Воспитание у дошкольников патриотизма через ознакомление с народными промыслами. Роспись юбки для барыни дымковским узором

Вера Калита
Воспитание у дошкольников патриотизма через ознакомление с народными промыслами. Роспись юбки для барыни дымковским узором

Цели и задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

2. Продолжать развивать умение рисовать кистью и красками.

3. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

4. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

5. Развивать художественный вкус.

6. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

7. Учить детей выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (прямые линии, точки-горошины).

8. Учить различать и называть элементы дымковской росписи: круг, кольцо, точки-горошины, прямые линии, волнистые линии.

9. Повторить названия основных цветов (синий, жёлтый, красный, зелёный).

Оборудование: выставка детских работ; иллюстрации села Дымково в дымке; дымковские игрушки (подлинники): индюк, барыни, водоноска, лошадки, олень; иллюстрации с элементами росписи дымковских орнаментов; иллюстрации с дымковскими игрушками; альбом с рассказами о Дымково; гуашь; кисточки; подставки под кисточки; салфетки; клеёнки; тычок (ватные палочки – 2 шт.); альбомного листа; трафареты юбок для барыни; баночки с водой.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек (подлинников) и беседы о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора; чтение стихотворений воспитателем; заучивание стихов и потешек о дымковской игрушке; создание «Мини-музея Дымковской игрушки»; рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, музыкальные вечера, индивидуальные объяснения и показы.

Словарь: дымковская игрушка, барыня, полоска, сверху вниз, мастера-умельцы.

Ход занятия:

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в интересное путешествие в чудо – город. Это не город, а сказка. А что это за игрушки нас встречают? (Ответы детей.)

- Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

Откуда же такое удивительное название?

-Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.

- Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и всё село было в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. (Показ картинки).

- Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

«Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубей дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- Дымковская барыня очень нарядна. На голове – кудри, шляпки. На плечах – пышные рукава. По низу юбочки – оборки, воланы. В руках – сумочка, собачка, зонтик, коромысло … По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона короля.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

Водоноска.

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Лошадки.

Через горные отроги,

Кони глиняные мчатся

Через крыши деревень

На подставках, что есть сил.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

- Жила-была Барыня. Вот решила, раз Барыня поехать в гости, стала наряды свои из сундука доставать и примерять. Решила погладить юбку утюгом. Ой! (Слышится плачь Барыни.)

- И прожгла её. Вот какая дыра получилась.

(Показ иллюстрации Барыни с прожженной юбкой).

- Вот беда, так беда! Что делать? (Ответы детей).

- Отправилась Барыня на базар, новую ткань на юбку себе купить.

Пришла на базар, а там разные ткани висят на прилавке, да такие разные, что не знает Барыня, какую выбрать. (Воспитатель приглашает детей на базар, дети рассматривают ткани).

- Ребята, помогите выбрать нашей Барыне ткань на юбку. (Дети выбирают ткань на юбку Барыне).

- Все ткани хороши. Но Барыня не хочет покупать их, не те. Наша Барыня живёт в деревне Дымково, а там юбки яркие, разноцветные, с особыми узорами.

Посмотрите на эти ткани. Какие цвета красок в дымковском узоре? Назовите.

- Эта ткань украшена полосками, а эта – кружочками и кольцами, а вот эта – в клеточку (полоски рисуются сверху - вниз, слева –направо). А какие юбки из этих тканей можно сшить! Посмотрите! А наше Барыне они все не нравятся, она мечтает о полосатой юбке, расписанной сказочной радугой, да ещё с горошинками.

- Ребята, а давайте поможем Барыне расписать ткань для её юбки.

Мне хочется, чтобы вы нарисовали такую сказочную радугу, которая понравилась бы нашей Барыне, а я вам помогу.

Как вы думаете, с чего нам начать работу? (Ответы детей.)

- Правильно, мы должны нарисовать вертикальные лини-полоски. Как мы их будем рисовать? Правильно, сверху - вниз.

Показ движения в воздухе.

- А наша кисточка, ребята, любит танцевать. Она может нарисовать кружок, закружиться вместе с вьюгой, а ещё, кисточка очень любит танцевать вальс.

- Напоили кисточку водой. Лишнюю водичку удалили. Теперь кисточку окунем в баночку с краской (до начала занятия, каждый ребенок выбрал себе две баночки с желаемой краской (красную, жёлтую, зеленую или синию). Рисуем линию – полоску сверху вниз, без остановки, от верхнего края листа до нижнего. Вот и появилась первая полоска. А теперь давайте наберём краску для следующей линии. Только от первой линии нужно немного отступить, чтобы был просвет между линиями. А теперь продолжим рисовать полоски.

- Молодцы! А теперь пора немного отдохнуть.

Физкультминутка (под песню «Барыня»)

- Если ещё нарисовать полоски слева направо без остановки, от левого края листа до правого, получится другой элемент дымковской росписи – клеточка.

- Какие яркие полоски получились у вас. Давайте на полосках мы поместим горошинки. Вам помогут ватные палочки. Набираем краску и печатаем круги сверху вниз на каждой полоске.

- Молодцы! Раскладываем работы для просмотра и анализа. Накладываем на детские рисунки трафареты юбок. Барыня выбирает ткань украшенную полосками с горошинками. Ей нравятся все юбочки, но она обращает внимание на самые аккуратные. Радуется, что теперь она может наряжаться в новую юбку каждый день.

Дымка – это чудо света.

С Дымкой можно поиграть.

С Дымкой можно поболтать.

Мы о Дымке много знаем,

Но не знаем мы того,

Что у дымково народа,

Не игрушки – волшебство.

И олени, и лошадки,

Петухи и индюки,

Барышни и няньки,

Кавалеры – молодцы.

Все они пришли к нам в гости

Посмотреть какие мы!

Список литературы:

1. И. Я. Богуславская. Дымковская игрушка. Издательство «Художник РСФСР». 1988год.

2. Г. А. Величкина, Т. Я. Шпикалова. Дымковская игрушка. Издательство «Мозаика- Синтез». 2009 год.

3. Н. В. Дубровская. Дымковская игрушка. Издательство «Карапуз». 2002год.

4. Л. В. Дьяконов. Дымковские глиняные расписные игрушки. Издательство «Художник РСФСР». 1965 год.

5. В. Крупин. В Дымковской слободе. Издательство «Малыш». 1989год.

6. И. А. Лыкова. Дымковская игрушка. Издательство «Карапуз». 2010 год.

7. В. В. Малова. Конспекты занятий по художественному воспитанию дошкольников.

8. О. С. Попова, Н. И. Каплан. Русская народная игрушка. Издательство «Мозаика-синтез». 2007 год.

9. П. Синявский. Стихотворения о дымковских игрушках. Издательство «Просвещение». 2002 год.

10. О. А. Скоролупова. Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народным декоративно-прикладным искусством. Издательство «М. Скрипторий, 2000». 2003 год.

11. В. Фофанов. Народное творчество. Потешки. Издательство «Просвещение». 2000 год.

12. Н. Б. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Издательство «Просвещение». 1984 год.

Публикации по теме:

Презентация «Народные промыслы» В старшем возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Чтобы облегчить труд я создала презентацию по данной теме. Используя.

Воспитание у дошкольников патриотизма при ознакомлении с народными промыслами. Роспись юбки для барыни дымковским узоромВоспитание у дошкольников патриотизма при ознакомлении с народными промыслами. Роспись юбки для барыни дымковским узором На занятиях по изобразительному искусству хочется познакомить ребятишек с русскими народными традициями, промыслами. Мне хотелось познакомить.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Воспитание у дошкольников патриотизма через ознакомление с народными промыслами. Роспись юбки для барыни дымковским узором
Опубликовано: 21 октября 2013 в 20:24
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...