Экологическое воспитание и образование, формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ

елена панина
Экологическое воспитание и образование, формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ

Центральный совет общественной организации

«Всероссийское общество охраны природы»

Всероссийский смотр-конкурс

на лучшую постановку экологического воспитания

в дошкольных учреждениях.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

г. Выкса Нижегородская область

Октябрь 2012

Тема: «Экологическое воспитание и образование, формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Название: «Добро пожаловать в экологию.

Авторский коллектив:

Светлана Витальевна Межевова – заведующий

Елена Александровна Панина – старший воспитатель

Ольга Анатольевна Горелова – старший воспитатель

Анастасия Александровна Капралова – старший воспитатель

Марина Александровна Макарова – педагог-психолог

Ирина Ивановна Рыжова – инструктор по физической культуре

Валентина Александровна Королёва – руководитель по изобразительной деятельности

Марина Викторовна Татарских – воспитатель- эколог

Участники: дети, педагоги, родители и социум.

Цель:

Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования экологической культуры у детей через познание взаимосвязи живого и неживого в природе экосистем.

Содержание

1. Информационно-аналитическая справка ДОУ.

2. Актуальность проблемы.

3. Эколого- образовательная среда ДОУ.

4. Формы работы с детьми.

5. Формы работы с педагогическим коллективом.

6. Взаимодействие специалистов.

7. Взаимодействие с родителями.

8. Взаимодействие с социумом.

9. Вывод.

10. Литература.

11. Приложение.

1. Информационно-аналитическая справка ДОУ.

26 августа 1985 года открылась 1 очередь детского сада №7 «Золотая рыбка» ОАО «Выксунский металлургический завод»: административно-хозяйственный корпус, 1 корпус, бассейн. В 1988 году начал функционировать 2 корпус. В 1989 году открылась третья очередь детского сада. В 1998 году был оборудован блок помещений экологического центра: комната природы, краеведческий музей, планетарий.

С 1 июня 2003 года ДОУ передано в муниципальную собственность. Учредитель - Администрация городского округа город Выкса.

Юридический адрес: 607060, Нижегородская область, г. Выкса, ул. Корнилова, здание № 97.

МБДОУ создает условия для реализации гарантированной гражданам Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

МБДОУ имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (№ 9369 от 07.10.2011 г.).

Детский сад расположен в жилой зоне, близкое расположение к ОАО ВМЗ. Занимает территорию 19415 м2. Площадь озеленения 50%. Имеет 5 зданий: бассейн, административно-хозяйственный корпус и 3 детских корпуса.

В ДОУ 18 групп, которые посещают 396 детей. Групп компенсирующей направленности - 2, групп ЧДБ-1, групп раннего возраста – 3.

В ДОУ функционируют следующие помещения: групповые комнаты – 18, физкультурный зал – 1, музыкальный зал – 3, кабинет старшей медсестры – 3, методический кабинет – 3, процедурный кабинет – 1, физиокабинет –1, кабинет психолога – 2, логопедический кабинет – 2, кабинет изодеятельности – 1, комната природы - 1.

Имеются хорошие материальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей: функционируют специальные помещения для проведения лечебных и профилактических мероприятий.

Предметно-развивающая среда достаточно оснащена: выделены и озеленены групповые участки в соответствии с требованиями безопасности детей, оснащены необходимым оборудованием. Развивающая среда в помещениях ДОУ соответствует реализуемой ООПДО, направлена на обеспечение эмоционального комфорта детей. Имеется огород с альпийской горкой, экологическая тропа, фонтан, площадка для обучения правилам дорожного движения, цветники, две спортивных площадки, уголок леса.

Кадровое обеспечение:

№ п/п Название предмета, должности Общее кол-во педагогических работников Из них имеют квалификационную категорию Имеющаяся квалификационная категория

В П II

кол-во процент кол-во процент кол-во процент кол-во процент

1. Воспитатель 30 25 83 14 46 11 36

2. Музыкальный руководитель 4 3 75 3 75

3. Специалист (инструктор по труду, ИЗО, физкультуре) 1 1 100 1 100

4. Учитель-дефектолог

5. Учитель- логопед 2 2 100 2 100

6. Педагог- психолог 1 1 100 1 100

7. Старший воспитатель 3 2 66 2 66

8. Другие специалисты

ВСЕГО 41 34 87 1 100 22 77 11 36

В ДОУ работает целая служба медицинских работников. Из них: врач-педиатр- 1; старшая медсестра-3; медсестра физиокабинета-1; диетсестра-1.

Мы проанализировали уровень заболеваемости детей (диаграмма №1)и распределение детей по группам здоровья в течение последних трёх лет. Как видно, количество детей со второй группой здоровья значительно превышает. В ДОУ 5 детей-инвалидов.

Анализ заболеваемости детей

Продолжается снижение показателей заболеваемости. Незначительное снижение пропусков по болезни 1 ребёнком в сравнении с прошлыми годами. Отмечается значительное снижение инфекционной заболеваемости (диаграмма №2)

Распределение детей по группам здоровья

На протяжении более двадцати семи лет существования, ДОУ является центром педагогического творчества и инициативы городского округа город Выкса:

1. В 80-е и 90-е годы являлось базовой площадкой при проведении областных, городских курсов повышения квалификации;

2. В период с 2007 по 2010 год являлось опытно-экспериментальной площадкой по теме: «Развитие экологической культуры дошкольников через познание природы родного края».

3. ДОУ принимает активное участие в работе РМО, приводит открытые просмотры педагогической деятельности, педагоги выступают с докладами, делятся опытом работы;

4. В 2010 году наше МБДОУ получило гранд как победитель районного конкурса на получение денежного поощрения лучших образовательных учреждений Выксунского муниципального района (Приложение №1)

5. В 2011году наш детский сад стал победителем районного конкурса по организации оздоровительной работы в летний период среди дошкольных учреждений, представив проект «Ландшафтный дизайн детского сада» (Приложение №2).

6. В 2012году наш детский сад вновь стал победителем районного конкурса по организации оздоровительной работы в летний период среди дошкольных учреждений, представив проект «Лето в «Золотой рыбке» (Приложение №3).

7. В 2012 году в рамках областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009- 2014г. г.» приняли участие в экологической акции «Умный взгляд на мусор» (Приложние №4)

8. Коллектив ДОУ ежегодно принимает участие в районной выставке «Дары природы» (Приложие №5);

9. Педагоги ДОУ стабильно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, воспитатель Гладышева Оксана Степановна в 2010 году заняла второе место в номинации «Воспитатель года».

10. Воспитанники постоянно принимают участие в музыкальных фестивалях, конкурсах детских рисунков.

11. Семьи воспитанников стали победителями в районных спортивных конкурсах: «Мама, бабушка и я», «Мама, папа, я + бабушка и дедушка – спортивная семья», «Мама, папа, я – спортивная семья»; команда девочек заняла второе место на районном конкурсе «А, ну-ка, девочки!» (Приложение №6)

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» имеет высокий рейтинг среди образовательных учреждений городского округа, реализующих инновационные технологии.

Для нас актуальны проблемы современности. Мы ищем пути, ресурсы по внедрению новых форм и высокорезультативной деятельности и функционирования ДОУ.

2. Актуальность проблемы.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они уже лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную» руку.

Эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время, а самое главное страдают наши дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышление – это единственный выход из сложившейся ситуации.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Одним из направлений в работе нашего ДОУ является система мероприятий экологической направленности, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

Наша цель:

1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны);

2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи;

3. Повысить профессионально-творческий уровень педагогов по данной проблеме.

Таким образом, вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

3. Эколого- образовательная среда ДОУ (Приложение№7).

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в ДОУ является организация эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающей среда направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

При построении модели эколого-развивающей среды мы выделили два направления:

1. Создание условий на территории ДОУ

2. Создание условий внутри ДОУ

В ДОУ существуют развивающие центры природы:

1. Центр экологическая тропа

Цель: знакомить дошкольников с растительным и животным миром нашей полосы, правилами поведения, учить понимать, чувствовать и любоваться природой.

Экологическая тропа включает в себя интересные места для наблюдений на территории ДОУ. Есть карта, маршрут, экологический паспорт, перспективный план наблюдений и экскурсий на экотропе. Созданы следующие объекты:

• игровые площадки;

• спортивная площадка;

• метеорологическая площадка;

• центр творчества «Палитра»- созданы условия для организации театрализованной деятельности, концертов, конкурсов.

• поляна сказок – созданы условия для рассказывания и инсценировки сказок, игр на разные темы.

• игротека;

• птичья столовая- созданы условия для подкормки птиц.

• автогородок - созданы условия для игр с транспортными средствами

• зона воды (фонтан) - созданы условия для игр с водой

• огород (овощной, фитоуголок) – созданы условия для выращивания овощных, ягодных и плодовых культур.

• цветник «разноцветный островок»;

• центр эмоциональной разгрузки.

2. Центр экологии в группе

Цель: Формировать у детей умение видеть разнообразие растительного и животного мира, сравнивать его с родной природой. Развивать навыки ухода и бережного отношения к флоре и фауне.

В него входят комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран.

Дидактические материалы:

модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов, календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксацией хода и результатов экспериментов;

схемы с этапами труда по уходу за растениями и животными;

модели: описания животных, растений; для нахождения детьми характерных признаков растения или животного; связь его со средой обитания, приспособление к условиям жизни; со стадиями развития растений, животных; “живое-неживое”

альбомы и картотеки растений и животных нашего края;

коллекции семян растений нашей полосы, природный материал;

сюжетные и предметные картинки с явлениями неживой природы;

лаборатория с разнообразными материалами для экспериментирования;

модель “солнечная система”, природоохранные знаки, материалы по краеведению.

календарь природы, погоды;

подбор художественной литературы;

посадки “огород на подоконнике”, дневники наблюдений;

фотоматериал;

поделки детей и родителей;

3. Центр комната природы

Цель: Расширять кругозор детей о природном многообразии; побуждать наблюдать, трудиться и экспериментировать; расширять представления о природе родного края.

Зимний сад с различными видами растений для наблюдений и труда с детьми.

Живой уголок с аквариумами, вольерами для попугаев, кроликов, хомяков и морских свинок. Есть черепахи, улитки, крысы и мыши. Для них созданы условия приближенные к естественной среде обитания.

Дети получают возможность наблюдать за животными. Узнают об условиях существования, устанавливают сходство потребностей животных и людей. Дошкольники приходят к пониманию того, что человек – часть природы.

В нашем ДОУ имеется музей.

В музее три раздела:

1. Природоохранный – собираем с детьми материалы об охране природы, природоохранные знаки, сделанные родителями и детьми;

2. Экзотический – экспонаты природных объектов разных климатических зон;

3. Краеведческий – материалы, фотографии, иллюстрации книги о родном городе, о Нижегородской области, о России; коллекции природных материалов, камней, полезных ископаемых, портретная галерея животных родного края.

В планетарии дети знакомятся с Солнечной системой, небесными телами, космосом. В лаборатории подобраны материалы и оборудование для опытов и экспериментов. Телевизор, видеомагнитофон, фильмоскоп, аудио и видеокассеты с записями природы родного края позволяют разнообразить и обогатить образовательный процесс.

Таким образом, в ДОУ существует оптимальная эколого-развивающая среда и созданы условия для здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

4. Формы работы с детьми.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно- образовательных задач, которые решает воспитатель.

Мы продолжаем работать по выстроенной модели системы экологического образования дошкольников. Данная система следует принципам: краеведение, системность, научность и доступность знаний, дифференциация, природосообразность.

Цель экологического образования дошкольников – развитие экологической культуры детей.

Для достижения данной цели решаем ряд задач:

1) Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2) воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей, традициям своего народа.

3) Формировать систему научных знаний и представлений, познавательные умения и навыки по уходу за живыми объектами, согласовывать своё поведение с факторами природной среды.

4) Развивать чувство эмпатии к объектам природы, речевое творчество, эстетические чувства, творческое и системное мышление.

В эту систему экологического образования дошкольников включены компоненты:

• Повышение уровня профессионально-творческого развития педагогов;

• Обогащение эколого-развивающей среды;

• Активизация родителей;

• Взаимодействие с социумом.

Широко используются следующие формы организации:

• Непосредственно образовательная деятельность;

• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

• Самостоятельная деятельность.

Рассмотрим их. Непосредственно образовательная деятельность с воспитателем- экологом. Они проводятся 4 раза в месяц в соответствии с реализуемой ООПДО (Приложение №8). Специально организованная деятельность со специалистами: тренинги с педагогом-психологом (Приложение №9); НОД, театрализации и праздники с музыкальным руководителем (Приложение №10, инструктором по физической культуре (Приложение №11, учителем-логопедом (Приложение №12, а также с руководителем по изобразительной деятельности (Приложение №13).

Целевые прогулки, экскурсии в природу, что благоприятствует эстетическому, физическому развитию, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Грибы: друзья или враги?», «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей природы», «Что можно, что нельзя».

Эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

Ведение «экологического дневника дошкольников», рассчитанное на весь учебный год и затрагивает разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работы с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой.

Воспитатели обогащают практический опыт детей по уходу за растениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организуется совместная деятельность старших дошкольников с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей, в которой старшие помогают младшим освоить правила поведения в природе.

Освоенные способы ухода за объектами уголка природы дети используют, заботясь о растениях и животных детского сада. Эта деятельность принимает характер элементарной природоохранной, поскольку дети практикуются в оказании помощи объектам природы, не имеющим прямой принадлежности к ним.

Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспитатель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений.

В дошкольном возрасте у детей успешно развивается умение фантазировать. Мы включаем детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение», в придумывание совместно со взрослым сказочных историй («Цветик-семицветик», «Превращения с волшебной палочкой») на природоведческие темы.

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.

Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская природоведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искусства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребёнка. Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями обеспечивает расширение представлений ребёнка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребёнком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребёнка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Для интеграции экологического содержания со всеми образовательными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы») наше ДОУ использует следующие темы: «Невидимые нити», «Кладовая природы», «Чудеса в решете», «Круглый год», «Цветочный рай» (Приложение №14, «Огород на окне» (Приложение №15). По этим темам организована проектная деятельность детей, в ходе которой дети применяют освоенный опыт из разных образовательных областей.

С целью развития детской инициативы и творчества мы организуем экологические праздники, которые проводим 1 раз в квартал, развлечения раз в месяц. Они посвящены сезонности, датам экологического календаря: «День Земли», «Моя Родина – Выкса». Интересны досуги, традиционно проводимые в форме КВН: «Знатоки природы». Особенно дети любят праздники на природе: «День защиты детей», «Лето красное встречай!». Полюбился детям досуг, проведённый совместно с родителями «В поисках клада», а также поход на пруд.

Педагоги проводят мониторинг детской деятельности 2 раза в год.

(Приложение № 16).

Из приведённых данных можно судить об эффективности проводимой в ДОУ работы по экологическому воспитанию дошкольников. Из диаграммы (Приложение №17) видно, что из года в год преобладает стабильно высокий уровень познавательных знаний.

Можно отметить, что система работы ДОУ по экологическому образованию позволяет нам эффективнее использовать разнообразные формы и методы в развитии экологической культуры детей дошкольного возраста.

3. Формы работы с педагогическим коллективом.

Цель работы с педагогами – повышение профессионального уровня педагогов в области экологического воспитания.

В процессе различных форм работы решаются следующие задачи:

1. Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.

2. Практическая реализация интегрированного подхода в работе с детьми.

Каждое мероприятие включает в себя теоретическую часть, практическую часть и обмен опытом по результатам выполнения индивидуальных заданий.

Лекция «Понятие «Экологическое воспитание», его отличие от традиционного ознакомления с природой». Выставка методической литературы, обзор вариативных программ. Рекомендации по созданию условий для экологического воспитания в детском саду.

Консультация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» (Приложение № 18).

Семинар «Дидактические игры с экологическим содержанием» (Приложение № 19).

Деловая игра «Экологическое воспитание средствами живой природы» (в рамках семинара).

Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников», «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника. (Приложение № 20)

Педагогический совет «Экологическое воспитание в ДОУ»

Круглый стол «Планирование работы по экологическому воспитанию. Формы и методы работы с детьми в разных возрастных группах».

Практикум «Новые игровые приёмы, способствующие приобретению знаний и развитию многих необходимых качеств личности дошкольников». Дидактические игры экологического содержания. Выставка дидактических игр.

Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения. Место интегрированной образовательной деятельности в системе работы по экологическому воспитанию, ее структура. Эколого-оздоровительная работа.

Вернисаж педагогических идей “Природоохранные акции, экологические прогулки и многое другое…”Новые формы работы по экологическому воспитанию.

Смотр результативности природоохранных акций в ДОУ.

Открытые мероприятия «Экологическое ШОУ» (Приложение №10,

Выпуск экологического буклета «Проблема мусора в городе» (Приложение №21).

По итогам двух лет работы было проведено анкетирование педагогов-участников. Результаты его подтвердили, что материалы проводимых мероприятий применяются в практической работе, осмысливаются и творчески перерабатываются. На основе анкетирования было определено содержание работы на перспективу.

Тема планируемой работы: “Использование новых технологий в экологическом воспитании”.

Цель: Помочь педагогам использовать новые технологии применительно к экологическому воспитанию дошкольников.

4. Взаимодействие специалистов

Направления работы заведующего ДОУ

I. Организация всего процесса экологического образования

планирование работы по экологическому образованию

контроль за осуществлением данной работы

педагогический совет в форме деловой игры по теме: «Экологическое

образование в ДОУ?»).

II. Организация сотрудничества детского сада с другими учреждениями.

Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.

Направление сотрудничества Учреждения

Организационное Органы управления образования разного уровня, административные органы управления

Образовательное Органы образования, другие дошкольные учреждения, природоохранные органы, музеи, выставочные центры

Преемственность Школы, дворцы творчества

Повышение квалификации Органы образования, институты повышения квалификации

Эколого-оздоровительное Детские поликлиники, органы санэпидемнадзора, природоохранные комитеты, организации по озеленению

Практическое Общественные экологические и природоохранные организации (общества охраны природы)

Рекламное Телевидение (Выкса ТВ, пресса «Красные Зори», «Провинциальная Хроника», радио «Серебряный дождь»

1) Организационное направление предполагает сотрудничество с целью организации экспериментальных площадок, ознакомления и оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совещаниях, в обобщении и публикации результатов работы. Представители органов образования регулярно отслеживают результаты экспериментов и ведут мониторинг деятельности педагогов, способствуют налаживанию контактов между школой и детским садом.

2) Образовательное направление подразумевает сотрудничество с органами образования различного уровня с целью грамотного выбора программ, методик и обмена опытом с другими детскими садами. Органы образования, в частности, проводят совещания, конференции, посвященные тем или иным проблемам экологического образования.

3) Преемственность — одно из главнейших направлений работы дошкольных учреждений. Следует отметить, что и детский сад может оказать большую помощь начальной школе, например, нередко учителя начальных классов используют развивающую среду детских садов для проведения уроков природоведения. Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ — совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы. Младшие школьники на уроках труда изготавливают оборудование для исследований, маски, костюмы для дошкольников.

4) Повышение квалификации. Это направление подразумевает постоянный контакт детских садов с ИПК и другими организациями, специализирующимися в данной области, участие в методических объединениях.

5) Эколого-оздоровительное. Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, наше дошкольное учреждение занимается вопросами здоровья и экологии в комплексе. ДОУ получает консультационную помощь со стороны медицинских учреждений и учреждений санэпидемнадзора, что благоприятно сказывается на здоровье и развитии детей. Учреждение по озеленению города ООО «Комфорт» оказывает нашему детскому саду помощь в озеленении территории.

6) Практическое. В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей. Например, у нас в ДОУ каждую весну проходит акция «Вместе дружною семьей мы украсим садик свой», в которой участвуют взрослые и дети.

7) Рекламное. Освещение работы дошкольного учреждения в прессе, на телевидении помогает, прежде всего, развитию сотрудничества с другими организациями, оценке работы коллектива, привлекает внимание родителей, административных работников.

Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования.

III. Финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т. п.)

Направления работы старшего воспитателя:

1. Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования и их выбор.

2. Мониторинг качества экологического образования (это систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам) и педагогический мониторинг (форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы и деятельности воспитателей).

3. Участие в диагностике детей и анализе результатов.

4. Участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т. п., обобщение результатов работы.

Направления работы педагога-психолога

1) Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с воспитателем (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию)

2) Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями (записи особенностей поведения детей, их высказывания и т. п.).

3) Участие в составлении диагностических карт.

Направления работы музыкального руководителя:

1. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы, подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).

2. Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников.

3. Музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры, пластических этюдов, постановка танцев.

4. Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т. п.).

Направления работы педагога по изобразительной деятельности

1) Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки.

2) Иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных.

3) Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах.

Направления работы учителя-логопеда

1)Тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом экологической направленности (Приложение №12)

5. Взаимодействие с родителями.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

– проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины и др. (Приложение №22);

– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;

– выезды с детьми на природу;

– участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

– совместное озеленение территории детского сада;

– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет…

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье проводятся анкетирования родителей (Приложение №23, беседы.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, выделяют ряд компонентов содержания, что отражено в таблице.

Компоненты содержания экологического просвещения родителей

Познавательный Окружающая среда и здоровье ребенка. Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире. Пути решения этих проблем.

Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром.

Методики ознакомления ребенка с окружающим миром.

Ценностный Природа как универсальная ценность для человека. Значение природы в жизни человека. Здоровье ребенка и природа, окружающая среда. Человек – часть природы. Формирование разумных потребностей.

Нормативный Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях. Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач. Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция.

Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.

Деятельностный Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек). Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах, выращивании растений, уход за животными.

Сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду. Выполнение домашних заданий с детьми. Совместное чтение литературы.

Многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умении писать, считать и т. д.). Однако опыт показывает, что объяснение значимости экологического образования для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т. п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношения родителей.

Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.

6. Взаимодействие с социумом.

Сотрудничество ДОУ с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее наша работа.

Преемственность со школой одно из важных направлений в нашей работе. Ученики начальных классов МБОУ СОШ №11 частые гости в нашей комнате природы, поскольку таких условий в школе нет. Учителя посещают наши занятия, а мы ходим на уроки природоведения. Проводили совместный КВН “Знатоки родной природы ”, где дошкольники показали знания о родном крае не меньше школьников. Школьники на уроках технологии сделали маски для нашей театрализованной деятельности.

Происходит обмен опытом работы по экологическому образованию дошкольников с другими ДОУ. Мы организуем взаимопосещения НОД по экологии, с целью пополнения ПРС, обмениваемся литературой, конспектами, планируем участие в городском смотре-конкурсе «Уголок природы в ДОУ» весной будущего года.

Сотрудничество с Центральной детской библиотекой направлено на приобщение детей к природе родного края средствами художественной литературы. Здесь проходят праздники, викторины, выставки, театрализованные представления. Дети знакомятся с произведениями писателей – натуралистов, выксунских авторов, проводят конкурсы стихов, рисунков о природе на лучшего знатока природы родного края.

Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности и позволяет ДОУ реализовать принципы преемственности в системе развития экологической культуры.

7. Вывод.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Эколого-развивающая среда в нашем детском саду направлена на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей в природе, позволяет реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Важным аспектом в системе экологического образования в нашем детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей. Семья как среда воспитания личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения, любви к родным просторам.

Сотрудничество нашего детского сада с другими организациями и учреждениями приобретает особое значение в непрерывности системы экологического образования детей. Как показывает опыт, чем разнообразнее такое взаимодействие, тем эффективнее работа ДОУ.

Природа открывает о себе всё новые и новые знания. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно-деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции устойчивой позиции граждан в данных вопросах.

1. Литература.

Афимьина В. Маленькие экологи / Афимьина В. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 47-52; .№ 5. - С. 54-58.

2. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

3. Бобылева Л. К Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Бобылева, Л. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 10 -

4. Бодракова Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.

5. Виногpадова H. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виногpадова H. Ф., Куликова Т. А. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

6. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для воспитателей детских дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Егоренков Л. И. - М.: АРКТИ, 1999. - 128 с.

7. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.

8. Зеленкова О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

9. Зотов В. В. Лесная мозаика: кн. для воспитателей дет. сада и pодителей / Зотов В. В. ; рис. В. Хpамова. - М.: Просвещение, 1993. - 237 с.

10. Курашова В. А. Воспитание положительного отношения к природе у младших дошкольников / Курашова В. А. // Детский сад от А. до Я. - 2005. - № 5. - С. 53-57.

11. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Николаева С. Н. - М.: Академия, 1999. - 181 с.

12. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников / Николаева С. Н. - М.: Новая школа, 1993. - 15 с.

13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Николаева С. Н. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

14. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка: пособие по эколог. образованию дошк-ов / Рыжова Н. А. ; науч. ред. Г. А. Ягодин. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 126 с.

15. Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа": блок занятий "Я и природа" / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.

16. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду : кн. для педагогов дошк. учреждений,преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н. А. ; науч. ред. Г. А. Ягодин. - М.: Изд. дом "Карапуз", 2001. - 432 с.

17. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) - Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

18. Серебрякова Т. А. Системный подход к изучению уровня сформированности ценностного отношения к природе на начальном этапе непрерывного экологического образования / Серебрякова, Т. А. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №2. - С. 39 - 42.

19. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

20. Федорова Т. Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении / Федорова Т. Т., Хайруллина Р. Р. // Современный детский сад. - 2010. - № 3. - С. 19-22.

21. Экологическое воспитание в системе дошкольного образования Мурманской области : методические рекомендации / авт. - сост. О. В. Малахова ; Комитет по образованию Мур. обл. ; МОИПКРО. - Мурманск: НИЦ "Пазори", 2004. - 100 с.

22. Шарманова С. Б. Интеграция физического и экологического воспитания в младших группах дошкольного образовательного учреждения / Шарманова С. Б. Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.

23. Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Янакиева Э. К. // Современный детский сад. - 2008. - № 8. - С. 49-54.

Публикации по теме:

Организация зимнего сада в МДОУ. В наше время, когда в городах воздух сильно загрязнён, уровень шума превышает допустимый в разы, а экология становится всё хуже и хуже,.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Экологическое воспитание и образование, формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ
Опубликовано: 4 марта 2013 в 09:45
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Фотоотчёт. Осенняя экскурсия по территории детского сада.
Осень в гости к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. Листья на ветру кружатся И под ноги...