Папки-передвижки

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Екатерина Вячеславовна Абрамчева
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

В возрасте 1 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» размещена в разделах

Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Поэтому необходимо так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы:

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Такие дети то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают: с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие, трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

По видам адаптацию подразделяют на :

-сенсорную (приспособительные изменения органов чувств, соответствующие действующему раздражителю,

-социальную (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т. е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий,

-и психологическую.

Адаптация – это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Адаптированный дошкольник– это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него среде.

На таком представлении о сути адаптации в дошкольном образовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком, группами детей, родителями, воспитателями и т. д.

Поставленная цель достигается за счё т последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего возраста.

2. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребенка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии.

3. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

4. Активизировать и обогащать профессиональные умения педагогов, воспитателей.

5. Создать систему психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к среде ДОУ, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

6. Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для детей раннего возраста.

Реализация деятельности включает следующие этапы:

1 Этап Диагностический.

Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка - его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств, он позволяет описать ребенка на занятиях, в режимных моментах, но в тоже время не позволяет понять причины тех или иных форм поведения.

2 Этап Анализ результатов диагностики.

Цель этапа – выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка, получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересах и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.

3 Этап Реализация профилактических и коррекционных мер.

Реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Кроме того, педагог-психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми.

Первым шагом должно стать налаживание контакта с родителями. Следующий шаг- выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Используются следующие виды занятий:

1. Индивидуальные консультации.

2. Групповые консультации:

3. Общегрупповые собрания;

4. Информация в «уголках родителей»;

5. Анкетирование родителей.

Педагог-психолог – дети.

Реализация развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участие психолога в играх детей. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Фотоотчет «Патриотическое воспитание»Фотоотчет «Патриотическое воспитание» В современных условиях, когда происходит глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 18:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД