МААМ-картинки

Возрастные особенности детей разных возрастных групп

Ирина Шеменева
Возрастные особенности детей разных возрастных групп

Рекомендации для воспитателей в группах

Условными границами возраста считается период от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст очень важный период в жизни человека, по своей насыщенности он, пожалуй, превосходит любой другой. В первую очередь, это возможно вследствие интенсивного развития эмоциональной и физической сфер ребенка, формирования его характера и индивидуальных качеств личности.

Публикация «Возрастные особенности детей разных возрастных групп» размещена в разделах

Дошкольник умеет много больше, чем младенец – он уже самостоятельный, он активный и интересующийся. Окружающий мир, представляется ребенку огромным и интересным, полным разнообразных устройств и собственных возможностей; ребенок познает окружающую реальность и каждый его день наполнен чем-то новым: лица, предметы, события, животные и т. д.

Дошкольник очень впечатлителен, и чрезмерное насыщение его жизни яркими событиями и встречами, отнимает много сил. Поэтому важно соблюдать режимные моменты – отдых, необходимо чередовать с активным обучением и играми.

Субъективный мир ребенка еще очень маленький, он сужен и ограничен только тем опытом, который он имеет. Его лопатка, его игрушки, его дом или квартира это всё, что он знает об окружающем его мире. Родители имеют гораздо больший опыт, соответственно, они могут помочь ребенку, подсказать ему, как можно сделать лучше. Если этого не происходит, время для развития важных качеств может быть упущено навсегда.

По своему мироощущению, дошкольник, все еще эгоцентричен – он наивно полагает, что мир вращается только вокруг него, что все взрослые вокруг, заботятся только о нем, и он всегда сможет на них рассчитывать (отсюда и детская доверчивость).

Когда мы с женой, пытались рассказать нашей дочке, что её дедушка и бабушка – это наши родители. Она, почувствовав что-то неладное, явно расстроилась и сказала: «Не хочу, чтобы они были вашими родителями. Хочу, чтобы они были моими бабушкой и дедушкой». Подразумевая, что если они станут нашими родителями, то наверняка перестанут её баловать и дарить подарки.

В экспериментах знаменитого исследователя мышления детского возраста, антрополога Жана Пиаже были описаны особенности познавательного развития в этом возрасте.

Детей спрашивали, есть ли у них брат или сестра – дети отвечали утвердительно. Тогда экспериментатор задавал вопрос, а есть ли у их брата (или сестры) брат? Дети говорили, что у их брата нет других братьев.

Ребенок-дошкольник ещё не понимает, что у его брата может быть другой брат, ведь себя он не считает «другим», так как не может увидеть эти отношения «со стороны».

В детских играх во время считалок, многие дошкольники, указывают на других детей, но пропускают себя, деля это не умышленно. Просто они видят мир, только со своей позиции и не способны встать на место другого человека, не способны выделить себя из происходящей ситуации (абстрагироваться).

Некоторые родители, жаловались мне, что их дети бесчувственные или даже жестокие, не понимающие горя другого человека. Это снова, результат детского (нормального) эгоцентризма, при котором ребенок не может сочувствовать другим людям, ведь он не испытывает их чувств и, следовательно, не может понять каково это, испытывать боль (душевную или физическую). Это не означает, что нужно бить ребенка, чтобы он научился сочувствию. Ребенок не может этого сделать в силу своих психологических особенностей. Научить сочувствию можно только постепенно, напоминая ребенку в нужные моменты о том, что у других людей есть свои чувства, и люди их выражают по-своему.

Заведите домашнего любимца, научите малыша ухаживать за ним, обращайте его внимание на особенности поведения животного, когда ему хорошо или плохо, когда он грустит или радуется. Постепенно, ребенок научится распознавать эмоции, научится сочувствию, сопереживанию, особенно, если у него перед глазами будет наглядный пример взрослого.

Эгоцентризм проявляется также и в познании ребенка. Дети не способны разделить внешние признаки предмета и его внутренние свойства. Так, например, детям показывали две колбы одинакового объема (но, одна была узкая и высокая, а другая широкая и низкая). Детей спрашивали : «Какая больше?». Они отвечали, что та, которая выше, и есть большая. Наивно полагая, что размер играет главную роль.

Дошкольник – это личность. Со своими привычками, настроением, мнением и поведением. Переход из младшего в старший дошкольный возраст характеризуется личностным кризисом. Кризисом 3 лет, который называют «Я сам», является неотъемлемым атрибутом личностного роста и развития.

Ребенок и вправду, все чаще начинает заявлять взрослым – «Я сам», предпочитая справляться со всеми делами самостоятельно. Он может отбирать у мамы пылесос, или требовать у папы автомобильную щетку увидев, как тот очищает машину.

В этот момент, родители могут совершить большую ошибку, если не смогут найти время и силы для использования этой ситуации в свою пользу, если они начнут подавлять детскую инициативу, если будут противиться естественному желанию ребенка пробовать быть самостоятельным.

В результате столкновения с родительскими страхами, появляются первые конфликты, негативизм, капризы. Только родительские страхи и неумелое поведение в таких ситуациях, приводят к появлению проблем, конфликтов и детского негативизма.

Родители заявляют: «Он же мог убиться или пораниться (покалечиться сам, покалечить всех вокруг и т. д.)». На самом деле, ребенок требует самостоятельности для себя, он подсознательно понимает, что способен на большее, чем просто сидеть в коляске – он растет. Именно поэтому, он желает делать все сам, ему уже не нужен взрослый, чтобы достать печенье, ему нужен стул, на который он может залезть (и он реально пытается это делать).

Некоторые взрослые не могут этого принять, а зря. Ведь если использовать это желание во благо, вы можете получить в дальнейшем необходимого помощника. На этом положительном опыте, может быть построено дальнейшее взаимодействие с ребенком, например, обучение хозяйственным навыкам.

Однажды, я остался дома с дочерью (на тот момент ей было 5 лет, и пока она играла, решил вымыть посуду. Дочь услышала, звук воды и поспешила мне на «помощь». Я не стал противиться и предложил ей, облачиться в фартук (ей эта идея очень понравилась, ведь внешние атрибуты так важны для ребенка) и встать на стульчик, чтобы быть выше и доставать до раковины.

Конечно же, она не могла помыть посуду сама, как следует, поэтому я стоял рядом, а через некоторое время, она сама, и я, и все пространство вокруг были залиты водой и мыльной пеной. Но зато мы получили главное – удовольствие ребенка от процесса помощи, а также опыт (хоть и не большой) по мытью посуды. Это вовсе не означает, что ребенок вырастет и станет хорошей посудомойкой (для этого сейчас есть техника, но это расширяет его возможности, его опыт, его знание о мире. Это был больше воспитательный момент, чем обучающий. Поэтому, самое главное, что мне, как родителю, удалось сделать, это воспитать у дочери положительное отношение к деятельности.

У взрослых, которые не любят мыть посуду, скорее всего, просто не воспитали положительное отношение к этому процессу. А вероятнее, воспитали негативное (то есть не давали возможности попробовать, ругали или строго наказывали за малейшие ошибки).

Дошкольный возраст, отличается от предыдущих периодов тем, что все познавательные процессы, постепенно начинают становиться произвольными.

Память – психический процесс, заключающийся в сохранении и воспроизводстве значимой информации, в дошкольном возрасте она становится произвольной.

Развивать память, в дошкольном возрасте, психологи советуют пошагово:

- запоминать конкретные образы (игрушки, посуду, фрукты) – 3-4 года;

- запоминать абстрактные образы (рисунки, знаки, схемы) – 5-6 лет;

- запоминать желания, поступки и мысли – 6-7 лет.

Ведущая деятельность дошкольника

Ведущей деятельностью дошкольного периода является игра. В игре происходит развитие всех познавательных процессов, а также развитие общения.

Игра – основа любой деятельности ребенка, и она же, главная развивающая деятельность ребенка. Если вы хотите чему-то научить дошкольника, то используя метод игры, вы не только сможете развить какое-то качество, но и закрепить его в сознании и поведении ребенка.

В игре происходит не только развитие, но также, только в игре возможна коррекция всех личностных проблем. Это означает, что, если у ребенка появились страхи или он не может решиться на какой-то поступок, специалист может ему помочь, сделать это в игре (понарошку). Как известно, закрепленное умение, воспроизведенное хотя бы один раз, является неотъемлемой частью личности. Значит, ребенок, сделав что-то один раз, точно сможет повторить это сам, без дополнительной помощи, в любой другой похожей ситуации.

Если вы, хотите начать какое-то дело с ребенком, то предложите ему поиграть, вы увидите, что ребенок тут же активизируется. Игра, для ребенка, является врожденным инстинктом, не играть ребенок просто не может, наоборот, он постоянно нуждается в ней.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Фотообзор творческих работ по теме пожарной безопасности с детьми разных возрастных групп в нетрадиционных техниках рисованияФотообзор творческих работ по теме пожарной безопасности с детьми разных возрастных групп в нетрадиционных техниках рисования Сегодня, друзья мои и гости странички, в продолжение темы предыдущего поста предлагаю вам обзор рисунков на тему пожарной безопасности.

Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица»Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица» Сегодня я расскажу о проведенном нами праздникеМасленица в нашем детском саду для четырех групп (не брали только малышей) Цель: Приобщение.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Мастер-класс по рисованию в разных техниках с детьми разных возрастных групп «Одуванчиковое лето»Мастер-класс по рисованию в разных техниках с детьми разных возрастных групп «Одуванчиковое лето» Долгожданное лето, июнь. Много, очень много сочной, яркой зелени. На изумрудных лужайках появляются капли солнечного света - одуванчики.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возрастные особенности детей разных возрастных групп
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 06:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД