Получи документы

Адаптация одаренных детей в социуме

Наталья Гончарова
Адаптация одаренных детей в социуме

Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одарённого ребенка в качестве приоритетной. Это очень важная, но и трудная задача. В чем же состоит трудность? И что же такое одаренность – дар или наказание?

Одаренность – это высокий уровень развития, каких либо способностей.

Основная проблема одаренного ребенка – его адаптация в социуме. Почему же это происходит? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим качества развивающейся личности, характерные для одаренного ребенка. Хочу обратить ваше внимание на 3 основных направления: психосоциальная чувствительность, интеллектуальное развитие, и физические характеристики.

Публикация «Адаптация одаренных детей в социуме» размещена в разделах

Психосоциальная чувствительность :

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Интеллектуальное развитие:

Одаренных детей отличает наличие большого словарного запаса.

Маленькие «вундеркинды» умеют задавать вопросы, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Умеют находить применение накопленным знаниям.

Физические характеристики:

Одаренного ребенка отличает высокий энергетический уровень. Причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Одаренному ребенку все достается легко. Его нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Там, где способному ребенку нужно трудиться, и усваивать различные навыки, для одаренного ребенка не составляет труда достичь успеха. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Когда все остальные старательно корпят над заданием взрослого, он уже все сделала, и ему становится скучно, он начинает шалить, позже хулиганить, чем основательно раздражает взрослых. Возникает конфликт.

Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. В обществе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении. А непременной отличительной чертой одаренного ребенка является оригинальность мышления, принятие нестандартных решений. И тогда ребенок начинает понимать, что он не такой как все. И понимание своей непохожести выводит его из равновесия, возникает чувство, которое заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. Важно адекватно оценивать способности – ни умалять, не игнорировать их, или чрезмерно акцентировать на них внимание. Это может привести к нарушению личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Возникновение зазнайства, эгоизма убивает появления талантов.

Для одаренных детей характерна повышенная чувствительность и уязвимость. Безобидные и нейтральные замечания часто вызывают у них бурную эмоциональную реакцию. У таких детей необходимо вырабатывать терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными детьми. Возникновение зазнайства, эгоизма убивает появления талантов.

Для ребенка одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное взрослым, родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослого. Поощрять необходимо за различные попытки, а не только за успех. Похвала за старание приведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различной деятельности, а не стремиться избегать неудач.

Из всего сказанного можно сделать вывод и привести следующую классификацию проблем в адаптации одаренных детей.

Неприязнь к детскому саду. Такое отношение часто появляется от того, что учебная программа скучна, неинтересна для одаренного ребенка, не соответствует его способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Впоследствии этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. (Конформизм – приспособленчество, бездумное следование общим мнениям). Одаренные дети отвергают стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для них характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности, низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию, одаренные дети стремятся всеми силами завладеть вниманием взрослого. А это вызывает терния в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В любом случае, какие бы проблемы адаптации одаренного ребенка не стояли, не стоит обособлять его от сверстников, пусть он имеет возможность общаться как с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.

Взрослым стоит поостеречься демонстрировать одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношение к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по-своему особенный.

Со стороны взрослых, родителей, маленькому гению требуется особенно много внимания, терпения, заботы. Ведь одарённый ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Все взрослые не должны забывать, что вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становиться очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.

Литература.

1. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

2. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Публикации по теме:

Актуальность формирования первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме и природе Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский.

Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Адаптация детей в ДОУ Адаптация это сложный период детей привыкания к дошкольному учреждению. Привыкший к ограниченному кругу людей в домашних условиях, ребёнок.

Сценарий мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей «Радуга талантов» в средней группеСценарий мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей «Радуга талантов» в средней группе Конспект занятия в средней группе «Радуга талантов» МБДОУ «Лесобазовский детский сад». Удмуртия, Ярский район, с. Дизьмино. Воспитатель:.

Проект педагога-психолога по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей «Юные интеллектуалы» “ЮНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ” Сроки реализации :Внедрение Проекта работы с одаренными детьми выполнимо с 2015 – 2016 г. г. Вместе с тем ДОУ не может.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Цель: - Создавать условия для полноценного.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей» Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения.

Консультация «Учёт личностных характеристик одаренных детей в процессе воспитания» Проблема одарённости сегодня становится всё более актуальной, что связано с потребностью современного общества в неординарной, творчески.

Занятие НОД в старшей группе на тему «Путешествие по математическим знаниям» (с подгруппой одаренных детей) Цель. Познакомить с образованием и составом числа 20, цифрой 20. Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация одаренных детей в социуме
Опубликовано: 27 декабря 2015 в 15:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД