Папки-передвижки

Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Елена Гунченко
Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Публикация «Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Академик Д. С. Лихачё в писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам

Цель. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно-декоративно-прикладным искусством, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

• Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.

• Создать условия для активации творческого мышления детей.

• Расширять сотрудничество с родителями.

Длительность работы над опытом.

Работа по «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством» ведется систематически:

- анкетирование родителей,

- диагностическое обследование детей,

- изучение методической и специальной литературы по данной теме,

- оформление уголка родного края;

- организация кружковой работы,

- сотрудничество с социальными партнерами в деле воспитания и развития дошкольников : краеведческим музеем, Этнокультурным центром, детской библиотекой;

- разработка тематических планов, конспектов, сценариев, плана работы.

- обобщение опыта, оценка результатов (диагностическое обследование, описание опыта.

Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала, через:

- игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения;

- тематическое планирование;

- цикл дидактических, подвижных и народных игр;

- тематику консультаций для родителей и для педагогов ДОО.

- использование литературных произведений.

(поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа).

Начала свою работу с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями, организации встреч с народными мастерами.

На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой, природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству и культуре Кубани. Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.

В наши дни, любуясь изделиями карго-польских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

На третьем этапе большое внимание истории названия города, сел, поселков, рек, природе, заповедникам и памятным местам. Расширяются знания детей о выдающихся земляках, чьи имена носят улицы нашего города.

Дети знакомятся с гербами города Краснодара, флагом. Семье, родовым и семейным традициям и преданиям отводится особое место. Полученные знания закрепляются детьми на экскурсиях по городу, в музей, в лес, библиотеку, во время встреч с интересными людьми.

В нашем ДОО стало традицией посещение музея школ МБОУ МО г. Краснодар «Лицей № 90», Гимназии № 87, где дети знакомятся с посудой, одеждой, предметами быта кубанских казаков.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие формы работы:

- организация выставок;

- беседы по ознакомлению с искусством;

- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;

- проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

На протяжении многих лет я веду дополнительный кружок в ДОО по ИЗО деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ИЗО. Кружок проводится один раз в неделю.

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Составленный план работы кружка позволяет использовать в полной мере разнообразные методы и формы работы: сбор природного материала, рисование, организацию выставок детских и совместных с родителями работ, рассматривание и изготовление народных игрушек, сочинение сказок, рассказов, проведение игр-путешествий, оформление познавательных уголков и многое другое, подготовка презентаций.

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое. Ребятам это помогло не только правильно называть свои имена, фамилии, домашний адрес, но и без труда вспоминать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, а иногда и прабабушек.

В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет).

К концу обучения дети очень много знают о народно декоративно-прикладном творчестве :

- умеют различать разные виды народно-прикладного творчества;

- владеют навыками и умениями расписывая игрушки;

- с гордостью рассказывают о достопримечательностях города Краснодара и о знаменитых земляках;

- знают флаги и гимны России, города Краснодара.

- детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Результат реализации проекта «Знакомство с дымковской игрушкой» во второй младшей группе.Результат реализации проекта «Знакомство с дымковской игрушкой» во второй младшей группе. Уважаемые коллеги хочу поделиться с Вами результатами моей работы. Именно в детском саду дети получают первые сведения о произведениях искусства.

Музейная педагогика. Приемы и содержание различных форм и направлений работы с дошкольниками Приемы содержания различных форм и направлений работы с дошкольниками. В наше время, в век научного прогресса, существует множество проблем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 09:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД