Лучший педагог года

«Веснянка». Познавательная конкурсная программа для детей младшего школьного возраста

Педагог
«Веснянка». Познавательная конкурсная программа для детей младшего школьного возраста

/познавательная конкурсная программа для детей младшего школьного возраста/

Цель: закрепить знания о времени года весна,

создание атмосферы праздника для детей.

Задачи: воспитывать любовь к природе; воспитывать умение действовать в коллективе, находить общий язык со сверстниками; развивать умение веселиться, мобильность мышления, скорость реакции.

Предварительная подготовка:

Подготовка реквизита для проведения конкурсов. Украсить зал

Публикация «„Веснянка“, Познавательная конкурсная программа для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Необходимые материалы и инструменты: Музыка для фона с записями звуков природы. Проектор и слайд фильм по произведению «Жаворонок звенит!» (Лев Кузьмин). Записи с голосами птиц. Фонограммы детских песен. «Гнездо» с разноцветными яйцами (в каждом спрятана загадка). Батман, на котором нарисовано дерево. Цветная бумага с контурами птиц, ножницы, карандаши, фломастеры (для каждого ребёнка).

Ход занятия:

Приходит с добром,

Веет теплом

Светом солнечным красна,

А зовут её… (Весна).

- Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Мы сегодня будем зазывать с вами весну и играть. Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим… (досказать слово)

Зима ушла, а весна…пришла.

Зима холодная, а весна…теплая.

Зимой солнце светит, а весной…греет.

Зимой сугробы высокие, а весной…низкие (или не их).

- Мы сегодня будем с вами играть, давайте разобьемся на две команды. Придумайте названия команд и выберете капитанов.

Игра «Птицы»

- Я буду называть только птиц, а вы, если услышите, что появились не птицы, а что-то другое дружно топайте!

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети топают).

Что неправильно? (мухи).

А мухи – это кто? (насекомые).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

А теперь кто помешал? (макароны).

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Кто лишний? (куницы — животные).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

Кто лишний? (комары).

- Издавна на Руси наблюдали на природой, примечали за изменением погоды, за поведением птиц, зверей. Все эти проверенные временем предсказания называют – приметами. В марте тоже есть приметы погоды:

17 марта Герасим Грачевник. Грачи летят прямо на свои гнёзда – весна будет дружной, вода сбежит разом.

20 марта Василий Капельник. С Василия весна идёт. «С крыш капает, а за нос цапает.»

21 марта Вешнее равноденствие. В этот день пекли круглые блины и просили природу об урожае.

22 марта Сорок сороков. День с ночью меняются, зима кончается, весна начинается. День массового прилёта птиц. Вторая встреча весны.

- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ Льва Кузьмина «Жаворонок звенит!». (на экране проектора в это время показывают презентацию по этому рассказу)

Жаворонок звенит! (Лев Кузьмин)

Как бы ни славно жилось мне в деревне у бабушки, но пирогами да пышками она баловала меня не часто. Самую-то вкусноту у нас во всей деревне пекли только по большим праздникам.

Вот и в то мартовское утро за столом, за завтраком я тоже сидел, хлебал вчерашние щи, разогретые вместе с кашей, и ни о чем сладком не мечтал. Но когда наклонил миску набок, когда стал вычерпывать последние крупинки, бабушка вдруг несет с кухни что-то под полотенцем.

Полотенце она распахнула, а я так и подскочил:

— Уюй!

Передо мной теплая булочка, чудесно похожая на птичку. У нее даже глазки смотрят! Глазки из двух черничинок, сухих, но четких. На румяных боках булочки-птички намечены бороздками крылья, а хвост, хотя и слегка с пригаром, — он тоже на месте.

— Неужель такую, да и съесть! — радуюсь и волнуюсь я.

Бабушка улыбается:

— Съесть можно. Только не сразу. Она птичка — особая. Она — с предназначением! Сегодня ведь двадцать второе марта…

— Ну так и что?

А то, что и день этот — не простой. Называется — Сороки Святые… Летят нынче на Русь сорок птиц из-за теплых морей, желают пробудить весну поскорей. Впереди всех — жаворонки! А чтобы мимо нас не промчались, надо их по-за деревней на горе караулить, поманить нашей печеной булочкой-пичужкой да скричать песенку-веснянку.

— Я, бабушка, веснянок не знаю.

— Научу… — успокаивает бабушка.

И вот она заводит нараспев, а я вслушиваюсь, подхватываю:

Жаворонки, жаворонки,

Скорей сюда летите,

Зиму гоните,

Весну торопите!

Пусть, красна-ясна,

К нам пожалует она

На добром коне,

На плуге, на бороне,

На ржаном колосочке,

На овсяном снопочке,

На пшеничном зёрнышке!

Песенка запоминается легко. Я готов с ней бежать на улицу, да оглядываюсь на окошко и спрашиваю:

— Зачем все-таки весну торопить, когда сегодня и без того капает с крыш?

Бабушка отвечает опять складно:

— С крыш капает, а за нос цапает! Холода-то еще никуда не девались… Исполняй чему научила, беги к ребятишкам на гору. Они там, поди, собрались давным-давно и тоже с птичками.

А с горы за деревней у нас видны теперь все самые дальние-предальние проталины на снежных полях, видны меж полей темные, сырые перелески, только вот не видать солнышка. Небо везде хмурое, серое, оно и вправду дышит холодом.

Но ребят на горе полно. При этом птички-булочки — на живых птах похожие и не очень похожие — в руках у каждого. И каждый шумит: у него наилучшая! Да все ж, когда увидели мою, глазастую, при всей полной ее красоте, то спорить перестали:

— Ладно! С такой птичкой ты первый теплую весну и выкликай!

Выкликать я сразу стал бы, но тут слышу и ребята слышат: кто-то во всю плачет навзрыд. Мы смотрим и видим: по рухлым, по серым от воды сугробам, то и дело падая, пробирается моя соседка Люля.

Так-то ее, конечно, Юлей звали, но по малолетству своему она сама себя переиначила в Люлю; ну и мы, стало быть, — все Люля да Люля…

Вот эта маленькая Люля к нам и бредет. Я, как сосед, сразу к ней. Спрашиваю, что за беда стряслась. Она всхлипывает, варежками-мочужками размазывает слезы по щекам, выговаривает едва-едва:

— Схру-упала… Ой, я ее схру-упала…

— Да кого схрупала-то? Кого?

— Пи-ти-и-чку… Мама испекла, сказала:

«Ступай, к этой птичке жаворонки прилетят!»

А я шла-шла, от хвостика откусила, да нечаянно всю и схру-у-пала-а… А другой у меня не-ет! И жаворонки к нам не пока-а-ажутся!

В глазах Люли такое несчастье, такое горе, что тут и ребята если и хотели засмеяться, то все ж не засмеялись. Я тоже примолк.

Молчал, молчал, да вдруг и говорю:

— Скидывай, Люля, мокрые варежки! Подставляй, Люля, руки!

И она варежки скидывает, и они повисают у нее на мокрых лямках, и в зяблые ее, маленькие ладони я опускаю свою расчудесную птичку. А чтобы не раскаяться, не отступить, громко распоряжаюсь:

— Повторяй, Люля, за мной каждое словечко!

И тут кричу нараспев те складные слова, которым научила меня бабушка. Ребята подхватывают. Люля нам вторит. Утешенная, она теперь весело зовет жаворонков, машет моим подарком, просит весну поторопиться к нам «на ржаном колосочке, на овсяном снопочке, на пшеничном зё-ёрнышке!»

Принимались мы за песенку не один раз.

И вот, то ли чудом каким, то ли впрямь от старанья нашего, но в той хмурой, холодной, с темными тучами стороне приоткрылось голубым-голубое окошко. Потом — еще голубое окошко. А затем раздольно, широко хлынул солнечный свет. Он хлынул на поля, на перелески; и в этом свете чистом, в этой синеве бескрайней всплыл высоко, подал голос как бы серебряный бубенчик.

— Звенит! Живой жаворонок звенит! — тоже прозвенела, засмеялась Люля.

А мы подхватили:

Весна! Пришла полная весна! Значит, не зря мы ее выкликали!

Компания наша еще долго тут радовалась голосу первого жаворонка, долго любовалась на разгар весны. А потом каждый стал угощаться собственной булочкой-птичкой.

Мы же с Люлей булочку разделили пополам.

И, скажу, была она, булочка-птичка, такая, что оближешь все пальчики!

- Ребята, вам понравился этот рассказ?

- А вы когда – нибудь видели как весну зазывают? Или может быть, даже участвовали?

- Расскажите, как выглядела птичка - булочка, которую испекла бабушка мальчика.

- Как вы оцениваете поступок мальчика, когда он отдал свою птичку маленькой девочке Юле?

- А как вы бы поступили на месте этого мальчика?

- А кто запомнил, песенку – веснянку которой ребятишки зазывали весну и тепло?

Музыкальный конкурс «Птичьи трели».

- В этом конкурсе нужно быть

очень внимательным. Я буду включать запись голосов разных птиц. Вам надо угадать, что за птичка поёт?

/проходит конкурс/

- Следующее задание заключается в том, что вам надо будет пропеть какую-нибудь известную детскую песню как птички (как кукушки, гуси, голуби, воробьи, курочки и т. д.)

Примеры песен: «От улыбки», «В траве сидел кузнечик», «Про следы» (м/ф «Маша и Медведь», «Песня мамонтёнка» и др.

- Ребята, посмотрите, что я нашла – это большое гнездо. А в нём разноцветные яички. Интересно, а какие птички появятся из них. (слышен стук и хруст скорлупы). Ой, кажется, птенцы скоро появятся на свет. Надо им помочь!

- Сейчас каждая команда по очереди будет подходить к гнёздышку и выбрав себе яйцо в котором находится загадка. Эту загадку надо будет отгадать. И тогда мы узнаем, какая птичка появится из этого яйца.

Загадки о птицах:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением (ворона)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения! (жаворонок)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(журавль)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его? (индюк)

В лесу на ветке она сидит,

Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут,

Как птицу эту зовут (кукушка)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (курица)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

- Ребята, попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Задания 1-ой команде:

1. могучий, как… (орел)

2. вольный, как… (птица)

3. мудрый, как… (ворон)

4. вороватый, как … (сорока)

5. важный, спокойный, как (гусь)

6. Важный, надутый как (индюк)

7. верность (лебединая)

8. любовь и нежность (голубиная)

9. ярко, вызывающе одетый, как … (павлин)

10. длинноногий, как… (журавль)

11. большеглазый, как… (филин)

12. желторотый как (птенец, цыпленок)

Задания 2-ой команде:

1. взгляд хищный, как у … (ястреба)

2. Взгляд зоркий, как… у (сокола)

3. Нос горбинкой, или (орлиный)

4. нос приплюснутый, или (утиный)

5. шея красивая, или (лебединая)

6. Выступает величаво, как «пава», или (павлин) 7. плыть (идти плавно… (лебедушка)

8. Болтать, трещать как … (сорока)

9. щебетать, весело переговариваться, как … (воробьи)

10. ворковать, как… (голубь)

11. накаркать (накликать беду, как … (ворона)

12. долбить (говорить одно и то же, как … (дятел)

- Молодцы, отлично справились с заданием.

- В сегодняшнем конкурсе не будет победителей и проигравших! Сегодня победила дружба!

- А теперь, ребята, давайте вместе с вами на наше сказочное дерево посадим красивых волшебных птичек. Для этого надо вырезать их из цветной бумаги и украсить с помощью цветных карандашей и фломастеров.

А перед тем как посадить наших замечательных птичек на дерево, давайте вспомним песенку - веснянку, которой дети зазывали весну и тепло с давних времен на Руси.

Жаворонки, жаворонки,

Скорей сюда летите,

Зиму гоните,

Весну торопите!

Пусть, красна-ясна,

К нам пожалует она

На добром коне,

На плуге, на бороне,

На ржаном колосочке,

На овсяном снопочке,

На пшеничном зёрнышке!

Наше сегодняшнее мероприятие заканчивается. Поздравляю вас, ребята, с приходом весны, тепла и прилётом птиц. Желаю вам здоровья, счастья и отличного весеннего настроения! До свидания!

Публикации по теме:

«Крещенский вечерок». Сценарий праздника для детей младшего школьного возраста «Крещенский вечерок"СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Составила: Царенко В. Ю. (музыкальный.

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Пушистый переулок» Методическая разработка «Занятие «Пушистый переулок» Яковенко Евгения Павловна, педагог дополнительного образования Аннотация. В данной.

Дидактическая игра «Здоровейка» для детей младшего школьного возрастаДидактическая игра «Здоровейка» для детей младшего школьного возраста Гарусина Екатерина. Дидактическая игра "Здоровейка" для детей младшего школьного возраста. В этом в течение всего октября у на с в группе.

Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Направление: мероприятие направленное.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Тема занятия: «Мир эмоций» Цель: стабилизация эмоционального состояния детей, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

Познавательная игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Белый медведь — хозяин Арктики» Составители: Гутько И. Н., Панова А И. Красноярский край, Г. Дудинка, ТМБ ДОУ «Забава» Познавательная игровая программа для детей старшего.

Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Сценарий развлечения для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Вкусные истории» ЦЕЛЬ: Организация интересного досуга для детей. Повышать самооценку детей. ЗАДАЧИ: Развивать сообразительность, внимательность.

Сказка в стихах «Пилюлькина аптека» для детей дошкольного и младшего школьного возраста - Пилюлькина аптека - сказка В лесу на просеке Стоит аптека, Сюда приходят Звери с детками. Залетают птицы, Все хотят лечиться. Аптека.

«Святочные, радостные дни». Познавательная–игровая программа для детей старшего дошкольного возраста Под музыку, дети входят в зал, рассаживаются. Звучит колокольный звон. Ведущий. Слышите, слышите - колокольный звон! Он возвещает нам большую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Веснянка». Познавательная конкурсная программа для детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 11:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД