«Вместе дружная семья»

Марина Сушкова
«Вместе дружная семья»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

                                         (старший дошкольный возраст)

для воспитателей дошкольных учреждений

«Вместе дружная семья»

                                                                                                  

Задачи: Закреплять знания детей о других народах, их обычаях, культуре.

Воспитывать любовь и уважение к людям других национальностей, расширяя национальное самосознание до осознания своей общности с другими нациями. Формировать чувства уважения и симпатии к разной национальной культуре, обычаям, играм.

Воспитывать толерантность и дружбу между народами. Активизировать словарный запас детей.

Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.

Оборудование: аудиокассеты, наборы заместителей (геометрические фигуры разных цветов, фланелеграф, праздничные головные уборы: украинцев, армян, грузин; хлеб - соль на рушнике, мяч, атрибуты для сценки, три стула, блюдо с фруктами, хлеб - лаваш, кофейный набор; два металлофона, атрибуты для настольного театра.

Предварительная работа: Заучивание стихов, считалок, текста сказки, разучивание русской народной игры «Гори, гори ясно!»

Ход ЗАНЯТИЯ

Эмоциональный настрой детей на занятие.

- Минуточку внимания! Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться!

- Я Марина Павловна, а вы кто?

- Дети: Я - Витенька - дружок,

                Я - Максимка - огонек,

                Я - Настенька - цветок,

                Я - Наташенька - подружка,

                Я - Юля - хохотушка.

- Дорогие, милые дети, вы прекрасней всех на свете.

- Посмотрите на меня. По вашим глазам, я вижу вы зарядились положительными эмоциями.

- Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, бодрое, радостное, улыбчивое и т. п.)

- Замечательно!

- Вот таких хороших - пригожих, с прекрасным настроением, я приглашаю на занятие, на котором речь пойдет о дружбе, которая начинается в семье, продолжается в детском коллективе, в нашей стране и объединяем всех людей на земле.

Поговорим о семье, но прежде давайте составим схему своей семьи, а помогут в этом наборы заместителей, которые я приготовила для вас.

- Подойдите к столам.

Когда будете составлять схемы себя на ней, обозначьте кружком любого цвета,

кому, какой нравится.

Работа вам знакома, приступайте!

(Звучит мелодия. Самостоятельная работа - выкладывание схемы семьи детьми).

- Вижу, с работой справились.

- Настя, расскажи о своей семье, а схема тебе поможет. (Я живу с папой и мамой).

- Каким знаком на схеме ты обозначила папу? (Большим прямоугольником)

- Каким цветом? (Синим)

- Молодец!

- Теперь Витя.

(Я живу с папой, мамой, сестренкой Таней, братьями Вовой и Сашей).

- Каким символом на схеме ты обозначил сестру Таню? (Красным кружком)

- Почему именно красным? (Просто мне нравится этот цвет)

- Понятно!

- Дети, что можно сказать о Витиной семье? (Витина семья большая)

- Верно!

- Юля, с кем живешь ты?

(Я живу с мамой, дедушкой и бабушкой)

- Каким заместителем на схеме ты обозначила дедушку? (Зеленым треугольником)

- А себя? (Желтым кружком)

- Почему желтым?

(Он похож на солнышко)

- Умница!

- Давайте послушаем о семье Максима. (Я живу с мамой и папой)

-Каким символом на схеме ты обозначил маму? (Синим квадратом)

- Ребята, что можно сказать о семье Максима? (Семья Максима маленькая)

- Какие бывают семьи? (Маленькие и большие)

- Правильно!

- Ангелина, ты любишь  свою семью? (Я люблю свою семью)

- А ты Алеша? (Сильно люблю)

- А ты Андрюша?

(Да, я очень сильно люблю свою семью)

- Как здорово, что вы любите свои семьи, именно поэтому у вас получились такие яркие и интересные схемы.

- Посмотрите, пожалуйста, мне в глазки.

- Ребята, я тоже всех вас люблю и считаю своей семьей. Я недаром просила вас на схеме обозначить себя кружочком. Для себя, в качестве заместителя, я выбрала большой желтый кружок, и хочу, чтобы вы помогли составить схему нашего детского коллектива.

- Возьмите кружок, которым вы обозначили себя, остальные заместители аккуратно положите в тарелочку и подойдите к фланелеграфу.

- Свой желтый кружок я положу в центре фланелеграфа. Вы помните, кого он обозначает?

(Воспитателя)

- Вы свои кружки поставьте около меня, кому, где нравится. Отойдем и

посмотрим, что у нас получилось?

(У нас на фланелеграфе получилась схема)

- Юля, а ты как думаешь? (Очень красивая схема)

- У нас действительно получилась очень яркая и красивая схема.

- Подумайте, схема чего? (Нашего детского коллектива)

- Витя, а ты как думаешь? (Я согласен с Алешей)

- Как можно по -  другому назвать наш детский коллектив? (Семья)

- Какие еще есть мнения? (Дружная семья)

- Правильно, всех нас можно назвать одной дружной семьей. Это наш второй дом!

- А почему нашу семью можно назвать дружной?

(Мы вместе играем, занимаемся, гуляем, помогаем друг другу, уважаем и любим)

Мы с вами дружим, стараются дружить и народы в нашей стране, правда, не

всегда это получается, но люди вместе живут, трудятся, растят детей, взрослые

хотят сделать вашу жизнь богаче, интереснее, ярче.

Так же как и мы дружат не только люди в нашей стране, но и народы соседних государств.

- А вы любите в гости ездить и встречать гостей?

(Да)

- Я приготовила приятный сюрприз для вас. В гости к нам приехали дети из

соседних государств.

(Входят украинцы и армяне)

Гости: Украинцы - Добрый ранок! Армяне - Барайзес!

- Наши гости пожелали вам добра и здоровья на украинском и армянском языках.

- Дети: - Здравствуйте, гости дорогие!

- Очень рады вас видеть у себя в гостях.

- Для дорогого гостя и ворота настежь.

1. К нам гости пришли!

    Дорогие пришли!

    Появлением своим

     Нам радость принесли.

2. По русскому обычаю

    Хлебом - солью дорогих гостей встречаем

    Поклоном низким привечаем!

    И на танец приглашаем!

Дети исполняют танец «Барыня»

- Молодцы, ребята, потанцевали от души!

- Ребята, вы наверно уже догадались из каких государств, приехали наши сверстники?

- Посмотрите на Наташу с Максимом, откуда они? (С Украины)

- Почему?

(У Наташи на голове венок из цветов и ярких атласных лент. У Максима соломенная шляпа).

- А откуда родом вот эти дети? (Они из Армении)

- Как вы догадались?

(По праздничным головным уборам ребят)

- Будьте так добры, расскажите о женском головном уборе армянок?

(Женский головной убор армянок - это круглая, неглубокая шапочка красного

цвета, от нее отходят две белые полоски)

А полоски на шапочке, должны быть из какой ткани? (Из легкой, белой ткани)

- Совершенно верно!

А что носят мужчины - армяне? (Папаху из меха)

- Ребята. У каждого народа в его национальном костюме есть свои оригинальные черты, детали, украшения, орнаменты, придающие яркость, красочность, самобытность каждой национальности.

- Чтобы дружить, надо много знать друг о друге. А хорошо ли вы знаете своих соседей?

Узнать это нам поможет игра: «Кто где живет?»

- Встали в круг, сделали красивое солнышко.

Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нем и наоборот, я называть национальность, а вы государство.

Моим помощником в игре будет мяч.

Приготовились!

В России живут (русские, чукчи, мордва, чуваши.)

На Украине (украинцы)

Где живут грузины (в Грузии)

В Армении живут (армяне)

Как называют жителей Белоруссии (белорусы)

В Молдавии живут (молдаване)

Азербайджанцы живут (В Азербайджане)

- Молодцы! Вы не только хорошо знаете своих друзей - соседей, но и знаете, что в нашей стране, кроме русских, живет много людей других национальностей.

У людей разных национальностей есть обычаи, традиции, которые их сближают: любовь к музыке, танцам, играм, сказкам, гостеприимству. Это традиционно для всех народов.

- Как проявляют свое гостеприимство наши друзья - армяне вы узнаете из сценки.

- Ребята, кто из вас хочет зайти в гости к армянской семье?

(Стоит стол, три стула, на столе кофейный сервиз, ваза с фруктами)

- Сегодня в гости пойдут Юля и Саша. А мы присядем на ковре и понаблюдаем за встречей.

(Звучит армянская музыка)

Воспитатель: Хозяйка, встречай гостей.

Хозяйка - армянка: Здравствуйте, мои дорогие гости!

Гости: - Здравствуйте!

Хозяйка - армянка: - Вы, солнце, осветившее мой дом! Вы прекрасные цветы в моем доме!

Всех к столу я приглашаю, садитесь на самые почетные места.

Фруктами угощаю свежими, сочными из моего сада.

Встала я сегодня рано, для дорогих гостей хлеб - лаваш испекла, кофе приготовила. Кушайте на здоровье!

Гости: - Спасибо за угощенье и добрые слова. Но нам пора, до свидания.

Хозяйка - армянка: - Заходите еще, буду рада!

Не правда ли приятно побывать в гостях у таких радушных хозяев.

А теперь подарок из Грузии.

Ребенок в грузинской папахе:

В нашей Грузии - солнечном крае -

Песни льются раздольно, легко.

Мы одну из них вам сыграем

Вечно юную «Сулико».

(Дети играют на металлофонах мелодию «Сулико»)

- Спасибо музыканты.

Мы услышали в мелодии «Сулико» нежную, добрую, верную, гордую душу грузинского народа.

Все дети любят игры. Игра помогает вам расти, ловкими, смелыми, умелыми. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть.

(Да)

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

С помощью считалочки, выберем ведущего.

Настя, выбери ты.

Считалочка:

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

Играющие бегут по кругу друг за другом.

Ведущий стоит в центре и машет платком.

По окончанию музыки, дети становятся лицом в круг и хлопают в ладоши. Ведущий бежит по кругу с платком, по окончанию музыки останавливается между любой пары детей.

Эти дети поворачиваются спиной друг к другу, а все дети нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После слов дети разбегаются в разные стороны, побеждает тот, кто первый из руки  ведущего возьмет платок.

(Игра повтор. 2-3 раза)

-Понравилась вам игра?

(Да)

- Вижу по вашим веселым, радостным лицам играть вы любите.

- А сейчас сюрприз от украинских друзей.

1. - Мое почтение всем без исключения!

2. - Ну, чем же мы сегодня хлопцев да девчат позабавим?

3. - Давайте для них украинскую сказку разыграем!

4. - Театр открывается!

      К началу все готово!

      Билеты предлагаются

      За вежливое слово.

(Здравствуйте, добрый день, будьте любезны, позвольте посмотреть, окажите любезность, будьте так добры)

5. Проходите, садитесь поудобнее.

Настольный театр.

Украинская народная сказка «Солнце, мороз и ветер».

Ведущая: Шел прохожий, увидел у дороги троих и говорит им:

Прохожий: - Добрый день!

Ведущий: Стали они спорить, кому из них он это сказал:

Ветер: Это он мне доброго дня пожелал.

Мороз: Нет, мне.

Солнце: Не спорьте, это он мне сказал.

Ветер: И решили они догнать прохожего, спрашивают:

Хором Ветер, Мороз, Солнце:- Кому из нас ты дорого дня пожелал?

Прохожий: А вы кто такие будете?

Солнце: Я - Солнце.

Мороз: Я - Мороз Иванович

Ветер: Я - Ветер.

Прохожий:  Ну, так я доброго дня всем троим, пожелал, потому что ты, Солнце - землю согреваешь, людям тепло даешь. Ты - Мороз Иванович - землю снегом покрываешь, озимые для нас, людей, сберегаешь. Ты - ветер - тучи по небу собираешь, дождь на землю посылаешь. Нам людям с вами в дружбе и согласии жить надо.

Солнце, Мороз, Ветер: Спасибо тебе человек за добрые слова.

Ведущая: И с хорошим настроением разошлись они по своим путям - дорожкам.

- Вот какую добрую, умную, поучительную сказку показали нам украинские ребята. Сказка ложь дав ней намек, добрым молодцам урок!

- Чему учит нас украинская народная сказка? (Жить нужно дружно, мирно, уважать друг друга)

- Вы правильно сказали, чему учит нас эта сказка. Все сказки, сказки всех народов мира, учат добру и дружбе, жить в мире и согласии, уважать себя и других.

Встреча с нашими друзьями дала всем нам заряд бодрости, добра, света и все это можно назвать прекрасным словом – дружба.

Ребенок: Танцы, игры, пени, сказки помогают нам дружить.

                 Всем ребятам очень нужно в мирном, добром мире жить.

Танец «Мир вам люди»

- Вот и подошла к концу наша встреча, мы прощаемся с нашими гостями и говорим им: «До свидания! До новых встреч».

И напоследок хочу пожелать:

Всем детям, всем народам на земле

Живите люди в дружбе и тепле.

Всем хватит места на родной земле!

Как волнам моря, как звездам неба.

Публикации по теме:

Документация в ДОУ. О документации детских дошкольных учреждений Министерство народного образования РСФСРИз действующего приказа «О документации детских дошкольных учреждений» 20.09.88 г. Москва № 41. Решение.

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • День семьи
Автор публикации:
«Вместе дружная семья»
Опубликовано: 19 января 2012 в 18:03
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...
Сценарий праздника «Новогодняя сказка»
Сценарий праздника «Новогодняя сказка. Персонажи: 1 волшебница 2 волшебница 3 волшебница Заяц. Зайчиха. Волк. Новогодняя Заря. Дед Мороз. Снегурочка....
Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Веники.
Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Веники. Заготавливают веники из березы, дуба, можжевельника в летний период и на весь год. В них...