Получи документы

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Наталья Болдырева
Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Наступает осень и пора идти в детский сад. Взрослые задумываются, отдавать в детский сад своего малыша или продолжать воспитывать его дома. Мы понимаем и хотим чтоб ребенок общался со сверстниками, но знакомые и родственники советуют не торопиться отдавать ребенка в детский сад, подождать чтоб малыш подрос, окреп. Конечно-же пугают еще и разговоры, что дети часто болеют и плачут в детском саду.

Публикация «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» размещена в разделах

Исследования ученых (Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Штерн) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

Ребенок окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми.

Н. Д. Ватутина

Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации.

Адаптация-это приспособление организма к новым социально значимым условиям жизни.

• Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

Здоровый и хорошо развитый ребенок обладает функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Ребенок легче справляется с любыми трудностями.

Для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значение уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе, оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется, но не следует превышать возрастные возможности ребенка. Малыш не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется параллельно с развитием психики.

Ребенка надо ставить в такие условия, когда ему необходимо менять формы поведения.

С начало это проявляется в мелочах: нельзя кричать на улице, некрасиво капризничать в гостях. Именно в этом зрелость, именуемая обобщенным термином «социальная зрелость»(сюда включаются и возможности к социальной адаптации) .

На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста социальная адаптация проявляется во взаимоотношении ребенка со взрослым и сверстниками. На втором году жизни –у ребенка проявляется желание общаться не только с близкими ему людьми, но и с чужими. На третьем году жизни у ребенка формируется умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Развитие ребенка поступающего в ДОУ.

По навыкам ребенка можно судить насколько готов он к детскому саду.

В 1 год и 6 месяцев ребенок умеет кушать и держать ложку при помощи взрослого ;пить из чашки; обращать внимание на неопрятный вид ;спокойно относиться к умыванию ;проситься на горшок.

В1 год и 9 месяцев уже самостоятельно есть пищу с хлебом ;самостоятельно снимать шапку и обувь; частично одеваться; обращать внимание на грязное лицо и руки; контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому) ;проявлять желание к самостоятельности; знать где находятся личные вещи и игрушки.

В2 года кушать аккуратно при этом наклоняться над тарелкой ;умывать лицо, рот, вытираться полотенцем при помощи взрослого; самостоятельно одевать носки, шапку, обувь (частично раздеваться) ;знать места хранения своей одежды и игрушек; пользоваться носовым платком при напоминание взрослого; контролировать физиологические потребности.

В 3 года ребенок может одеваться с помощью взрослого; раздеваться самостоятельно; складывать вещи на стульчике; застегивать несколько пуговиц; выполнять поручения такие как, отнеси, принеси, поставь; замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком; регулировать свои физиологические потребности, аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Особенности адаптации ребенка к социальным условиям.

Три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям.

• Период дезадаптации -это когда у ребенка меняются привычные ему до этого условия и требования к новой микросоциальной среде. В это время ребенок меняет свое отношение к взрослым и сверстникам, к речевой активности, к игре, также имеются изменения в нервной системе ребенка.

Адаптация (приспособление) -ребенок активно начинает осваивать новую среду, показывая соответствующую ей форму своего поведения. Постепенно ребенок начинает привыкать, у ребенка в первую очередь проявляется аппетит, но сон и эмоциональное состояние ребенка нарушены, речь и игра развиваются медленнее.

Адаптивность-нормализуется все показатели ребенка в норму.

Поэтому при адаптационном периоде есть определенные сроки нормализации поведения, ребенок часто и долго болеет, появляются невротические реакции на ту или иную причину.

• Легкая адаптация детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников за 10-15 дней, и у тех детей которых подготовили родители-в первую очередь они учат детей самостоятельности, ребенок может сам снять одежду, сесть на горшок, сам держать ложку-кушать ею, пить из чашки. Выходя с ребенком на улицу объясняла что надо играть со всеми детками и делиться своими игрушками. Весь труд мамы не пройдет зря, это в дальнейшем скажется на благосостоянии ее ребенка, и легкой адаптации к дошкольному учреждению.

• Средняя адаптация-это когда поведение ребенка выражается более ярко. Нарушение сна и аппетита нормализуются в течении 20-40 дней. Эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца. В это время у взаимоотношение со взрослым не нарушается, речь восстанавливается на 30-40 день, двигательная активность ребенка на протяжении 35 дней. Функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни когда ребенок заболевает (в виде респираторной инфекции, протекающей без осложнений) .Течение такой адаптации бывает у детей от девяти месяцев до полутора лет, у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или педагогически запущенных.

• Тяжелая адаптация –таких детей намного меньше, они адаптируются к дошкольному учреждению в течение 2месяцев, а иногда и пол года надо ребенку чтоб он привык. Дети от 1, 5 до 2 лет повторно заболевают, неблагоприятно отражается физическое и нервно-психическое состояние ребенка. Этот вид адаптации у детей имеющих отклонения в здоровье последствия токсикоза беременности матери и т. д. Так-же характеризуется проявление неадекватного поведения с невротическим состоянием.

Дети избегают контакта со сверстниками, проявляют агрессию, к взрослым относятся осмотрительно. При тяжелой адаптации нервно-психическое развитие ребенка замедляется. Игровая деятельность и развитие речи отстают, в период от 3 лет наиболее активно формируются личностные качества ребенка : психика становится бурной и ранимой, чувствительной к отягощающим обстоятельствам.

Тяжелая адаптация сказывается неблагоприятно на ребенка, его здоровье нормализуется в течении нескольких лет.

Легкое привыкание ребенка зависит от эмоционального состояния.

Период адаптации завершается в течении 3 месяцев, если в течении 6 месяцев ребенок не адаптировался к социальным условиям существует угроза его здоровью. В таком случае требуется помощь других специалистов.

Адаптация.

Дети во время адаптации часто болеют, поэтому с первого дня пребывания ребенка в доу мед. персоналом и педагогами проводятся мероприятия оздоровительного комплекса. Это закаливание, игровые методы взаимодействия. Также соблюдается режимные моменты в течении дня, во время режимных моментов педагог создает положительную обстановку, читает потешки рассказывает сказки, поет песенки. Создает дружелюбную атмосферу среди детей и взрослыми.

В первую неделю педагоги и психологи рекомендуют приводить ребенка на 2 часа, и желательно не с утра когда воспитатель не может уделить большего внимания вновь поступившему ребенку, а на час позже, ребенка обязательно надо покормить потому что многие дети отказываются от пищи в детском саду. Мама или другой близкий человек может находиться с ребенком в группе для того чтоб ребенок быстрее освоился и привык к режиму и условиям ДОУ. Во вторую неделю ребенка уже оставляют без мамы, но так же на 2-3 часа, малыш уже знаком с окружающими и ему намного легче переносить разлуку с близкими. На третью неделю ребенка оставляют до обеда, ну а на четвертую неделю ребенок остается на сон час. Так постепенно в течении месяца ребенок приспосабливается к новым социально значимым условиям.

Предлагаем вашему вниманию примерный режим дня, закаливающие процедуры, игровые взаимодействия во время адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Закаливающие процедуры в детском саду.

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифферен-цированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению адми-нистрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

Примерный режим дня в детском саду.

Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

Дома:подъем, утренний туалет – 6.30-7.30

В дошкольном учреждении: прием, 7.00-8.10

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак 8.10-8.30

Игры, самостоятельная деятельность 8.30-9.00

Непосредственно образовательная 9.00-9.35

деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка 9.35-11.20

(игры, наблюдение, труд)

Возвращение с прогулки, игры 11.20-11.40

Подготовка к обеду, обед 11.40-12.20

Подготовка ко сну, дневной сон 12.20-15.00

Постепенный подъем, воздушные и

водные процедуры 15.00-15.30

Организованная образовательная

деятельность 15.30-16.00

Чтение худ. лит., игры, самостоятельная 16.00-16.30

деятельность детей, совместная

деятельность педагога с детьми

Подготовка к ужину, ужин 16.30-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка. 17.00-19.00

Самостоятельная деятельность детей.

Уход детей домой.

Правила проведения развивающих игр с детьми в адаптационный период

Правило 1

Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.

Правило 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.

Правило 4

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное правило 5.

Правило 5

Взрослый не должен оценивать действия ребенка. Слова типа: «Неверно,

не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

Игры и занятия во время адаптационного периода.

1. Игры с тестом.

2. Игра "Пластилиновые узоры

3. Игра в прятки

4. Разрывание бумаги

5. Фотоальбом

6. "Игры с ручками", игры с пальчиками

7. "Солнышко и дождик".

8. "Кто в кулачке? "

9. "Иди ко мне"

• Потешки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Адаптация – сложный процесс приспособления, протекающих на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Адаптационный.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (материалы выступления на родительском собрании) Некоторое время назад ваши детки, крепко цепляясь за мамину руку, переступили порог нашего детского сада. Наступила новая полоса в жизни.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Условия жизни ребенка меняются, когда.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к условиям детского сада» Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Родительское собрание «Первый раз в детский сад. Адаптация детей к условиям ДОУ» Родительское собрание в МБОУ «Школа №110» детский сад «Незабудка». Новакова Олеся Александровна Родительское собрание в средней группе.

Семинар для воспитателей младших групп «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребенка к условиям ДОУ
Опубликовано: 15 октября 2018 в 09:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД