Лучший педагог года

Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Елена Михайлова
Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

"Эспериментально-исследовательская деятельность, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"- доклад по обобщению опыта работы.

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть

в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Публикация «Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания в период дошкольного детства.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В детском саду я веду кружок «Всё обо всём» в старшей и подготовительной группах. Работа проводится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Для положительной мотивации использую различные методы и приемы:

- новизна, необычность объекта;

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так);

- ситуацию выбора.

До проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги, камни живые или не живые и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

И вот здесь тесно связано между собой познавательно - исследовательская деятельность и трудовое воспитание. Исходя из моего опыта работы я могу сказать, что дети на практике понимают, например: зимой как уберечь от холода корни деревьев и кустарников; весной – что нужно делать, чтоб насекомые не наносили вред дереву, а летом как сохранить растения от жары. Они учатся усваивать зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. А так же в процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).

Благодаря целенаправленной работе дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Взаимосвязь трудового воспитания с познавательно – исследовательской деятельностью оказывает огромное влияние на результат моей работы. Здесь через трудовое воспитание удовлетворяются эстетические потребности детей (аккуратно, красиво). Посильная, интересная и практическая работа доставляет им радость. А это – основа для воспитания устойчивого интереса к труду, желание трудиться.

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развивается самостоятельность, инициативность;

– дети самостоятельно и довольно быстро осмысливают задания, стараются выполнить их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Так же большое место я уделяю работе с семьями воспитанников по развитию экспериментально - исследовательской активности ребенка.

Известно, что ни одну задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Для этого в детском саду организовываются субботники совместно с родителями. Родители принимали активное участие в озеленении территории сада, а так - же в домашних условиях помогают выращивать рассаду для цветников и огорода.

Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей).

Дети неоднократно награждались дипломами, грамотами за участие в конкурсах и викторинах, от городских до Всероссийских.

Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Например, мы с детьми в прошлом году знакомились с дождевым червём у детей был такой интерес, рассказывали родители, что когда, приехав на дачу и случайно наткнулись на него, ребёнок не только рассказал о нём, но и предложил взрослым сам провести опыт – наблюдение. Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу, что занятия экспериментально-исследовательской деятельностью помогает дошкольнику развить наблюдательность, быстроту и логичность мышления, учит делать выводы из имеющихся знаний; овладеть способами исследовательской деятельности; формирует творческое мышление; способствует умению отстаивать свою точку зрения.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Почему в столице российской провинции поставили памятник козе» «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 08:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД