МААМ-картинки

1 часть «Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения»

Елена Кизима
1 часть «Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения»

Во всех развитых странах мира в свете глобальных изменений окружающей среды рациональное использование энергии стало приоритетным направлением государственной политики. Усугубившись проблемой мирового финансового кризиса, вопросы ресурсо- и энергосбережения приобретают первостепенное значение и в нашей стране. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством - все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Обществом постепенно осознается необходимость перехода от ресурсорасточительства к совместному, гармоническому развитию природы и общества. И хотя данной теме уделяется немало внимания с телевизионных экранов, на страницах печати и в интернете, дети остаются практически в стороне от этого вопроса.

Публикация «1 часть „Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения“» размещена в разделах

Полученные нами диагностические данные показали, что 47,4% старших дошкольников составляют группу, которыене владеютдостаточным уровнем знаний о том, что ресурсы Земли не бесконечны, что они трудно восстановимы; не могут рассказать в контексте проблемы энергосбережения, какую роль играют свет, тепло и вода, т. е. дети не являются грамотными потребителями энергоресурсов.

А ведь основы отношения человека к окружающему миру, и к сбережению энергоресурсов в частности, закладываются в детстве. Мышление взрослых изменить очень сложно, поэтому вопросы экономии и экономики необходимо начинать культивировать в дошкольном возрасте. Уже с раннего детства можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения ко всему, что его окружает: беречь цветок под ногами, беречь воду и воздух, тепло и электроэнергию, беречь свой дом и город. Именно в дошкольном возрасте возникают многие привычки, переходящие позже в образ жизни.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в период сложных социальных и экономических отношений, ограниченности ресурсов Земли. Мы всегда должны помнить о том, что сегодня - это дети, а завтра – народ!В сегодняшних малышах закладывается фундамент будущего общества, а каким оно будет - зависит от нас.

Исходя из всего вышесказанного, вопрос о необходимости приобщения детей к вопросу культуры ресурсо- и энергосбережения, на наш взгляд, является в настоящее время актуальным и востребованным особенно остро.

Новизна выбранной темы, на наш взгляд, заключается в постановке самой проблемы ресурсо - и энергосбережения в контексте нравственно - экономического воспитания дошкольников, как предмета специального изучения. Результаты нашей работы в этом направлении деятельности дополняют, развивают и вносят новые элементы в практико-теоретическое содержание нравственно - экономического образования детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность работы в данном направлении заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает новые знания об окружающей его действительности.

Поэтому цельюнашей деятельности является:

воспитывать у детей нравственно - экономическое сознание посредством приобщения к культуре энергосбережения.

Достичь цели помогает решение ряда задач:

1. Создать единое воспитательно – образовательное пространство «Семья -

ребенок - ДОУ» для привлечения внимания воспитанников и их родителей к

вопросу рациональногоресурсоиспользования.

Процесс формирования у дошкольника бережливости невозможен без участия родителей, ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье дети приучаются к бережливости и экономности, ведь семья – «это реальная экономика» и в ней «…дети не учатся жить, а живут» (Е. А. Аркин). А бережливость и экономность – это показатель общей культуры человека.

Анализ данных, полученных нами в ходе анкетирования родителей воспитанников, показал, что взрослые владеют теоретическими знаниями по ресурсо- и энергосбережению, но на практике не в достаточной мере применяют принципы экономии энергоресурсов :

- 36% - «Многому еще надо научиться»;

- 41% - «Не всегда являюсь для других примером по ресурсо- и энергосбережению»;

и лишь 23% - «Я – ответственный экономист».

Поэтому для успешного решения поставленной задачи, мы сделали упор на разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, чтобы направить родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь работа может иметь высокий результат в том случае, если семьи воспитанников будут являться нашими активными и сознательными помощниками, когда потребность в энергосбережении станет определенным образом мысли для ребёнка и его родителей.

2. Обогатить и систематизировать предметно - развивающую среду детского

сада.

Решая эту задачу, мы исходили из условий нашего дошкольного учреждения и требований ФГОС ДО. В каждом из взаимопроникающих составляющих звеньев логической цепочки эффективногоэнергопространства ДОУ заложена конкретная функциональная роль (образовательная, развивающая и воспитательная) способствующая нравственно-экономическому образованию воспитанников в целом.

Информационно-практическимэнергосодержанием для родителей и воспитанников наполнены коридоры, холлы и приемные детского сада, групповые комнаты, музыкально – физкультурный зал. Совместными усилиями родителей и педагогов предметно – развивающуюсредуДОУ пополнили:

- информационные уголки для детей и стенды для семей воспитанников по энергосбережению;

- дидактические игры по ОБЖ, ресурсо – и энергосбережению;

- фотоальбом «Природные энергоресурсы Кемеровской области»;

- альбом детских рисунков и листовок «Мы -за бережливость»;

-энергосберегающая азбука (подборка художественной литературы);

- зона «Мы познаем мир» (уголок экспериментирования);

- иллюстративное пособие «Гном Эконом и умный дом»;

- подборка тематических мультипликационных фильмов.

3. Модернизировать методы и приемы работы с детьми для воспитания

нравственно-экономических качеств личности.

Достичь цели в решении очередной поставленной задачи, наряду с традиционными методами и приемами работы с воспитанниками в данном направлении деятельности, нам помог нестандартный подход к вопросу формирования у детей навыков ресурсо- и энергосбережения.

Нами разработана «Рабочая тетрадь по организации индивидуальной работы с детьми 6-7 лет в детском саду и семье по ресурсо - и энергосбережению «Уроки гнома Эконома» (далее по тексту Тетрадь). Работая с данной Тетрадью, овладение экономическими знаниями происходит в привлекательной для ребенка познавательно-игровой форме, что позитивно сказывается на качестве их усвоения.

В содержание каждого занятия включены теоретическая и практическая части позволяющие :

• учитывать возрастные и психологические особенности детей, варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка.

• значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию темы. Результат выполнения задания виден сразу – на лицо обратная связь. У ребенка есть возможность индивидуально повторить с педагогами или родителями понравившейся материал; доделать или переделать задание; проявить инициативу и свои творческие возможности. Тетрадь содержит условные обозначения, ориентируясь на которые, ребенок без помощи взрослого сможет понять, что необходимо ему выполнить в предложенном задании.

• учитывать половозрастные особенности детей. В содержании Тетради присутствуют персонажи - гном Эконом и его помощница Искорка, которые могут быть интересны как мальчикам, так и девочкам. Это привлекает внимание детей и способствует увеличению воспитательного воздействия. А как следствие, влияет на качество выполнения задания.

Теоретическую часть Тетради составляют : рассказы, сказки, стихи, загадки, беседы.

В практическую часть включены задания на логическое мышление, развитие памяти, речи, воображения, внимания и мелкой моторики. В их числе лабиринты различной степени сложности, математические «бродилки», игры на сравнение, элементарные опыты, задания на дорисовку и раскрашивание, сочинение рассказов и сказок, заучивание стихов.

Структуру тетради составляет цикл из 18 занятий в трех основных разделах: «Бережем электроэнергию», «Бережем воду» и «Бережем тепло», рассчитанные на изучение в течение всего учебного года.

Наличие в Тетради по 2-4 занятия на каждую из вышеперечисленных тем позволяет включить индивидуальную работу с детьми в план воспитательно-образовательной деятельности группы и повторить пройденный материал с родителями дома.

Вопросы экономии света, воды и тепла рассматриваются с дошкольниками в контексте комплексно-тематического планирования при изучения таких тем, как

«Человек и общество», «Человек и рукотворный мир», «Человек и природа», «Основы гигиены и здоровьесбережения», «Семья», «Человек и его жилище», «Элетробытовые приборы», «Мой город, моя страна, моя планета», «Кладовая Земли» (природные ресурсы – источники энергии, «Я живу в Кузбассе – кузнеце тепла России».

Публикации по теме:

Пропаганда и продвижение энергосбережения в дошкольных учреждениях Пояснительная записка Актуальность. Бюджетная сфера является довольно энергоемкой : ежедневно ее объекты потребляют около 40 млн. т. у. т. ,.

Фотоотчет праздника к Международному Дню энергосбереженияФотоотчет праздника к Международному Дню энергосбережения С 09 по 13 ноября 2015 года, проходит Международный День энергосбережения. Мы, в г. Междуреченске в детском саду «Черемушки» с удовольствием.

Фотоотчет «Выставка рисунков к Международному Дню энергосбережения»Фотоотчет «Выставка рисунков к Международному Дню энергосбережения» С 09 по 13 ноября 2015 года, проходит Международный День энергосбережения. И у нас в г. Междуреченске в детском саду «Черемушки» с удовольствием.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Оформление развивающей среды. Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие.

Детские рисунки на тему энергосбереженияДетские рисунки на тему энергосбережения .

Перспективное планирование в подготовительной группе по Социализации (к опыту работы) Сентябрь. Работа с детьми. 1. Игровые ситуации - «Вежливые слова»; Цель: учить детей обращаться к другим детям по имени, использовать в.

Перспективное планирование в старшей группе по социализации (к опыту работы) Сентябрь. Работа с детьми. 1. Проблемная ситуация «У врача». Цель: учить решать проблемные ситуации, анализировать собственное поведение.

Задания логопеда воспитателям по лексической теме «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Тема: Народная культура и традиции» 1)Артикуляционная гимнастика 2)Дыхательная гимнастика 3)Пальчиковая гимнастика За работу. Ну ка,.

Фотоотчет «Занятие по энергосбережения»Фотоотчет «Занятие по энергосбережения» С 09 по 13 ноября 2015 года, проходит Международный День энергосбережения. Мы, в г. Советске в детском саду «Солнышко» с удовольствием присоединились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
1 часть «Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения»
Опубликовано: 13 января 2016 в 16:15
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД