МААМ-картинки

Консультация для родителей «Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников»

ирина шаева
Консультация для родителей «Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников»

Консультация для родителей

«Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников»

г. Новокузнецк

МБДОУ «Детский сад №279»

Учитель – Шаева И. Н.

Период интенсивного развития пространственных представлений приходиться на дошкольный возраст. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются сложным процессом. В его формировании участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Публикация «Консультация для родителей „Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Для ребенка – дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребенка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребенка на пути познания окружающего мира.

Изучив опыт многих педагогов – исследователей я предлагаю родителям через упражнения и игры последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировки в пространстве.

I этап : ориентировка «на себе».

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей тела. Дети овладевают ориентировкой «на себе» в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.)

Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы родители обращают внимание на характерные детали. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов – сзади, внизу – колеса, передние и задние.

II этап : ориентировка «от себя».

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад).

Игры на формирование пространственных представлений : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

• игра «Найди свое сердце»

Ребенка просят определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца. Затем объяснить ребенку, что у всех людей сердце находится с левой стороны. Таким образом, ребенок определяет левую руку.

• игра «Что справа, что слева»

Ребенок становится посредине комнаты и называет, какие предметы находятся справа и слева от него.

• игра «Построим матрешек по росту»

• игра «Магазин»

Ребенок и взрослый сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Взрослый выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Ребенок старается воспроизвести все в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, ребенок и взрослый могут сравнить оба «магазина».

III этап. Формировать умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, за, на.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

• игра «Что изменилось?»

Перед ребенком на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3(4) в каждом ряду. Взрослый предлагает ребенку посмотреть и запомнить расположение игрушек, затем закрыть глаза.

Вариант 1: взрослый убирает какую – нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез слон, который был внизу между кошкой и щенком.

Вариант 2: взрослый меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, кошка сидела внизу слева, а мишка – наверху между поросенком и теленком.

• игра «Новоселье»

В этой игре используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Ребенок «заселяет» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козленок и обезьянка, причем козленок – слева, а обезьянка – между мышкой и козленком, и т. д. Эта игра способствует закреплению и расширению их активного словарного запаса.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры, в которых детей обучают организовывать эти отношения.

Игры на формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

• игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Взрослый прячет игрушку в комнате и дает инструкцию ребенку. Например, сделай 2 шага вперед, 3 шага влево, ещё шаг вперед, ищи на нижней полке.

• игра «Новая походка»

Взрослый на прогулке договаривается с ребенком, что они пойдут не как все люди, а по особенному. Например, 2 шага вперед, шаг вправо, или шаг назад, 2 шага вперед.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости.

Предлагаемые игры направлены на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости.

• игра «Назови соседей»

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого – то предмета и определить :

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета.

Вариант 2 : взрослый просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- в центре листа.

* игра «Геометрический диктант».

Перед ребенком лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый дает инструкции. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, желтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания ребенок может проверить правильность выполнения (у ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту).

• игра «Я еду на машине»

Перед ребенком лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Ребенок слушая инструкцию взрослого, передвигает машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу и т. д.

Пройдя все предложенные игры, ваш ребенок будет четко различать левую и правую сторону, что способствует в дальнейшем обучении успешность ребенка.

Публикации по теме:

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников Пространственно-временная организация деятельности.

Консультация для педагогов и родителей «Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыками письма» Сформированность у ребенка школьнозначимых функций создает благоприятные предпосылки для начала школьного обучения. В частности, очень важно.

Особенности использования игровых приемов в процессе формирования математических представлений у дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» обще развивающего вида с приоритетным осуществлением.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Развитие пространственных представлений у дошкольников на основе занимательного математического материала. Известно, что одним из показателей творческого отношения к любой деятельности является проявление интереса к ней. Предматематическая подготовка,.

Самообразование «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Индивидуальный план работы по самообразованию Пчелиной Алины Николаевны Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников»
Опубликовано: 29 декабря 2016 в 05:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД