МААМ-картинки

Экспериментирование в изобразительной деятельности

Марина Корчемкина
Экспериментирование в изобразительной деятельности

Направление «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»

Корчемкина Марина Юрьевна

воспитатель

МДОУ Култаевский д/с

«Колокольчик»

Пермского района

Районный конкурс "Золотое яблоко"

Тема: «Экспериментирование в изобразительной деятельности, как средство умственного и эстетического развития ребенка».

Публикация «Экспериментирование в изобразительной деятельности» размещена в разделах

Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел.

Даже рисуя, ребенок может проявлять интерес к эксперименту и исследовательской деятельности. Почему же у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям в изобразительном творчестве пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые, покупая им многообразие готовых красок, тем самым не давая ребенку найти самому новый цвет, поэкспериментировать с краской, попробовать ее смешать.

По своим наблюдениям и анализируя диагностику, я убедилась, что дети не проявляют интерес к экспериментированию в изобразительной деятельности. Поэтому цель моей деятельности развивать познавательные способности посредством организации экспериментирования в изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Формировать у детей представление об экспериментальной деятельности.

2. Расширять у дошкольников способность видеть многообразие окружающего мира.

3. Учить фиксировать схематически результаты экспериментальной деятельности.

4. Развивать любознательность, логическое мышление.

5. Воспитывать интерес к познанию через экспериментальную деятельность.

Для этого я тщательно изучила: что включает в себя понятие экспериментирование, виды экспериментирования. Проработала программу «Истоки» по разделу экспериментирование и образовательную область художественное творчество. В соответствии с ФГТ к ООП и условиям реализации составила перспективный план на год на каждую возрастную группу. Использовала следующую литературу: Т. Н. Доронова «Обучение рисованию в игре»,Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,В. Н. Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе».

Провела работу с родителями. Родители приобрели весь необходимый материал для работы с детьми. Для родителей провела открытые занятия по экспериментированию «Оранжевое настроение», «Волшебные краски», «Радуга-дуга». Провела родительские собрания на темы: «Интересные краски», «Экспериментируйте с красками дома», «Ребенок испачкался краской, значит, малыш развивается». Оформила папку передвижку для родителей «Не бойтесь экспериментировать дома». Провела индивидуальные беседы с родителями «Испачкал одежду краской не надо ругать, а нужно объяснить».

В работе использовала следующий материал для экспериментов: гуашь и акварель основных цветов, палитра, цветная и белая бумага, кисти разных размеров, готовые схемы, картины,, пальчиковую гимнастику, демонстрационный материал.

Изготовила картотеку схем по экспериментированию с цветом на все возрастные группы.

Методы и приемы в работе. Решая поставленные задачи, с детьми проводила эксперименты: в младшем возрасте - по показу взрослого, когда воспитатель смешивает два цвета краски, а дети следят за ходом работы. Затем они самостоятельно повторяют весь ход работы под руководством педагога.

Схемы по итогам экспериментирования зарисовывает педагог.

В старших группах дети, имея знания и навыки по смешиванию красок, самостоятельно выполняют сам процесс смешивания без показа. Дети самостоятельно рисуют схемы эксперимента, выдвигают гипотезы, делают выводы.

Проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни (как нарисовать апельсин, закат, лужайку, тучи, расцветку животных, овощи, когда у нас только 6 цветов красок) служили поводом для проведения выдвигающихся гипотез эксперимента.

Наблюдения на прогулке (смешивание снега с грязью, рассматривание неба, осенних деревьев, лужайки, цветов на клумбах и т. д., способствовали обогащению представлений детей о разнообразии красок окружающего мира.

Также при рассматривании картин и иллюстраций мы обращали внимание на цветовую гамму самих произведений, сочетание красок и переходы от одного цвета к другому (одного оттенка к другому).

При чтении художественной литературы, обращали внимание на то, как автор описывает цвета природы (лазуревые облака, золотая осень, голубизну моря или сердитость – темные (холодные) цвета моря).

Загадывание загадок, способствовало развитию представлений о «цвете» окружающего мира.

Работая с раздаточным материалом, для экспериментирования у детей формируются трудовые навыки, работа в коллективе.

При проведении экспериментов придерживалась следующей структуры.

1. Постановка проблемы.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Выдвижение гипотез

4. Проверка гипотез

5. Обсуждение увиденных результатов и фиксирование в схеме

6. Формулировка выводов.

Чему дети научились. В ходе экспериментов дети научились манипулировать кисточкой. Разводить краски в разных консистенциях. Смешивать краски для получения нового цвета.

Красный +желтый = оранжевый.

Красный = зеленый = коричневый.

Красный +синий = фиолетовый.

Желтый +синий =зеленый. И т. д.

Обогатился словарный запас детей терминами таких оттенков цвета как: абрикос, лимонный, морская волна, терракот, бежевый, кофе с молоком и т. д. Закрепили знания цветов и их оттенки розовый, серый, голубой, сиреневый. Сформировалось положительное отношение к изобразительному творчеству и экспериментальной деятельности. Дети научились придумывать знаки, для обозначения схем и самостоятельно рисовать их, делать фон на цветной бумаге (голубую бумагу покрывали желтой краской для получения зеленой полянки, научились экспериментировать с тремя красками, познакомились со свойствами ваты, видами бумаги, свойствами мела, губки. Делали опыты с отпечатками предметов. Научились выходить из трудной ситуации путем экспериментирования. Развивалась речь при объяснении или при рассказывании результата эксперимента и умственные способности, когда дети высказывали свои предположения. Формировались такие навыки как: усидчивость, терпение, аккуратность, выдержанность, самостоятельность, желание помочь товарищу, желание экспериментировать дома с родителями, трудолюбие (убрать свое рабочее место).

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, но и умственному развитию. Занятия по рисованию активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на формирование речи, а в целом помогает ребенку подготовиться к обучению в школе.

Проделанная работа отражена в диагностике развития детей. Критерии смотри приложение №1 диагностическая карта «Экспериментирование в изобразительной деятельности». По результатам диагностики в старшем возрасте дети показали следующие результаты, в (%): высокий уровень 20%, Средний 64 %, Низкий 16%.

Своим опытом работы я с удовольствием делюсь с коллегами ДОУ, приглашаю на просмотр открытых занятий, провожу консультации. Так же с желанием поделюсь с педагогами других ДОУ.

Цели на будущее внедрить экспериментирование в лепку по смешиванию цветов и получению нового цвета.

Приложение №1

Диагностическая карта «Экспериментирование в изобразительной деятельности»

№ Ф. И ребенка Изобразительная деятельность Экспериментальная деятельность

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Ура!! Мы победители…Ура!! Мы победители… Буквально несколько минут назад закончился районный экологический фестиваль. Хочу отметить, что среди ДОУ района, наш детский сад, назову.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в изобразительной деятельности
Опубликовано: 9 мая 2014 в 20:26
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД