МААМ-картинки

Важность проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников

Надежда Никитенко
Важность проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

(КОиН администрации г. Новокузнецка)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64»

(МБ ДОУ «Детский сад № 64»)

Консультация для воспитателей

«Важность проектного метода в развитии познавательных и творческих

способностей дошкольников»

Подготовила:

старший воспитатель

Н. В. Никитенко

2020 г.

Публикация «Важность проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

«Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников»

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Одним из эффективных средств решения данных задач считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств для развития интегративных качеств ребенка, и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.

Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Обратимся к истории возникновения проектного метода в педагогической науке. После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие ему уверовать в свои возможности. В этой связи становится популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании». Реализация данной теории в практике воспитания и обучения требовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов». Один из основоположников метода проектов – американский педагог У. Х. Кальпатрик отмечал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению последующих опытов. Поэтому, обучение, отмечает он, должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана её реализации;

- оценку её выполнения.

Руководство самостоятельной деятельностью детей при решении этих проблем оставалось за взрослым.

У. Х. Кальпатрик выделял 4 вида проектов :

o созидательный;

o производительный;

o потребительский - рассчитанный на изготовление предметов потребления;

o проблемный - преодолевающий интеллектуальные затруднения.

Использование этих проектов, по мнению У. Х. Кальпатрика, не только подготавливает ребёнка к жизни, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов нашёл своё отражение и в идеях отечественных учё ных 20-х годов: Б. В Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

В практике работы современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :

1. исследовательско-познавательные проекты (исследовательско-творческий) : – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;

2. игровые проекты (ролево-игровые) – предполагают использование элементов творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

3. информационно–практико-ориентированные проекты- дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек, витражи и др.);

4. творческие проекты – оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда, детского дизайна;

5. досуговые проекты – спортивные и развлекательные мероприятия;

6. комплексные проекты – смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.

Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционные (повторяющиеся ежегодно, но каждый раз по-новому). Ни один традиционный проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание может оставаться прежним.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели, средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Существуют и другие виды проектов : межгрупповые; групповые; индивидуальные; исследовательские.

Работа над проектом включает деятельность педагога и деятельность детей и распределяется по этапам:

На первом этапе педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу. Дети на данном этапе являются инициаторами проекта, заявляя интересующую проблему, или входят в проблему выдвинутую педагогом, вживаются в игровую ситуацию, принимают и дополняют задачи проекта.

На втором этапе педагог помогает в решении выдвинутых задач, оказывает помощь в планировании деятельности, организует деятельность. Дети же объединяются в рабочие группы, распределяют задания. На данном этапе к реализации задач проекта подключаются родители.

На третьем этапе у детей идет активное накопление знаний, умений и навыков, педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.

На четвертом этапе педагог организует презентацию проекта, совместно с детьми оформляя продукт, полученный в ходе реализации проекта, а затем и представляя его зрителям или экспертам.

Важно чтобы проект, который исполняют дети, вызывал в них энтузиазм, увлекать их, шел от сердца. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Поэтому любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или родителей, дети должны выполнять самостоятельно: спланировать, выполнить, проанализировать, оценить. Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Поэтому, как правило, самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. То, что на первый взгляд кажется простым и неинтересным для взрослых, для ребенка представляет повышенный интерес.

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: метод проектов как педагогическая идея, технология и практика показывает нам, что роль детства не ограничивается подготовкой детей к будущей взрослой жизни. Детство само по себе является полноценным периодом человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

Иными словами, детский сад – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на личном опыте ребенка. И одним из способов решения этой проблемы является метод проектов.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Конспект ООД с использованием проектного метода «Незнайка на необитаемом острове» Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, младший воспитатель Сроки: краткосрочный проект Проблема: спасти Незнайку, попавшего.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс «Новое и необычное в развитии творческих способностей детей: синельная проволока. Поделка «Собачка»Мастер-класс «Новое и необычное в развитии творческих способностей детей: синельная проволока. Поделка «Собачка» Если вы любите заниматься творчеством со своими детьми, и ищите что-то новенькое и необычное, вам непременно нужно опробовать синельную.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Важность проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 06:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД