МААМ-картинки

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть)

Любовь Русын
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть)

Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами, формирующими разум и

мысли малышей, являются мать и отец».

В. А. Сухомлинский.

Семья и детский сад должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущества и недостатки каждого и возможности взаимной компенсации.

Публикация «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть)» размещена в разделах

Сегодня, задача, которая ставится перед детским садом в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка».

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В. И. Безлюдной в работе "Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками". Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общение с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).

В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию

назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.

По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их "другими глазами".

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал:

"В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [1, с. 125].

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

В своей статье я бы хотела рассказать о роли семьи в воспитании ребенка.

В настоящее время существует необходимость в плодотворном сотрудничестве дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников для успешного формирования процесса обучения.

Ведь семья – это первая социальная группа, социальный институт, в котором пребывает ребенок. Семья всегда защитит, убережет и даст поддержку, а для ребенка дошкольного возраста это очень важно.

Во многих социальных институтах пребывания детей дошкольного возраста внедряют и развивают программу по взаимодействию с семьями воспитанников.

В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, и я с этим мнением полностью согласна.

Такие нормативно-правовые акты Российской Федерации, как «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Закон «Об образовании» и другие регламентируют семейные отношения с юридической точки зрения и акцентируют внимание, на том, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .

Ранее в нашей стране практиковалась методика воспитания личности обществом, сейчас же политика воспитания сводится к тому, что основной институт воспитания – семья. В связи с вышеизложенным, дошкольные образовательные учреждения практикуют программы взаимодействия с родителями воспитанников.

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но ещё и партнёр родителей по их воспитанию.

Данная методика имеет множество преимуществ: контроль родителей над воспитательным процессом детей в дошкольных образовательных учреждениях, возможность участия родителей в воспитании детей, находящихся в данном социальном институте, взаимодействие педагогов и родителей. В повышении эффективности образовательного процесса свою роль играет и знание индивидуальных особенностей своего воспитанника, которое постигается в процессе знакомства и взаимодействия педагога с семьей.

Существующий в работе детского сада подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанцировании родителей от детского сада и принятия дошкольного образовательного учреждения на себя проблем образования и воспитания детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного образовательного учреждения и родителями на протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях развития системы образования большое внимание уделяется различным инновационным формам работы с родителями.

Работа с родителями начинается еще до поступления в детский сад. Она заключается в создании информационного поля.

Родители будущих воспитанников имеют возможность познакомиться с работой учреждения на сайте детского сада, где освещаются все мероприятия, происходящие в образовательном учреждении и получить всю необходимую информацию.

Но также могут непосредственно прийти в детский сад, увидеть оснащенность учреждения, пройдя по группам, детским площадкам. А самое главное в этой методике то, что она дает возможность придерживаться единого процесса воспитания ребенка, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Как и в любой работе, процесс взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников основан на определенных принципах.

Принципы взаимодействия :

1. Открытость. Процесс воспитания детей в детском саду должен быть открытым. Родители должны получать всю интересующую их информацию, касающуюся процесса обучения и нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

2. Диагностика. Как и в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье, в процессе обучения могут возникать некоторые проблемы. В данном случае необходима взаимопомощь семейного института ДОУ и, наоборот, когда это потребуется.

3. Развитие. Детям необходима поддержка в развитии интересов и потребностей, как со стороны дошкольного образовательного учреждения, так и семьи.

4. Сотрудничество. Сотрудничество родителей воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений должно носить постоянный характер.

5. Активная среда. Необходимо придерживаться единого принципа воспитания и развития личности в методах дошкольного образовательного учреждения и семьи.

А для формирования доверительных отношений между работниками дошкольного образовательного учреждения и родителями воспитанника необходимы такие условия, как:

1. Изучение семей. Каждая семья индивидуальна, так же как и родители, воспитывающие детей. В каждой семье есть свои особенности, свои ценности, своя система воспитания, наказания и поощрения. Родители могут отличаться в силу их образования, личных взглядов, опыта, возраста, социального статуса, культурного уровня.

2. Доступность информации. Родители должны получать всю интересующую их информацию.

Работа педагога должна быть направлена не только на работу с детьми, но и с их семьями.

Работу с родителями, я думаю, можно разбить на несколько этапов:

1. Изучение семей. Для начала работы на этом этапе предлагается проведение анкетирования родителей с целью изучения их потребностей. Анкетирование станет хорошим помощником для дальнейшего построения работы с родителями воспитанников.

2. Строим отношения. На этом этапе воспитателю необходимо найти контакт с семьями воспитанников. Наладить с ними доброжелательные, доверительные отношения. Нужно найти подход к каждой семье, чтобы заинтересовать сотрудничеством с дошкольным образовательным учреждением.

3. Ребенок. Всегда необходимо делиться поведением, развитием и восприятием детей в дошкольном образовательном учреждении с семьями. Семья, в свою очередь, тоже должна делиться с воспитателями нужной информацией о ребенке. В данном случае будет складываться целостная картина о каждом дошкольнике. Оценить его можно будет не только в стенах дома, но и в образовательном учреждении.

4. Проблемы. Родителям необходимо делиться с педагогом проблемами воспитания, если они возникают. Педагог, в свою очередь, должен помочь семье преодолеть эту трудность.

5. Исследуем и формируем. Это самый сложный и длительный этап. Этап, когда педагог оценивает каждого ребенка, находит подходы к нему, его семье и с помощью родителей занимается процессом формирования его как личности.

Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтобы привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, чтобы стать партнерами и единомышленниками в воспитании детей, использую разнообразные формы работы.

И главная задача воспитателя не только донести родителям и обогатить их педагогическими знаниями, но и привлечь, чтоб они стали полноправными участниками педагогического процесса.

Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитательно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ» Современное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического.

Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление.

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы по теме: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Неделя открытых дверей в группе» Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого – педагогической поддержки.

Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников»Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников (2 слайд) Актуальность Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют.

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в старшей логопедической группе СЕНТЯБРЬ 1. Родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Проект идеального взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей» Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть)
Опубликовано: 28 июня 2016 в 20:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД