МААМ-картинки

Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности

Ирина Пушкарева
Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых прав, обязанностей, сложных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Почему нас заинтересовала эта тема? Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей, психологически не подготовленных к школе. Растет число первоклассников, у которых возникают трудности в общении с окружающими людьми, в организации совместной со взрослыми и сверстниками деятельности по правилам, что в дальнейшем отрицательно сказывается на развитии личности младших школьников, а также затрудняет овладении ими учебной деятельностью.

Публикация «Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности» размещена в разделах

В чём же причина неготовности детей к школе? В качестве ключевых причин неготовности к школе психологи и педагоги отмечают низкий уровень развития игровой деятельности. Игра постепенно уходит из жизни детей в связи с тем, что школа, да и сами родители и педагоги дошкольных учреждений чрезмерно завышают свои требования к выпускникам детских садов, поступающим в первый класс. Ведь, как показывают результаты опросов, большинство родителей считают задачей детского сада подготовку детей к школе, в плане обучения его чтению, письму, математике. Зачастую на игру у детей просто не остается времени, а та игра, которую еще можно наблюдать, принимает недоразвитые, искаженные формы. При этом совершенно забывается тот факт, что внутри игровой деятельности создаются благоприятные возможности для развития активности, самостоятельности, воображения, умение договариваться, а так же не только действовать по правилам, но и придумывать свои. Подмена игры занятиями, приводит к тому, что игра не выступает полноценной ведущей деятельностью, и игровое воображение не формируется у большинства современных дошкольников, соответственно, не создается предпосылок для формирования следующей ведущей деятельности в школе – учебной.

И вот у ребёнка, который ещё вчера с нетерпением ждал 1 сентября, пропадает желание учиться и всякий интерес к школьной жизни.

Мы задались вопросом, как же мы можем помочь нашим выпускникам стать успешными в школе, легко преодолеть первые школьные трудности и войти в ученический коллектив?

Опираясь на исследования Кравцовой Е. Е., которая доказала, что показателями психологической готовности к школе, являются произвольные формы общения детей с окружающими в разных видах игр, мы решили создать оптимальную модель образовательного процесса, обеспечивающую создание полноценных условий для формирования у детей психологической готовности к школе в игровой деятельности и развития личности дошкольников.

И главными помощниками в этом нам стали родители наших воспитанников.

«Если хотите, чтобы ребёнок играл, играйте вместе с ним!» - призывает Е. Е. Кравцова.

Наблюдая за тем, как общаются родители с детьми, мы смогли сделать вывод о том, что нам взрослым это общение дается нелегко. Ведь общение между родителями и детьми происходит только через совместную деятельность : игру, чтение, прогулки. А как организовать это общение родители зачастую не знают. Оказывается, мы часто забываем об интересах наших детей. Часто родительская игровая деятельность сводится лишь к покупке очередной игрушки и, редко, к покупке книги. При этом бывает и так, что мамы и папы даже не стремятся объяснить детям правила новой игры или прочитать малышу книгу. Ребёнок остается один на один со своими проблемами – просмотром новой книги или в тягостных раздумьях над новой игрой, т. к. мама или папа, не объяснив правила игры, заняты своими «важными делами».

И мы решили помочь родителям не только осознать значимость игровой деятельности для успешной готовности детей к школе, но и научится строить свои взаимоотношения с ребёнком в совместной деятельности.

Взаимодействуя с семьей, мы не отказываемся от традиционных форм работы, однако стараемся модернизировать их так, чтобы максимально активизировать родителей.

Нами был разработан план ежемесячных встреч в клубе для родителей детей подготовительной группы «Общаемся в игре». Основной целью работы клуба стало повышение компетентности родителей в вопросах развития ребёнка в игровой деятельности, развитие навыков активизирующего взаимодействия с детьми в совместной деятельности, обучение способам создания игровой среды в домашних условиях, развитие творческого потенциала детей и родителей. В работу клуба включились старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель подготовительной группы. Встречи в семейном клубе проходили раз в месяц. В план работы клуба были включены мини-лекции «Разбудите в ребёнке волшебника», «В школу с игрой», «Учимся общаться в игре», педагогические мини-тренинги «Давайте сказку сочиним», «Играем в игры с правилами», рекомендации «Какие игрушки нам нужны», «Особенности развития самооценки в дошкольном возрасте», просмотры совместной деятельности с детьми : «Организация диагностических игр», открытое игровое занятие «В клубе знатоков». С целью определения потребностей родителей и выявление эффективности работы клуба нами было проведено анкетирование на первой и последней встрече. Итогом некоторых встреч становились выставки совместного творчества детей и родителей: выставка книжек-самоделок «Сочиняем сказки сами», игр-самоделок (лабиринты-ходилки, лото, домино, разрезные картинки и т. п. сделанные руками детей и родителей). Вниманию родителей были представлены картотеки игр способствующих обучению детей общению, игр-тренингов для развития самооценки.

В результате проведенной работы родители стали более четко понимать значимость детской игры для развития личности ребенка – будущего школьника, познакомились с играми для формирования психологической готовности детей к школе. А выставки совместного творчества стали яркими и незабываемыми событиями для детей и взрослых.

Важным способом реализации партнерских отношений мы считаем использование активных форм взаимодействия, когда для родителей, создается ситуация необходимости непосредственного участия в педагогической деятельности дошкольного учреждения, в жизни своего ребёнка в дошкольном учреждении.

С этой целью мы начали выпускать информационную газету для родителей «Школа игры». В названии каждой рубрики этой газеты, обязательно используются слова связанные с игрой.

Рубрика «Игра – это серьёзно», «Игрушка – моя подружка» направлены на ознакомление родителей с особенностями детской игры, её значением в развитии личности ребёнка, в том числе и для успешной подготовки ребёнка к школе, здесь же родители могут получить рекомендации о том какие игрушки лучше купить ребёнку, а от покупки каких лучше воздержаться.

В рубрике под названием «Учимся, играя» родителей ждёт встреча со специалистами ДОУ – педагогом-психологом, музыкальным руководителем, учителем-логопедом. Здесь можно получить рекомендации как сделать обучение ребёнка легким и интересным как для самого ребёнка, так и для родителей.

«Игротека» - рубрика в которой родители могут познакомиться с играми в которые играют дети в детском саду.

Рубрика «Забытые игры» приглашает мам и пап вспомнить любимые игры своего детства. А еще эта рубрика дает возможность мамам и папам самим рассказать о незаслуженно забытых играх, в которые они играли во дворе на страницах газеты.

Мы постарались сделать нашу газету еще и познавательной! Какая игрушка была самой первой, во что играли наши бабушки и прабабушки, как выглядели первые куклы обо всем этом мамы и папы могут узнать в рубрике «Об играх и игрушках» и не только узнать, но рассказать своим детям.

Ещё одна рубрика «Игрушечная мастерская» научит делать игрушки из бросового материала и использовать их как в совместных играх с детьми дома, так и для пополнения предметно-развивающей среды в группе.

Фото рубрика «Мы играем» наглядно расскажет о жизни детей в группе, об их совместных играх, игровых уголках, любимых игрушках.

Вся информация для родительской газеты отбирается нами с учётом интересов родителей.

В своей работе с родителями мы стараемся использовать и современные средства информации, а именно - Интернет. В групповом уголке для родителей указан адрес сайта ДОО, в гостевой книге которого родители имеют возможность задать вопросы специалистам ДОО, в том числе и обсудить проблемы, касающиеся игровой деятельности детей.

На сайте ДОО на страничке старшего воспитателя под рубрикой «Школа игры» регулярно размещается информация о развитии игровой деятельности дошкольника, рекомендации по организации игр с детьми дома, информация оформляется нами в форме небольшого урока для родителей в виртуальной «школе игры».

Одним из эффективных способов повышения компетентности родителей в вопросах игровой деятельности мы считаем организацию мини-библиотеки для родителей «Учимся, играя!»

Здесь нами была подобрана психологическая и педагогическая литература раскрывающая вопросы игровой деятельности дошкольника, проблемы формирования готовности к школе, игры и упражнения для формирования психологической готовности детей к школе. К каждой книге или пособию мы сделали подробные аннотации.

Любой желающий может не только познакомится с заинтересовавшей их книгой в детском саду, но и взять книгу домой на несколько дней. Большую помощь в организации тематических выставок литературы для родителей нам оказывают специалисты Центральной детской библиотеки,с которыми мы взаимодействуем на протяжении многих лет.

Одним из способов вовлечения родителей в жизнь группы мы считаем их участие в пополнении предметно - развивающей среды. В уголке для родителей подготовительной группы нами подобраны рекомендации по изготовлению игрушек из бросового материала, рекомендации мы брали из различных источников (методические пособия, детские журналы, интернет и т. д., оформлены они виде красочной книги «Мастерим игрушки сами», главное назначение которой помочь родителям организовать совместную творческую деятельность с детьми и привлечь их к созданию разнообразной игровой среды для детей в группе. Родители наших воспитанников принимают участие в оформлении ширм, игровых полей, изготавливают игрушки из бросового материала, участвуют в выставках совместного творчества.

Таким образом, создание взрослыми педагогами и родителями условий, обеспечивающих полноценное развитие игровой деятельности детей, позволит не только создать мотивационную основу для последующего формирования учебной деятельности, но и существенно повысит уровень психологической готовности воспитанников к школе.

Публикации по теме:

Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей Уже более одиннадцати лет наше дошкольное учреждение занимается вопросами развития игровой деятельности детей. В практике работы мы разработали.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе» Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей. Ежегодное.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: "Ориентировка в пространстве" 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Социализация дошкольников в процессе игровой деятельности Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица,.

Выступление «Взаимодействие детского сада, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей с ОНР» Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей с ОНР в период пребывания в детском саду.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности
Опубликовано: 5 января 2016 в 21:14
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД