Лучший педагог года

Эпистемотека –технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник

Екатерина Воронова
Эпистемотека –технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник

Эпистемотека – технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник

Это особый ресурс, позволяющий работать со знаниями в насыщенной информационной среде, это не собрание книг, а собрание живых идей, вопросов, проблем.

Происхождение слова «эпистемотека» связано с древнегреческим словом «эпистеме», что означает знание.

Эпистемотека позволяет :

1. Организовывать коллективное мышление детей, направленное на получение нового знания,

2. Учить их ставить и решать проблемы,

3. Учить работать в команде, в коллективе.

Публикация «Эпистемотека –технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник» размещена в разделах

Мыследеятельностная педагогика представляет собой целостную образовательную практику, которая предполагает изменение деятельности педагогов и образовательной деятельности дошкольников.

В настоящее время недостаточно быть хорошим исполнителем для того, чтобы быть успешным сейчас и в будущем, человек должен быть деятелем, самостоятельно строящим и реализующим замысел. Требуется строить содержательную коммуникацию, удерживать предмет коммуникации, выделять позиции собеседника. Просто информированным человеком в будущем быть недостаточно, человек должен понимать информацию и относиться к ней критично.

Современный человек достаточно ограничен рамками собственного опыта и имеющихся знаний, что мешает ему порождать нечто новое, поэтому, в человеке будущего необходимо формировать способность воображения.

Над этим необходимо работать с раннего возраста и развивать способности ребенка.

Благодатным материалом, способствующим развитию образности речи дошкольников, являются загадки. Они обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Особое значение загадка имеет для развития мышления ребенка. Заставляет наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадка – своеобразный тренажер для детского ума. Она приучает к размышлениям и доказательствам. Учит логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления, таким образом, развивает способности у ребенка.

Загадка способствует развитию речи и образного мышления, дает ребенку представление о том, что об одном и том же предмете можно сказать по - разному.

В традиционной работе с загадкой отыскивается один единственный правильный вариант отгадки. Однако, есть загадки, при отгадывании которых можно вывести детей ни на один единственный вариант отгадки, а на несколько отгадок, в зависимости от идеи, заложенной в варианте отгадки.

Технология работы с загадками, имеющими несколько отгадок состоит из нескольких этапов:

I этап: это знакомство детей с загадкой.

Самостоятельное отгадывание (дети выделяют свойства, признаки, устанавливают взаимосвязи, подбирая отгадку).

II этап: это обсуждение результатов самостоятельной работы.

Дошкольники выявляют трудности (противоречия, заложенного в загадке;

III этап: обсуждение способа проверки отгадки (что используем при проверке);

IV этап: Фиксация неизменяемых условий, заложенных в загадке;

V этап: Проверка отгадок на соблюдение условий и реальность.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что суть задачной формы организации образовательного процесса заключается в создании педагогом такой ситуации, в которой у детей происходит «сбой» - не хватает имеющихся знаний для решения задачи, а затем, дошкольники, осознав эту недостаточность, пытаются найти пути решения, добыть новое знание, открыть новый способ решения.

Из предложенных загадок можно попробовать создать банк идей, в котором будут находиться все предложенные варианты ответов с доказательствами.

1. Иду, иду.

Конца не найду. (Земля, круг и т. д.)

2. Где вода столбом стоит? (В колодце, водопад и т. д.)

3. Живой мертвого бьет.

Мертвый во всю мочь орет. (Колокол, барабан, металлофон и т. д.)

Тем самым в эпистемотеке можно включиться в обсуждение любой из представленных проблем, добавить тему исследования и сделать открытие.

Эпистемические техники - любая работа со знанием, подразумевающая повышение его эффективности. Отличительным признаком эпистемотеки является то, что она применяется к уже имеющемуся знанию и направлена на повышение эффективности применения этого знания.

В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Прикреплённые файлы:

yepistemoteka_u0ral.pptx | 198,52 Кб
 
Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эпистемотека –технология обучения на основах мыследеятельностного подхода эпистемических техник
Опубликовано: 21 мая 2020 в 19:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД