят шуметь, музыкальные – любят петь.

А если вместе их собрать, то как должны мы их назвать?

Петрушка: Когда все вместе собираются, Они оркестром называются.

Музыкальный руководитель : А нам можно: их купить?

Петрушка: Музыкантом надо быть : Слушать внимательно, звуки любить

И музыкальные, и шумовые.

И научить их в оркестре дружить.

Тот, кто станет музыкантом,

Подтвердит свои таланты,

И получит инструмент.

Музыкальный руководитель : Хороший дал ты нам совет!

Кому веселый бубен дать? Кто на нем будет играть?

Воспитатель К этой кассе подойдите, Инструменты заберите.

Музыкальный руководитель : А кто купит ложки? Погоди немножко!

Воспитатель: К этой кассе подойдите, Инструменты заберите.

Музыкальный руководитель : Кто дружит с погремушкой,

Веселенькой подружкой? – 1,2,3,4,5

– Начинаем мы играть!

Игра «Найди свой инструмент»

Цель: Учить различать инструменты по звучанию. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.

Петрушка- Инструменты соберите, С собой в группу заберите.

В оркестре играйте, Всех развлекайте. На места теперь идите,

Барабан поможет вам. Инструменты отыщите!

Ждут они давно вас там.

(Дети шагают к стульчикам)

Музыкальный руководитель : Мы обещали внимательно слушать, чтоб музыкантами стать.

Ваша задача – к музыке этой инструмент по характеру подобрать.

Хоть они и шумовые, Но по-разному шумят:

А теперь посмотрим: В нашем детском оркестре

Всего понемножку: Звенит (треугольник,

Запела (гармошка, Играют (свистульки,

(бубен) и (ложки).

Мы о них теперь споем? Инструменты раздаем!

Песня «В нашем оркестре»

Колокольчики грустят,

С вами поплясать хотят.

Колокольчики возьмем

И плясать с ними пойдем.

Пляска с колокольчиками

Вас Петрушка похвалил. Инструменты подарил.

Ну, а сам устал немножко, Задремал тут на окошке.

Мы Петрушку покачаем, Колыбельную сыграем.

Импровизационное музицирование – Колыбельная для Петрушки

Теперь тихонечко пойдем,

А инструменты заберем.

И музыкальные, и шумовые.

Будем в детском оркестре играть,

Перед друзьями выступать.

Дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Мини-музей музыкальных инструментов в детском садуМини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Фотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыкиФотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыки Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поздравляю всех с Международным днем музыки и хочу рассказать вам о развлечении, которое прошло у нас.

Проведение в ДОУ Недели музыки и музыкальных инструментовПроведение в ДОУ Недели музыки и музыкальных инструментов В период с 21 по 25 марта 2022 г. в нашем детском саду проводилась «Неделя музыки и музыкальных инструментов», которую провел музыкальный.

Картотека игр с использованием детских музыкальных инструментовКартотека игр с использованием детских музыкальных инструментов Картотека игр с использование детских музыкальных инструментов. 1. «В лесочке» Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек Белка.

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментовМастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .

Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки»Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки» .

Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе.Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе. Каждую зону в группе мы оформляем так, чтобы детям понравилось и они захотели там играть. Так мы открыли мини - музей музыкальных инструментов.

Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов»Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов» Мир музыки интересен и важен для всех. В начале учебного года в ДОУ запущен музыкально – образовательный проект для детей старшей и подготовительной.

Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур» Совместный проект с воспитателем Липисвицкой Галиной Анатольевной. Тип проекта: познавательно – творческий проект. Вид проекта: фронтальный.

Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Татьяна Стажкова Конспект занятия по музыке «В мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «В мире музыкальных инструментов»
Опубликовано: 23 июня 2022 в 15:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД