«Веселы привалы, где казаки запевалы». Фольклорный праздник

Евгения Звенигородская
«Веселы привалы, где казаки запевалы». Фольклорный праздник

Цели и задачи.

• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместного празднования мероприятия.

• Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.

• Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.

• Побуждать воспитанников к активному участию.

• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.

• Развивать музыкальные способности детей.

Предварительная работа:

Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.

Подбор литературного материала.

Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.

Подготовка выставки.

Оформление музыкального зала в казачьем стиле.

Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.

Зал украшен в казачьем стиле. Стоит казачка, ждёт гостей.

Хозяйка: Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша хопёрская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки.

Ведущий: Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, играли песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки.

Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, занимают свои места.

Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Милости просим в наш курень!

Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час.

Мы готовили, трудились

Встречу добрую для вас.

С хлебосольством и участием

Вас хотим в гостях принять,

Чтоб смогли вы на прощанье

«Любо!» от души сказать!

Ведущий: мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы, игры да обычаи казачьи, чтобы не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

1-й ребёнок.

Хопёр буйный – река героев, счастье новой жизни.

Хопёр буйный – казачья слава, милая отчизна!

2-й ребёнок.

Со времён былых, старинных вплоть до нынешних боёв

Прогремела в поколеньях слава наших казаков.

3-й ребёнок.

Вспомним всех героев славных, почесть предкам воздадим.

И на их делах достойных Хопру славу возродим.

4-й ребёнок.

Наш Хопёр – любовь казачья, синегрудые ветра.

И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…

5-й ребёнок.

Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,

И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.

Песня «У нас было на Хопре»

Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?

Девочки. Мы вчера к Хопру спустились

И водой умылися!

Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.

Ваши щёчки заалели,

Словно мака лепестки.

Девочки танцуют «Танец с коромыслами».

Мальчик.

Как у нас на Хопре – зорьки ясные,

Как у нас на Хопре – ветры ястребы,

Как у нас на Хопре – дали синие,

А казачки у нас говорливые.

(Показывается казачок. Девочка приглашает его погутарить.)

Девочка. Приходи, Игнашка, погутарим с тобой.

Игнат. Меня маменька не пущает.

Девочка. А что такое?

Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.

Девочка. А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.

Песня «Я на печке молотила».

Казачка: засиделись мы с вами, заслушались. А ну, хороводы водить, становитесь в круг!

Хозяйка: Собирайся, народ,

В наш весёлый хоровод.

Песни играть да плясать,

Всех вокруг собирать!

Хоровод «У дяди Трифона»

Ведущий: издавна девочек приучали к труду, рукоделию, помощи по дому. С разговорами, песнями они ткали, шили, вязали, чесали пух, пряли пряжу.

Хозяйка: подходите ближе, пряхи,

Прядите пряжу на рубахи!

Быстро веретенце вьётся,

Нитка длинная не рвётся!

Девочки-казачки исполняют песню «Дуня - тонкопряха» (инсценировка)

Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня!

Ведущий: Да, песня – любо слушать, а знаете ли вы казачьи потешки?

Потешки:

Ребёнок.

Запряжу я кошку в дрожки,

А дрожки в тарантас,

Повезу свою казачку

Всем соседям на показ.

Девочка.

А я умница, разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да курица, кот да кошка,

Сосед Ерошка, да я немножко.

Девочка.

Иди, Федя, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми – разуйся.

Ведущий:

Порадуем ещё вас, гости дорогие,

Старые и молодые

Не песнями да плясками,

А частушками-прибасками.

Частушки:

Мы веселые ребята…

Хозяйка. Ах, частушки хороши! Посмеялись от души!

Ведущий: не пора ли поиграть?

Игра «Монах»

1-я казачка.

Мы шли по вашей станице

Мимо вашего куреня,

Услыхали такое веселье,

Что ноги сами сюда привели.

2-я казачка.

Не могу их удержать,

Так и хочется плясать.

Примите нас в свой карагод.

Танец «Карапет».

Выходят оба ведущих.

Диалог ведущих:

• Здорово, кума! Иде была?

• Коней стерегла!

• Чаво выстерегла?

• Коня с сядлом, с золотым уздом!

• А конь иде?

• За воротами стоить!

• А иде ворота?

• Вода унясла!

• А иде вода?

• Быки выпили!

• А иде быки?

• За гору ушли!

• А иде гора?

• Черви выточили!

• А иде черви?

• Гуси выклевали!

• А иде гуси?

• В тростник ушли!

• А иде тростник?

• Девки выломали!

• А иде девки?

• За мужья ушли!

• А иде мужья?

• На войну ушли!

Ведущий: вот так в старину гутарили наши предки: прабабушки и прадедушки.

Хозяйка: А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – произносите современное значение.

Игра со зрителями.

(гамазея – магазин, чувяки-тапочки, хворать – болеть, пирог - хлеб, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать, могёть – может, рушник – полотенце, сякира – топор, галички – рукавицы, чичер – мелкий дождь, баз - двор, взвар – компот.)

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто для казака товарищ верный и дорогой?

Дети: конь!

Хозяйка: Без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать. Конь и помощник в хозяйстве, и средство передвижения.

Ведущий: Ребята, знаете ли вы, какие пословицы и поговорки придумали наши предки - казаки про любовь и уважение к коню?

Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.

1-й казачок. Казак без коня не проживёт и дня.

2-й казачок. Казак сам не поест, а коня накормит.

3-й казачок. Не конь казака красит, а казак – коня.

4-й казачок. Казак без коня, что солдат без ружья.

5-й казачок. Казаку конь дороже всего.

Игра казачат с конями: «Смелый всадник»

Ребенок:

Клинок и седло да конек быстроногий,

Казачья судьбина – судьба…

Зовет казака из станицы в дорогу

В поход боевая труба.

Ребенок:

Гей,гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студеной волны;

Мы буйного Хопра и родимого Дона

И жизни и в смерти сыны.

Инсценировка песни «Как за Доном за рекой»

Хозяйка: одним из головных уборов казака была папаха, в хате красовалась она на видном месте. Папаха, сбитая с головы казака, была вызовом на поединок.

Ведущая. На посиделках как раз и устраивали поединки и состязания, в которых казаки демонстрировали свою удаль и сноровку.

Хозяйка: А может на наших посиделках устроить состязания с папахой? Давайте попробуем.

Игра «Папаха».

Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.

1-й ребёнок.

На Хопре гуляют волны,

Гребешками пенятся.

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.

2-й ребёнок.

Начинается песней могучею

Наша родная река.

Житом, пшеницей пахучею,

Добрым трудом казака.

3-й ребёнок.

Ах, родимый наш Хопер,

Как много ты для нас значишь!

Прими от нас земной поклон,

Земной поклон тебе казачий.

4-й ребёнок.

В родной степи шумят струятся и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя станица, Родина моя.

5-й ребёнок.

Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье,

Приходите в другой раз.

Дети исполняют песню «Мы с тобой казаки».

Ведущий: Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь пора за дела приниматься!

Хозяйка: Любо ли вам было у нас?

Гости: Любо!

Вместе 2 ведущих: Бывайте здоровы!

Публикации по теме:

Сценарий итогового праздника для детей младшей группы «Путешествие к лету».Сценарий итогового праздника для детей младшей группы «Путешествие к лету». Утренник «Путешествие к лету»Воспитатель: Лысенко Наталья Сергеевна МБДОУ №44 «Дельфинчик», Кировский район, г. Кемерово Для детей младшей.

Совместное развлечение ко Дню Матери «Хорошо вместе с мамой!»Совместное развлечение ко Дню Матери «Хорошо вместе с мамой!» ель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
«Веселы привалы, где казаки запевалы». Фольклорный праздник
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 15:19
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...