Получи документы

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении в современных условиях

ЛЮДМИЛА ГАЛИНА
Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении в современных условиях

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Академия профессионального образования

Образовательная программа профессиональной переподготовки

«Педагог дошкольного образования»

Адаптация детей раннего возраста в детском

образовательном учреждении в современных

условиях.

Выпускная проектировочная работа

Исполнитель: Галина Л. А.

Научный руководитель: Паченкова Т. В.

Зав. Кафедрой общей возрастной

психологии, социальной и

Публикация «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении в современных условиях» размещена в разделах

дошкольной педагогики: Паченкова Т. В.

Дата допуска к защите:

Екатеринбург 2013г.

Содержание:

Введение Глава 1: Психолога – педагогические основы организации адаптации

детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного

учреждения §1. Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном

образовательном учреждении

§2. Система организации процесса адаптации детей раннего возраста в

дошкольном образовательном учреждении.

Глава 2: Психолога – педагогические условия организации успешной

адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению §1. Организация предметно – пространственной среды в группе.

§2. Создание системы взаимодействия с родителями.

§3. Организация воспитательно – образовательного процесса в соответствии

с возрастными особенностями

Заключение Литература

Введение:

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в

новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего

живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном

мире.

Адаптация

– от латинского "приспособляю" - это сложный процесс

приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:

физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособления организма к новым условиям социального

существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения

ребенка, расстройством сна, аппетита.

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в

детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена

неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями

социального окружения, условиями семейного воспитания и другими

факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад

изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет

им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому

именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой

связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной

адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы

адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова,

Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова – Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.).

Адаптация определяется прежде всего как медико – педагогическая

проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих

потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и

общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей

правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина,

А. И. Мышкис).

Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со

значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими

изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного

воздействия.

При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как

необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий

для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и

индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей

должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до

поступления в детский сад.

Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации детей

раннего возраста к дошкольному учреждению.

Предметом исследования является психолого-педагогические условия

адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Цель:

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к

условиям ДОУ.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и

психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям

ДОУ.

2. Организация воспитательно – образовательного процесса в соответствии с

возрастными особенностями детей раннего возраста.

. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

. Создание системы взаимодействия с родителями.

. Формирование у детей культурно - гигиенических навыков.

3. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной

ситуации вместе с педагогом).

При проведении работы мы исходили из гипотезы, согласно которой

адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если:

-психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и

индивидуальным особенностям детей раннего возраста;

-будет определен уровень нервно-психического развития детей раннего

возраста;

-педагогическая работа с детьми будет проводиться от группы адаптации

детей при гуманном и индивидуально-личностном подходе к детям;

-будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста,

адаптирующихся к условиям ДОУ.

Работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 53 группа раннего

возраста № 4.

Глава 1.

Психолога

– педагогические основы организации адаптации

детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного

учреждения.

§1. Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном

образовательном учреждении.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к

позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений

организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом

выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт

(эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения

(способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли

у ребенка начинается новый этап в его жизни.

м образовательном учреждении.

Выводы по первой главе:

Адаптация

- сложный процесс приспособления организма, который

происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном,

психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию

ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном

учреждении.

Глава 2: Психолога – педагогические условия организации успешной

адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

§1. Организация предметно-пространственной среды в группе.

Для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка в период

адаптации особое значение имеет организация и насыщение предметно-

пространственной среды.

Краски группы должны поднимать настроение. Причем этот цвет не только

игрушек – это вариант колористического решения всего жизненного

пространства группы, всего контекста интерьера.

§2. Создание системы взаимодействия с родителями.

- помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в

ДОУ;

- мотивировать родителей и близких ребёнку выбирать педагогически

целесообразные методы взаимодействия с малышом;

- обеспечить процесс усвоения малышом опыта общения и совместной

деятельности.

Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского

дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию

профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также,

стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а

не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского

дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада

совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления

контактов с семьями.

Заключение:

По результатам проделанной работы можно сделать следующие

выводы:

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению

проходит 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки

неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта.

Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек,

болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя

беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму,

просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или

сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых

выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его

обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть,

обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения

при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается.

Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и

разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться

игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и

окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей

наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети

стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при

встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь

удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми

со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в

детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и

определяются особенности адаптации.

Литература:

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения о

школы». Мозайка – Синтез, 2010г.

2. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью [Текст] / Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2003.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник [Текст] / Г. М.

Андреева. - М., 1997.

4. Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и

родителям [Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина и др. –

Ярославль: Академия, 2001.

5. Божович, Л. И. Личность ребенка, и ее формирование в детском

возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968.

6. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н. Д.

Ватутина. - М. : Просвещение, 1983.

7. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / Под ред.

Павловой Л. Н. - М. : Просвещение, 1986.

8. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей

детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой,

Л. Н. Галигузовой и др. - М. : Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с.

9. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] /

Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. - М., 1955.

10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. ,Голубева Л. Г. Дети раннего возраста

в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных

учреждений. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004г.

11. Гаврилова, Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании

детей [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.

12. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет [Текст] /

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Интор, 1996.

13. Гуров, В. Н. Социальная работа ДОУ с семьей [Текст] / В. Н. Гуров.

- М., 2003.

14. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении в современных условиях
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 13:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД