Эмоциональное сближение родителя и ребёнка посредством организации совместной деятельности во время физкультурных досугов

Полина Юрьевна Гомзина
Эмоциональное сближение родителя и ребёнка посредством организации совместной деятельности во время физкультурных досугов

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления, поэтому во всех программах дошкольного образования здоровьесберегающая задача стоит на первом месте.

В дошкольный период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов семьи.

Проблема оздоровления детей не компания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа. Выполнять её помогают разные формы физкультурных мероприятий, одной из них является физкультурный досуг.

На основе опыта работы с родителями (открытые дни, совместные праздники, конкурсные эстафеты и т. д.) выявились проблемы в эмоциональном контакте ребёнка со взрослыми. Нарушение эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребёнка.

Прослеживаются и дальнейшие линии этого влияния на такие проявления личности, как чувство комфорта – дискомфорта, эмоциональная открытость или закрытость людям, толерантность и многие другие.

Изучив особенности отношений между родителями и детьми (опрос, беседа, анкетирование) было выявлено:

- у 75% родителей отсутствует понимание значимости тактильного контакта с детьми. Для них прикосновение к ребёнку - это глупости;

- в каждой 2-й семье нарушены эмоциональные связи, т. е. дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, ласки;

- родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказываются на психофизическом развитии ребёнка.

Некоторые подходы к решению указанной выше проблеме раскрыты в психолого – педагогической и методической литературе. Данная работа опиралась на научные концепции ведущих отечественных специалистов в области общей и детской психологии (Выготский Л. С., Лисина М. Н., Запаров А. И.). М. Н. Поповой разработана психолого – педагогическая технология «Навстречу друг другу», которая рассматривает актуальную проблему отношений между родителями и детьми дошкольного возраста.

В работе А. Я. Варги – Стомина «Структура и типы родительского отношения» - характеризуются стили отношений в семье, разработан опросник «ОРО» для определения детско-родительских отношений (выявляет принятия – отвержения ребёнка родителями). О. М. Литвиновой «Система физического воспитания» представлен информационно- методический материал по организации физического воспитания в ДОУ.

Критерии диагностики по валеологическому образованию представлены в программе «Школа здорового человека» Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко, М. Н. Кузнецова в своей книге «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях» представляет результаты многолетней воспитательно – оздоровительной работы с дошкольниками, а также новейшие литературные данные по этой проблеме.

Н. Б. Мулаевой разработаны конспекты- сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. В журналах «Дошкольная педагогика» №6 за 2005г. Ю. А. Кириловой описана методика проведения зимнего праздника на улице; в журнале за апрель2007г. представлена коррекционно – оздоровительная работа в детском саду, примерное планирование уроков здоровья; за апрель 2008г. в журнале «Дошкольная педагогика» с вариативностью досуга как одно из условий полноценного образования, воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве, а работа с родителями в ДОУ хорошо описана в статье Лукиной Л. И. журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №5 за 2004г.

Вместе с тем в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой не предусмотрены досуги, проводимые совместно с родителями, что и направило мою работу на гармонизацию детско – родительских отношений, через взаимодействие на физкультурных досугах в ДОУ.

Для решения указанных выше проблем был разработан комплекс физкультурно – оздоровительных досугов с участием родителей таких, как «Тепло родительских рук», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты», «Неделя здоровья».

В нём определены следующие задачи:

- Формировать сознательное отношение к собственному здоровью, воспитывать желание заботиться о своём здоровье; вызвать у детей и взрослых эмоциональный отклик в процессе развлечения, желание участвовать в нём.

- Помочь приобрести детям и родителям опыт партнёрского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно – игровой деятельности.

- Способствовать обогащению и углублению знаний родителя и ребёнка друг о друге.

- Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии качеств личности участников досугов.

В основе разработанного содержания физкультурных досугов лежит система физических упражнений, игр, викторин, которые:

- доступны для совместного выполнения взрослым и ребёнком;

- обеспечивают тактильный контакт;

- разработаны по своему физическому воздействию;

- решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи;

- направлены на развитие эмоциональной сферы, партнёрских, доверительных отношений родителей и детей.

В содержании совместных физкультурных досугов вошли: парные контактные физические упражнения, подвижные игры, танцевальные упражнения, детско – родительские игры.

Как и ко всему образовательному процессу, так и к физкультурным досугам в частности определены требования:

- ритуальность (наличие обязательных действий: приветствие партнёров в начале и доверительная беседа, пожелания в конце);

- максимальная включённость взрослого;

- активность в осуществлении эмоционально – тактильного контакта взрослого и ребёнка;

- искренность, обеспечение атмосферы доверия, партнёрства, сотрудничества, взаимопомощи.

Для успешной реализации поставленных задач совместных досугов необходима специальная подготовка взрослых к двигательно – игровой деятельности.

Как показали исследования (опрос, анкетирование родителей) большинство родителей не готовы к совместной двигательно – игровой деятельности с детьми в силу небольшого опыта в такой деятельности (наличие комплексов, боязнь оказаться неумелым, неловким, физически неподготовленным). А необходимости готовить детей к двигательно – игровой деятельности нет, так как в дошкольном возрасте она природосообразна и максимально отвечает психофизическим потребностям ребёнка.

Для работы со взрослыми были отобраны следующие методы:

- информационные: лекции, беседы – размышления, видеоматериалы, психолого-педагогическая литература для самостоятельного изучения;

- репрезентативные, способствующие овладению взрослыми физическими упражнениями;

- поисковые, способствующие развитию активности, самостоятельности, творческому овладению знаниями и упражнениями;

- стимулирующие: вопросы для проведения бесед, анкет, способствующие более глубокому осознанию полученной информации, приобретённого двигательного опыта.

Подготовка взрослых выстраивается в два этапа. Большая роль отводится информационно – психологической подготовке родителей, которая направлена на повышение психолого-педагогической компетентности и активизации интереса к проблеме детско-родительский отношений. Она может проходить в разнообразных формах: лекций, бесед, тренинга, практикумов.

К информационно-психологической подготовке взрослых подключаются все специалисты ДОУ: психолог, методист, воспитатель, руководитель по физической культуре.

Практическую подготовку взрослых осуществляет педагог по физической культуре или воспитатель. Она состоит из серии занятий в спортивном зале, где есть возможность адаптироваться к пространству, познакомиться с физкультурным оборудованием, восстановить и расширить свой двигательный опыт.

Содержанием этих занятий могут быть разнообразные упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, танцевальные движения.

Выполнение взрослыми физических упражнений обогащает двигательный опыт, снимает мышечную зажатость, чувства страха, неловкость, неуверенность. Особое место в подготовке взрослых отводится вопросу обеспечения безопасности, страховки и помощи ребёнку.

Целью ознакомления родителей с содержанием и особенностями физкультурных досугов проводится показ видеоматериала с участием детей и взрослых из других групп. Просмотр фильма вызывает у родителей интерес, желание принимать участие в таких занятиях.

После подготовки родителей, воспитателем организуется серия совместных физкультурных досугов 1-2раза в месяц, продолжительностью от 15 до 45 мин. в зависимости от возраста и места проведения.

Для отслеживания эффективности досугов родителям предлагается анкета, вопросы которой дают возможность выяснить эмоциональное состояние родителей, их отношение к мероприятию, испытываемые трудности, что помогает процессу корректировки содержания.

Об эффективности метода свидетельствуют следующие показатели:

- из итоговой анкеты родителей виден взаимный интерес со стороны родителей к совместной двигательно-игровой деятельности на досугах, активность и стремление родителей к внутренней перестройке т коррекции своих отношений с ребёнком;

- из бесед обнаружилось стремление родителей и детей переносить полученный двигательный опыт в домашние условия;

- из наблюдений за образовательным процессом ДОУ видно, что сформировалась традиция проводить спортивные праздники на открытом воздухе совместно с родителями, дети вместе с родителями стали чаще принимать участие в соревнованиях, эстафетах, проводимых другими образовательными учреждениями.

Данная работа оказала влияние не только на эмоциональное сближение родителей и детей, но и способствовала улучшения здоровья детей. Так при поступлении детей в ДОУ в 2006 г. с 1 группой здоровья было 30% детей. В конце второго года посещения ДОУ ещё 8% детей были переведены в 1группу здоровья, а к середине третьего года посещения ДОУ ещё 12% детей перешли со 2 группы здоровья в 1. Изучив «тетрадь здоровья» детей выявлено, что заболеваемость в группе снизилась на 20%, уровень физической подготовленности детей стал выше на 28%, уровень психического развития повысился на 60%.

Опираясь на оценку компетентностей делаем вывод, что повысился уровень коммуникативной, здоровьесберегающей и социальной компетентностей.

Данный опыт может быть интересен педагогам физкультурного воспитания. Может использоваться в кружковой работе и как вид дополнительных занятий по здоровьесбережению.

Публикации по теме:

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Здоровье, гигиена
  • Новый год
Автор публикации:
Эмоциональное сближение родителя и ребёнка посредством организации совместной деятельности во время физкультурных досугов
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 16:27
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...