Лучший педагог года

Агрессивное поведение детей

Алевтина Лузгинова
Агрессивное поведение детей

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».

«Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».

Публикация «Агрессивное поведение детей» размещена в разделах

Если сказать проще: Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Выделяют следующие виды агрессии :

1. Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг).

3. Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, копании ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

4. Прямая направлена против другого (угроза, проклятие, ругань);

5. Аутоагрессия направлена на себя (самообвинение, нанесение телесных повреждений).

Причины и факторы возникновения агрессивности у детей :

• наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; обусловленное поведение родителей или родственников);

• биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);

• некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);

Для дошкольника значимыми являются три фактора:

1. Семья.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.

• Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей.

• Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям.

• Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность.

• Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Деструктивная агрессивность.

• Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии. У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.

• Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

2. Окружающие дети.

Также дети учатся агрессивному поведению в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр., но некоторым детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.

3. Средства массовой информации.

Серьезную озабоченность вызывает у родителей, педагогов и психологов СМИ, которые оказывают влияние на становление агрессивного поведения дошкольников. Демонстрирующие в кино сцены вербальной агрессии, насилия, что способствует повышению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.

Существуют такие ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы :

реактивность или ответная агрессивность;

введение жестких ограничений в поведение ребенка;

новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;

нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными путями, такими, как:

игротерапия;

тематическая беседа;

проигрывание ситуаций с последующим их анализом;

метод рисунка;

песочная терапия;

сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей;

работа с мягким материалом;

использование воды.

Известно, что коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и участия родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

• информирование (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т. д.)

• обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты).

В процессе информирования родителей решаются следующие задачи:

переосмысление роли и позиции родителя;

развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;

формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;

выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

Работу с родителями можно проводить в двух направлениях:

Таким образом, в большей мере социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по устранению причины и источников, провоцирующих агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации «Поведение детей на дороге» Конспект игровой образовательной ситуации «Поведение детей на дороге» Программное содержание. Образовательные задачи: Формирование основ.

Конспект занятия «Безопасное поведение детей на дорогах» "Безопасное поведение детей на дорогах" Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге. Обобщить.

Конспект занятия по изучению ПДД в средней группе для детей с ДЦП «Безопасное поведение детей на дорогах» Доминирующая образовательная область : «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

Конспект занятия по ПДД «Безопасное поведение детей на дорогах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщение знаний детей о Правилах дорожного.

Консультация для родителей и воспитателей «Агрессивное поведение в дошкольном возрасте» Содержание: 1. Теоретическая часть Природа и структура агрессии 2. Практическая часть Игры и упражнения Ролевая гимнастика Этюды и игры.

Разработка индивидуального плана работы с родителями. Тема: «Агрессивное поведение ребенка». Цель: формирование у родителей знаний и способов коррекции в поведении ребенка с агрессивным поведением. Задачи: 1) Изучить уровень знаний.

Родительское собрание «Конфликтное поведение детей» Родительское собрание Тема: «Конфликтное поведение детей дошкольного возраста» Устраивая ребёнка в детский сад, родители всегда думают о.

«Люди рождены, чтобы жить». Семинар для педагогов «Деструктивное поведение среди детей и подростков» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня на нашем семинаре речь пойдет о деструктивном поведении, а конкретно о детском и подростковом суициде.

Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции» Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию.

Встреча с родителями за круглым столом «Поведение детей» Цель: обсудить и найти общие пути решения по воспитанию детей. Здравствуйте уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Агрессивное поведение детей
Опубликовано: 4 октября 2017 в 18:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД