Адаптация ребенка к детскому саду

Светлана Кузьменко
Адаптация ребенка к детскому саду

Творческая работа на тему "Адаптация ребенка к детскому саду".

"Детство - важнейший период

человеческой жизни, не под-

готовка к будущей жизни, а

настоящая, яркая, самобытная,

неповторимая жизнь. И от того,

как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого

в решающей степени зависит ка-

ким человеком станет сегодняш-

ний малыш. "

Сухомлинский В. А.

Воспитание ребенка в обществе сверстников способствует формированию в его характере коллективистических черт, умения жить и взаимодействовать в коллективе, т. е. активно и целенаправленно влияет на формирование личности подрастающих граждан.

В период от рождения до полутора-двух лет организм ребенка развивается необыкновенно интенсивно. Важно при этом правильно организовать условия развития и воспитания ребенка в семье в этот период, отводя должное место в подготовке его к детскому саду.

Прежде всего, необходимо создать все условия для всестороннего физического развития и закаливания организма ребенка (чистота, проветривание жилых помещений, соблюдение режима сна, питания, двигательной деятельности, прогулки на воздухе и т. д.)

Необходимо по возможности как можно раньше формировать у детей навыки самообслуживания, потребность в самостоятельных действиях, развивать познавательные интересы. Наконец, важным фактором воспитания и особенно подготовка к условиям общественного воспитания является развитие у детей потребности в общении, формирование навыков общения с окружающими как необходимого вида деятельности.

Для того чтобы управлять процессом адаптации, необходимо хорошо знать возрастные особенности детей. Прежде всего, нужно помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.

С состоянием здоровья ребенка тесно связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задерживать развитие движений, действий с предметами, следовательно,задержать развитие мышления, восприятия речи. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение.

При поступлении в детский сад эта особенность учитывается, иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. д.

Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать.

Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.

Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняется, совершенствуется.

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой – все шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно-ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

От того, насколько воспитатель найдет подход к ребенку, сможет проникнуть в его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течение дня в новых для него условиях, - зависит течение и длительность адаптации. Будут ли дети ласковы, общительны, активны и спокойны или, наоборот, раздражительны, беспокойны, пассивны, целиком зависит от взаимоотношений, которые установятся у них с воспитателем, от согласованности действий персонала группы и родителей.

Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка.

На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношение и дать ребенку полноценное воспитание. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций ибо последнее имеет специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку).

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумения родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин возникновения жестокости.

В наше стремительное время, среди перегруженности повседневными делами, очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми или внуками. В субботние и воскресные дни этих минут должно быть гораздо больше. Время желательно распределить так, чтобы его хватало и на выполнение домашних дел, и для более продолжительной прогулки, и для просмотра детской телевизионной передачи с последующим обсуждением ее, и для занятия любимым делом, если оно, конечно, есть, а если нет – надо помочь ребенку найти его.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Адаптация ребенка в детском саду является ключевой особенностью именно для младшей группы детского сада.

То, как ребенок впервые в жизни адаптируется к новым условиям существования, к новому коллективу, накладывает отпечаток на то, как и насколько легко в будущем он адаптируется к школьной, студенческой жизни, к рабочему коллективу. Насколько он будет коммуникабельным, насколько ему будет комфортабельно в новой жизни, нужно позаботиться именно в раннем детстве.

Используемая литература.

1. Ватунина Н. Д. «Ребенок поступает в детский сад». Пособие для воспитателей детского сада.

2. Самарина Л. В; Холопова В. А. «Открой новый мир».

3. Козлова А. В; Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей». Пособие для воспитателей детского сада.

4. Глебова С. В. «Детский сад – семья».

5. Спиваковская А. С. «Педагогика родителям».

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Адаптация ребенка к детскому саду
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 20:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...