Адаптация ребенка к детскому саду

Светлана Кузьменко
Адаптация ребенка к детскому саду

Творческая работа на тему "Адаптация ребенка к детскому саду".

"Детство - важнейший период

человеческой жизни, не под-

готовка к будущей жизни, а

настоящая, яркая, самобытная,

неповторимая жизнь. И от того,

как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого

в решающей степени зависит ка-

ким человеком станет сегодняш-

ний малыш. "

Сухомлинский В. А.

Воспитание ребенка в обществе сверстников способствует формированию в его характере коллективистических черт, умения жить и взаимодействовать в коллективе, т. е. активно и целенаправленно влияет на формирование личности подрастающих граждан.

В период от рождения до полутора-двух лет организм ребенка развивается необыкновенно интенсивно. Важно при этом правильно организовать условия развития и воспитания ребенка в семье в этот период, отводя должное место в подготовке его к детскому саду.

Прежде всего, необходимо создать все условия для всестороннего физического развития и закаливания организма ребенка (чистота, проветривание жилых помещений, соблюдение режима сна, питания, двигательной деятельности, прогулки на воздухе и т. д.)

Необходимо по возможности как можно раньше формировать у детей навыки самообслуживания, потребность в самостоятельных действиях, развивать познавательные интересы. Наконец, важным фактором воспитания и особенно подготовка к условиям общественного воспитания является развитие у детей потребности в общении, формирование навыков общения с окружающими как необходимого вида деятельности.

Для того чтобы управлять процессом адаптации, необходимо хорошо знать возрастные особенности детей. Прежде всего, нужно помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.

С состоянием здоровья ребенка тесно связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задерживать развитие движений, действий с предметами, следовательно,задержать развитие мышления, восприятия речи. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение.

При поступлении в детский сад эта особенность учитывается, иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. д.

Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать.

Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.

Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняется, совершенствуется.

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой – все шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно-ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

От того, насколько воспитатель найдет подход к ребенку, сможет проникнуть в его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течение дня в новых для него условиях, - зависит течение и длительность адаптации. Будут ли дети ласковы, общительны, активны и спокойны или, наоборот, раздражительны, беспокойны, пассивны, целиком зависит от взаимоотношений, которые установятся у них с воспитателем, от согласованности действий персонала группы и родителей.

Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка.

На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношение и дать ребенку полноценное воспитание. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций ибо последнее имеет специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку).

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумения родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин возникновения жестокости.

В наше стремительное время, среди перегруженности повседневными делами, очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми или внуками. В субботние и воскресные дни этих минут должно быть гораздо больше. Время желательно распределить так, чтобы его хватало и на выполнение домашних дел, и для более продолжительной прогулки, и для просмотра детской телевизионной передачи с последующим обсуждением ее, и для занятия любимым делом, если оно, конечно, есть, а если нет – надо помочь ребенку найти его.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Адаптация ребенка в детском саду является ключевой особенностью именно для младшей группы детского сада.

То, как ребенок впервые в жизни адаптируется к новым условиям существования, к новому коллективу, накладывает отпечаток на то, как и насколько легко в будущем он адаптируется к школьной, студенческой жизни, к рабочему коллективу. Насколько он будет коммуникабельным, насколько ему будет комфортабельно в новой жизни, нужно позаботиться именно в раннем детстве.

Используемая литература.

1. Ватунина Н. Д. «Ребенок поступает в детский сад». Пособие для воспитателей детского сада.

2. Самарина Л. В; Холопова В. А. «Открой новый мир».

3. Козлова А. В; Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей». Пособие для воспитателей детского сада.

4. Глебова С. В. «Детский сад – семья».

5. Спиваковская А. С. «Педагогика родителям».

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
Адаптация ребенка к детскому саду
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 20:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...