МААМ-картинки

Активизация словаря детей раннего возраста

Людмила Фомина
Активизация словаря детей раннего возраста

Фомина Л. П.

Хрипкова Н. П.

Активизация словаря детей раннего возраста

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

Северный Арктический федеральный университет

имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск

В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений (9).

Публикация «Активизация словаря детей раннего возраста» размещена в разделах

Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста сформулированы в ФГОС ДО. Реализация задач включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. ФГОС ДО нацеливает на использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи, где дети получают знания о форме, цвете, размере; развитии мелкой моторики, формировании четких образов и понятий [11].

ФГОС ДО при реализации основной программы дошкольного образования призывает к выполнению определенных требований, в частности к психолого-педагогическим условиям :

- индивидуализация психологических и педагогических воздействий;

- согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и др.);

- учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития;

- учет особенностей вида и темпа деятельности;

- использование интерактивных форм образования;

- творческий характер образовательного процесса;

- учет возрастных особенностей;

- построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей ребенка [1].

Развитие речевой деятельности ребенка зависит от организации игровой, предметно-пространственной среды, подбора игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий, их развивающего потенциала, расположения, доступности для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей мы создаем пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:

- различные наборы картинок и с изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек;

- дидактические и звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звучания (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

- разные виды дидактических игр : лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;

- уголки игр и уединения: ряжения, книжный, театрализованный, физкультурно-оздоровительный;

- наборы предметов для сюжетно-ролевых игр, таких как магазин, семья, парикмахерская.

Для активизации речи детей раннего возраста немаловажное значение должна иметь речь педагога: темп, тембр, выразительность, умение разговаривать с детьми. Если речь чёткая, выразительная, неторопливая, то и слова и фразы, сказанные детям не будут случайными: педагог сделает их достоянием собственных высказываний ребёнка [6]. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя: воспитатель широко открывает глаза от удивления и также широко открываются глаза у детей, воспитатель сделал грустное лицо и у детей на лицах грусть [4].

В настоящее время проблема развития активной речи детей раннего возраста является актуальной по ряду причин:

- ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

- речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

- растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе [9].

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша [5].

Активизировать детский словарь - значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами [2]. Хорошая речь – важное условие многогранного полновесного развития ребёнка. Чем богаче и вернее речь ребенка, тем проще ему выразить собственные мысли, тем обширнее его возможности в узнавании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее коммуникации со сверстниками и взрослыми, тем деятельнее проходит его психическое развитие [7].

Опыт работы с детьми раннего возраста в Детском саду № 19 «Зоренька» САФУ имени М. В. Ломоносова, где функционирует три группы раннего возраста показывает, что самыми эффективными приемами в работе с детьми по активизации словаря является использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности ребенка со взрослым доставляет малышам огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали в свое время К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт и др. К. Д. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр [9]. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: «Идет коза рогатая…», «Ладушки – ладушки…», «Петушок – петушок…», «Пошел котик на торжок» [8]. Следовательно, огромное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном контакте со взрослыми.

Мы приобщаем детей к художественной литературе через знакомство: со стихами известных детских поэтов - А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище», С. Капутикян «Маша обедает», В. Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Больная кукла»; с рассказами - Е. Чарушин «Курочка»; Л. Толстой «У Розки были щенки»; В. Сутеев «Три котёнка», «Под грибом»; с русскими народными сказками - «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.

Для активизации словаря при повторении знакомых потешек, сказок, стихов используем приём договаривания детьми слов – «Уронили мишку на (пол). Жили были дед и (баба). Петушок, петушок, золотой (гребешок).

Для развития речевой активности детей раннего возраста придаем особое значение:

- звукоподражаниям - поезд едет – чух-чух-чух; петушок поет - ку-ка-ре-ку; часы идут – тик-так, и т. д. ;

- упражнениям на мелкую моторику руки - «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Пошли пальчики гулять», «Мы капусту рубим- рубим» и др.

Пальчиковые игры эмоциональны и увлекательны, они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы [3]. Так взрослые с помощью пальчиковых игр радуют детей и вместе с тем развивают речь и мелкую моторику. Игровая деятельность формирует добрые взаимоотношения между детьми, а также устанавливает контакт между взрослым и ребенком:

- чистоговоркам: са-са-са - прилетела к нам оса, за-за-за - в гости к нам пришла коза, су-су-су - мы встретили лису;

- скороговоркам – у медведя нет корзины, собирает в рот малину; любовалась цыплятами курица, что ни цыплёнок, то умница.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. На основе практических действий определяем содержание речевой активности с помощью : хороводных игр: «Пузырь», «Карусели», «По сугробам мы идём».

Игры с песком развивают у малышей тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, координацию движений, мышление, внимание, речь и память. Используя песочную терапию, которая близка малышам с самого детства (они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные отношения и общение у них происходят именно там, помогаем детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, т. к. игры с песком развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, оказывают благотворное влияние на снижение психофизического напряжения и развитие речевой активности. Применение данного метода создает весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

В результате целенаправленной работы к трем годам дети уже проявляют способность к речевому анализу: если ребенок даже сам не произносит правильно слово, может уловить произношение этого слова с ошибками у другого ребенка; различают сходно звучащие слова (ребята-жеребята, Машулька-красотулька и пр.). Но вот связную речь дети воспринимают на слух сложнее, поэтому в раннем возрасте мы показываем образец интонации, чтобы ребенок мог воспроизвести фразу радостно, грустно, строго, вопросительно и пр.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Процесс обогащения и активизации словаря детей используется с помощью разных методов и приемов словарной работы с учетом психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка, особенностей самого вида деятельности, поощрения двигательной, познавательной активности малыша, общения с ним в процессе игры. Результатом работы становится правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Библиографический список

1. Архипова Е. Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 9 (61). - С. 45-46.

2. Бабенко А. Изучение уровней развития словаря у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/ (дата обращения 07.11.2016).

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – С. 7.

4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду/ Пособие для воспитателя детского сада. - М. : «Просвещение», 1974. – С. 17.

5. Воспитание детей раннего возраста : Пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. : Под ред. Г. М. Ляминой. – М. : Просвещение, 1981. – С. 5.

6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – С. 8.

7. Касьянова А. В., Васильева НН., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста/ Педагогическое мастерство: материалы IV международной научной конференции (г. Москва, февраль 2014). – М. : Буки-Веди, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/ (дата обращения 05.11.2016).

8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

9. Рашкинене Н. В. Методы и приёмы развития активной речи детей в раннем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doshkolnik.ru›razvitie-rechi/10836-razvitie.html (дата обращения 08.11.2016).

10. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М. : «Просвещение», 1968. – С. 301 - 302.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

Публикации по теме:

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста,.

Влияние русских народных сказок на развитие словаря детей дошкольного возраста Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось.

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря. Сборник предназначен.

Доклад по самообразованию «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста» В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста,.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411 г. Новосибирска Власенко Наталья Павловна Основные.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 11 города Кинеля городского.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. Вступление: Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает.

Тема по самообразованию воспитателя «Активация словаря детей младшего возраста» Цель: «изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активизация словаря детей раннего возраста
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 11:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД