«Знакомство с женским русским народным костюмом». Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет

Ида Башлыкова
«Знакомство с женским русским народным костюмом». Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет

Цель:

познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Задачи:

в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;

в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность;

формировать образную речь; обогащать словарь;

в области воспитания – прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Формируемые представления:

1) Русский костюм (элементы: женский сарафан, рубаха, епанечка, панёва, передник, кокошник)

2) Манера разговора (сударь, сударыня, сударушка)

3) Русский характер (весёлость, удаль, гостеприимство)

4) Обычай (когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник).

Методические приёмы: рассказ педагога, метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание.

Форма организации занятия: фронтально.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии, «Во поле береза стояла».

Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение музея, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц;

подготовка мультимедийной презентации.

Обогащение словаря: Сударь, Сударыня, епанечка, панёва, передник, кокошник

Ход занятия:

Воспит.:

-Ребята, на прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров. Рассмотрите эти иллюстрации.

- Где здесь дымковская, а где филимоновская барышня?

- Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон платья, на яркую окраску ткани, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше.

- Сегодня мы воспользуемся машиной времени и все вместе заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину. Но, чтобы побывать в прошлом, постарайтесь, пожалуйста, ответить на вопросы:

- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?

(Это произошло очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.)

- В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы это тяжело ему ни было. Говорить должен был «важно» и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

(Импровизация)

- Предлагаю занять свои места и отправиться в прошлое.

Слайд №1, 2.

Звучит музыка «Светит месяц» с экрана спускается кукла в русском костюме.

Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон Вам! (Кланяется).

Воспит.:

- Какая странная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по - особенному.

- Откуда же она к нам приехала? Никто из вас не догадался?

(Ответы детей).

- Откуда же ты прибыла, гостья дорогая?

Кукла: Из прошлого.

Воспит.:

Когда-то страна наша называлась Русью, а сейчас – Россия.

- Чем для нас с Вами является Россия?

(Наша Родина).

- А у вас есть маленькая Родина?

(Дом, детский сад, это место, где вы родились и живёте).

- Какие пословицы вы знаете о Родине?

Нет земли краше, чем Родина наша.

Береги землю родимую как мать любимую.

Воспит.:

- Молодцы! Посмотрите на нашу гостью. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками. Как же нам обратиться к гостье и узнать, как её зовут? (Ответы детей).

- Помогите мне, пожалуйста!

Дети обращаются к гостье: Как звать вас, сударыня?

Кукла: Зовут меня Машенька!

Воспит.:

- Какое имя красивое, чисто русское!

- А какие русские имена вы знаете?

(Елизавета, Анна, Ксения, Серафима, Агата, Екатерина, Анфиса…).

- На Руси молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: «Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, а сама как лебёдушка…».

Физминутка:

ХОРОВОД

Воспит.:

- Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать.

- Скажите, Машенька, что за одежда на Вас одета?

Кукла: Русский народный костюм.

Воспит.:

- Что на голове у Настеньки?

- Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?

Все девочки: (имитируя, как будто заплетают косу)

Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Воспит.:

- А какой ещё головной убор носили девушки?

(Кокошники).

- Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. На Руси был обычай, когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник.

- А как одета наша гостья?

(На ней сарафан, кокошник, кофта).

- Предлагаю продолжить наше путешествие.

Продолжение презентации.

(до игры)

- После работы шли все от мала и до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас беседа подошла к концу. Об одежде старинной мы рассказали, теперь можно и в игру поиграть.

Народная игра «Ручеёк».

После игры дети идут хороводом на свои места.

Игра «Одень куклу в русский народный костюм»

Воспит.:

- Молодцы, с игрой вы справились! Посмотрите, что для вас приготовила наша гостья.

(На листах бумаги, заранее заготовлены женские рубахи - шаблоны; цветные карандаши).

- Ребята, давайте на несколько минут превратимся в художников - модельеров и нарисуем красивые женские рубахи для русского народного костюма.

(Дети работают за мольбертами подгруппами.

Кукла хвалит детей за рисунки)

Анализ занятия.

Кукла: Сударыни и судари! Что вы узнали сегодня из нашей беседы?

(Люди одевались по-особенному, обращались друг к другу вежливо: сударь, сударыня).

Какие новые слова вы услышали?

(Кокошник, рубаха, епанечка, панёва, передник)

Обобщение:

Воспит.:

- Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мне хочется, чтобы вы и в жизни обращались так вежливо друг к другу как наша гостья Машенька.

Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

- Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей и вернемся из прошлого в настоящее время. В наш детский сад.

(Дети кукле машут рукой)

Дети: До свидания, гостья дорогая!

(Звучит музыка, кукла уходит)

Воспит.:

- Вот и вернулись мы с вами в наш детский сад, в нашу группу.

(Дети замечают в группе конверт)

Письмо:

«Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие во времени!

Примите от меня в подарок бумажных кукол в русских народных костюмах.

Низкий, вам, поклон!

Кукла Машенька»

Используемый материал:

• Образовательная программа «Детский сад 2100»

«Здравствуй мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова

Издательство «Баласс»

http://do.gendocs.ru/docs/index-333077.html

• Картинки с сайта: www.yandex.ru;

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Новый год
  • Иллюстрации
Автор публикации:
«Знакомство с женским русским народным костюмом». Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 14:20
+55
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
«Добрая сказка» конспект музыкального занятия для детей младшего возраста.
Цель - Доставить детям радость. Задачи - развивать музыкальные способности; Пробудить у детей интерес к творчеству. Музыкальный репертуар - 1. "Пляска...