«Волшебная бумага» (дополнительное образование детей 5–7 лет)

Наталья Ладыгина
«Волшебная бумага» (дополнительное образование детей 5–7 лет)

Срок реализации: 2 года

I.Пояснительная записка

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.

Программа «Волшебная бумага» разработана и реализуется в группе для детей, имеющих речевые нарушения. Для детей с общим недоразвитием речи характерны неустойчивость внимания, неорганизованность, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой. А использование разнообразных видов художественной деятельности при обучении ребенка творчеству, одним из которых является оригами, способствует развитию его эмоциональной, познавательной и волевой сфер, художественного вкуса. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, память, способствует концентрации внимания и формированию самодисциплины. Оригами улучшает способность следовать устной инструкции, повышает заинтересованность в конечном результате.

Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В коррекционной работе отмечена также психотерапевтическая роль складывания бумаги, т. к. ребенок имеет возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, подарить родителям или друзьям.

Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с ОНР средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи программы:

Обучающие:

• Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

• Обучение различным приемам работы с бумагой;

• Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

• Формирование образного, пространственного мышления и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

Развивающие:

• Развитие внимания, памяти, пространственного воображения;

• Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

• Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

Воспитательные:

• Воспитание интереса к искусству оригами;

• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

• Коррекция поведения, формирование умения общаться друг с другом, работать в коллективе, помогать друг другу и получать радость от общения.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

• Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

• Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

• Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

• Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• Фронтальный – одновременная работа со всеми;

• Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• Групповой – организация работы в группах;

• Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.

Программа «Волшебная бумага» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Характеристика ожидаемых результатов.

Должны иметь представление:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

• Приемы складывания модулей;

• Правила техники безопасности;

Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой, технологической картой;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Должны овладеть навыками:

• Разметки листа бумаги;

• Складывания базового модуля

• Резания;

Этапы реализации программы:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 2 года обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут (СанПиН 2.4.1.2660-10). Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку, работу по схемам. В программе предусмотрено не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.

Формы контроля реализации программы:

• Входной (опрос, тесты)

• Промежуточный (выставка работ воспитанников)

• Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов)

Способы проверки достижений (мониторинг).

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами:

• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».

-высокий уровень – делает самостоятельно,

- средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- низкий уровень – не может сделать.

II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения.

• 2 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.

-высокий уровень – делает самостоятельно,

- средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- низкий уровень – не может сделать.

III. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

• Оцениваются умения:

–организовать свое рабочее место,

–рационально использовать необходимые материалы,

– аккуратность выполнения работы.

Программа «Волшебная бумага» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Жихаревой О. М. ,. Соколовой С. В., Сержантовой Т. Б., Ступак Е. А. и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

II.Учебно-тематический план

Тема

Общее количество

(мин) В том числе:

теория

(мин) практика

(мин)

1-й год обучения

1. Вводное занятие 30 20 10

2. Гриб-мухомор 30 10 20

3 Березки 30 10 20

4. Цыплята с червяком 30 10 20

5. Веселые лица 30 10 20

6. Собачка 30 10 20

7. Волк 30 10 20

8. Уточка 30 10 20

9. Дед Мороз 30 10 20

10. Пингвин 30 10 20

11. Кораблик 30 10 20

12. Колобок 30 10 20

13. Золотая рыбка 30 10 20

14. Жар-птица 30 10 20

15. Ветка-вишни 30 10 20

16. Бабочки-красавицы 30 10 20

17. Композиция. Луговые цветы. 50 30 20

18. Оформление выставки 30 - -

Итого: 9 часов20мин

2-й год обучения

1. Вводное занятие 30 20 10

2. Кукла 30 10 20

3. Репка, морковка 30 10 20

4. Елочка 50 30 20

5. Цыплята-неваляшки 30 10 20

6. Пилотка 30 10 20

7. Снеговик 30 10 20

8. Снегирь 30 10 20

9. Попугай 30 10 20

10. Деревенский домик 60 10 50

11. Цветы для мамы 30 10 20

12. Ракета 30 10 20

13. Стаканчик 30 10 20

14. Паучок 60 10 50

15. Озеро

16. Итоговое занятие. Выставка 60 10 50

Итого: 10часов 10 мин

III.Содержание курса

1-ый год обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с оригами. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях оригами, правила пользования материалами. Изучение терминов, понятий в оригами. Изготовление базовых форм из квадрата. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами, и основными приемами складывания.

2. Гриб-мухомор. Лексическая тема «Грибы»

Рассматривание иллюстраций грибов. Д/и «Съедобный – несъедобный». Знакомство с графическим языком оригами. Изготовление базовых форм из квадрата. Складывание квадрата в разных направлениях.

3. Березки. Лексическая тема «Деревья»

Рассматривание берез. Изготовление трубочек из длинных полосок. Работа с трафаретами. Объемная композиция.

4. Цыплята с червяком. Лексическая тема «Домашние птицы»

Рассматривание иллюстраций с домашними птицами. Беседа по охране труда Изготовление кругов желтого цвета из салфеток. Объемная композиция.

5. Веселые лица. Лексическая тема «Семья»

Беседа о своей семье. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление базовых форм из квадрата. Складывание квадрата в разных направлениях.

6. Собачка. Лексическая тема «Домашние животные»

Беседа о домашних животных. Д/и «Назови детеныша». Выполнение поделки из двух деталей; сгибание квадрата разными способами.

7. Волк. Лексическая тема «Дикие животные»

Рассматривание иллюстраций о диких животных. Д/и «У кого какое жилище?». Выполнение поделки по схеме; сгибание квадрата разными способами.

8. Уточка. Лексическая тема «Перелетные птицы»

Беседа о перелетных птицах. Д/и «Угадай птицу по описанию». Складывание квадрата по диагонали, в разных направлениях.

9. Дед Мороз. Лексическая тема «Новый год»

Беседа о новогоднем празднике. Базовая форма «воздушный змей».

10. Пингвин. Лексическая тема «Животные Севера»

Рассматривание иллюстраций о животных крайнего Севера. Д/и «Назови одним словом». Складывание квадрата по диагонали, в разных направлениях.

11. Кораблик. Лексическая тема «Транспорт»

Рассматривание различных видов транспорта. Д/и «Наземный, водный, воздушный». Складывание квадрата по диагонали, в разных направлениях.

12. Колобок. Лексическая тема «Продукты питания»

Беседа о продуктах питания. Д/и «Кислое, горькое, сладкое». Сгибание прямоугольника разными способами, опускание верхних углов со стороны сгиба, складывание квадрата «косынкой»; приклеивание деталей.

13. Золотая рыбка. Лексическая тема «Рыбы»

Рассматривание иллюстраций с рыбами. Д/и «Кого не стало». Беседа по охране труда. Складывание квадрата по диагонали, полученный треугольник пополам. Рисование на заготовке хвост и плавники, работа с ножницами.

14. Жар-птица. Лексическая тема «Перелетные птицы весной»

Беседа о перелетных птицах. Сгибание квадрата по диагонали, надрезание заготовки по намеченным линиям.

15. Ветка-вишни. Лексическая тема «Цветущая весна»

Беседа о весне. Д/и «Назови время года». Складывание бумаги гармошкой. Работа с трафаретами.

16. Бабочки-красавицы. Лексическая тема «Насекомые»

Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Д/и «Узнай насекомое».

Сгибание квадрата по диагонали.

17. Композиция. Луговые цветы. Лексическая тема «Цветы»

Экскурсия на луг. Рассматривание цветущих растений. Использование разных базовых форм, соединение деталей, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получить модель распустившегося цветка, создание общей композиции.

18. Оформление выставки.

Оформление альбома детских работ за период обучения.

2-ый год обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с искусством «оригами», с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Складывание прямоугольного листа бумаги по диагонали, отрезая лишнюю часть, получая квадрат. Беседа по охране труда.

2. Кукла. Лексическая тема «Наши игры и игрушки»

Рассматривание игрушек. Д/и «Назови ласково». Выполнение поделки из двух частей, сгибание прямоугольника пополам, совмещая длинные стороны, сгибание всех углов. Приклеивание частей друг к другу, наклеивание деталей.

3. Репка, морковка. Лексическая тема «Овощи»

Рассматривание овощей. Д/и «Подбери по форме». Базовая форма «Воздушный змей». Создание композиции «Осенний урожай».

4. Елочка. Лексическая тема «Деревья»

Экскурсия в «уголок» леса. Рассматривание и сравнение деревьев. Складывание квадрата пополам, совмещая противоположные углы, перегибание полученного треугольника. Составление из треугольников елочки, начиная снизу с самой большой детали. Склеивание деталей.

5. Цыплята-неваляшки. Лексическая тема «Домашние птицы и их детеныши»

Рассматривание иллюстраций домашних птиц и их детенышей. Д/и «Сосчитай-ка». Выполнение поделки из двух частей на основе круга.

6. Пилотка. Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Рассматривание иллюстраций. Д/и «Раздели». Базовая форма «двойной дом». Складывание прямоугольного листа бумаги в разных направлениях.

7. Снеговик. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»

Рассматривание картины «Зимние забавы». Сделать из двух прямоугольников туловище снеговика. Из квадрата белой бумаги – голову. Украсить поделку недостающими деталями (приклеить нос-морковку, нарисовать глаза, рот) .

8. Снегирь. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Рассматривание иллюстраций зимующих птиц. Д/и «Назови птицу». Базовая форма «треугольник».

9. Попугай. Лексическая тема «Животный мир жарких стран»

Наблюдение за попугаем. Базовая форма «треугольник».

10. Деревенский домик. Лексическая тема «Дом, в котором ты живешь»

Рассматривание иллюстраций с разными видами домов. Коллективная работа.

11. Цветы для мамы. Лексическая тема «8 Марта»

Беседа о мамах, их профессиях. Базовая форма «блинчик».Складывание бумаги разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединяя детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.

12. Ракета. Лексическая тема «Космос»

Просмотр презентации «Космос». Складывание квадрата по диагонали, загибание углов внахлест, дополнение поделки разными деталями.

13. Стаканчик. Лексическая тема «Посуда»

Рассматривание разной посуды. Д/и «Из чего сделана?». Складывание квадрата по диагонали. Загибание острых углов полученного треугольника на противоположные стороны, ввести их в образовавшуюся щель.

14. Паучок. Лексическая тема «Насекомые»

Рассматривание насекомых на прогулке. Д/и «Узнай насекомое». Закручивание тонких полос бумаги.

15. Озеро. Лексическая тема «Лето»

Рассматривание картин о лете. Д/и «Назови со словом летний». Коллективная работа.

16. Итоговое занятие. Выставка

Чему мы научились за год? Оформление альбома детских работ за период обучения.

IV.Требования к уровню образованности воспитанников

К концу 1 года обучения дети должны (планируемый результат):

• знать и называть геометрические фигуры;

• ориентироваться на листе бумаги;

• складывать лист бумаги пополам;

• складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;

• загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой (базовая форма "Воздушный змей");

• уметь намечать линии;

• тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

• уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);

• работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;

• добиваться конечного результата;

• самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

• уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

К концу 2 года обучения дети должны (планируемый результат):

• ориентироваться на листе бумаги;

• складывать лист бумаги (квадратной, прямоугольной формы) пополам;

• складывать квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя два противоположных угла ;

• загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой;

• уметь намечать линии;

• тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

• знать и называть три правила складывания бумаги при выполнении оригами;

• знать, называть и выполнять складки: "долина";"гора";"карман";"зигзаг";

• знать, называть и выполнять базовые формы: "книжка","треугольник " ,"дверь","блин" ,"воздушный змей";"дом";"двойной квадрат";"двойной треугольник";"катамаран".

• работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;

• добиваться конечного результата;

• самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

• уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.

V.Учебно-методическое обеспечение

Учебные и методические пособия:

• Научная, специальная, методическая литература

(См. список литературы).

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами:

• Учебные столы и стулья

• Выставочные стенды

• Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия

• Схемы складывания изделий

• Журналы и книги по оригами

• Альбом для лучших работ

• Конверты для незаконченных работ

• Белая бумага

• Цветная бумага тонкая

• Цветная бумага плотная

• Двухсторонняя цветная бумага

• Цветной картон

• Коробки для обрезков цветного картона

• Треугольники

• Простые карандаши

• Цветные карандаши

• Стирательные резинки

• Фломастеры

• Трафареты с кругами

• Линейки

• Ножницы

• Клей ПВА

• Кисточки для клея

Бумажные салфетки

• Коробочки для мусора

• Магнитофон

• Фонотека

Инструктажи:

• по технике безопасности при работе с ножницами, с клеем

• по правилам пожарной безопасности

• по технике безопасности во время экскурсий

VI.Список литературы

1. С. Соколова Азбука оригами: Классические и ультрасовременные объемные бумажные модели. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007. -432с.: ил.

1. С. Соколова Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. -48с., цв. вкл.

2. А. А. Гарматин Оригами делаем сами / А. А. Гарматин. –Ростов н/Д: Владис, 2011. -64 с.

3. Е. А. Ступак Оригами. Игры и конкурсы / Елена Ступак. -2 –е изд. –М.: Айрис-пресс, 2009. – 80 с. +вкл. 8 с.

4. Ф. Вахабова Оригами на лужайке: Конструирование из бумаги. –Издательский дом «Карапуз»,2011

5. Н. Васина Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2012.-128 с.: ил. - (Внимание: дети).

6. «Санитарно – эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» от 22 июля 2010 г. (изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»)

Рекомендуемые сетевые страницы по оригами

1. Оригами для влюблённых. Автор сайта Андрей Лукьяненко http://www.loveorigami.info/

2. Оригами по-новому с Надеждой Пановой http://blogs.mail.ru/mail/panova_nvp_/

3. Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/

VII.Аннотация

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. Программа «Волшебная бумага» разработана и реализуется в группе для детей, имеющих речевые нарушения. Программа «Волшебная бумага» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Жихаревой О. М. ,. Соколовой С. В., Сержантовой Т. Б., Ступак Е. А. и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Этапы реализации программы:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с ОНР средствами бумажной пластики и оригами.

VIII.Сведения об авторе

Публикации по теме:

«Лебединое озеро». Техника — модульное оригами.«Лебединое озеро». Техника — модульное оригами. В течение 2008-2009 учебного года дети подготовительной группы №16 "Карусель" осваивали знания, умения и навыки складывания фигурок оригами.

Кружок «Волшебная бумага» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольника. Для эстетического.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Волшебная бумага» (дополнительное образование детей 5–7 лет)
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 16:37
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...
Досуг ко Дню Матери «В гостях у сказки». Фотоотчёт
Накануне чудесного праздника – Дня Матери, в нашем детском саду прошло замечательное мероприятие -совместный досуг «В гостях у сказки». Такое название...
Мастер-класс по изготовлению «Пожарной машины» из картонной коробки
Мастер-класс по изготовлению "Пожарной машины" из картонной коробки. В этом году в нашем районе впервые проходили соревнования "Юны пожарный". Где...