Ирина Полякова
Конспект дидактической игры «Аквариумные рыбки»
Аквариумные рыбки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Солнышко» ст. Отрадной
муниципального образования Отрадненский район
Краснодарского края
Тема: дидактическая игра
Подготовила:
воспитатель МБДОУ №1
И. В. Полякова
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Конспект дидактической игры „Аквариумные рыбки“» размещена в разделах
- Аквариум
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Наиболее приемлемой для развития познавательной активности и формирование предпосылок к учебной деятельности, на мой взгляд, является дидактическая игра. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной и привлекательной для детей.
Дидактическая игра помогает педагогу решить следующие задачи:
Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
Формировать связную речь
Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;
Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Актуальность применения дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста обусловлена тем, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Все большее количество родителей и педагогов заинтересованы в интеллектуальном развитии своих детей. А между тем, дидактическая игра является важным средством и творческого развития детей, и развития их социальных навыков.
Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности, ценностной ориентации в окружающем его природном и социальном мире. Дидактическая игра, как и любая развивающая каждая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что-то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания.
Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка.
Игра — как призма, через которую ребенок воспринимает окружающий мир и отражает этот мир в своей деятельности. Взрослый человек воспринимает игру как увлекательное времяпрепровождение, но и в этом возрасте игра может стать неоценимым помощником. Но если для взрослого человека игра является дополнением к деятельности, то для ребенка игра явлется основным видом деятельности, в котором происходит обучение и процесс социальной адаптации малыша.
Обучение через игру противопоставляется учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать— вот, что необходимо ребёнку» - вторит ему писатель Джанни Родари.
В детском саду всегда присутствуют ролевые уголки как в группах, так и на садовых участках, так как с игрой ребенка надо знакомить. Это и правила-условия игры, и роли, и набор манипуляций, и подручные «условные» инструменты, и даже слова, которые используются в игре. В будущем, в процессе социализации, ребенок легче воспринимает правила и условия выполнения тех или иных операций, так как он воспринимает их как правила очередной игры. Набор правил и условий игры ребенок визуализирует, он, даже не участвуя в игре, может опосредованно знакомиться с правилами поведения в игре.
В младшей группе детского сада все дидактические игры рассматриваются как обучения детей сюжетно-ролевым играм. Чтение сказок превращается в маленький театр, где воспитатель может использовать маленький, но уже опыт детей, тем самым активно могут активно включать их в познавательный процесс. Например, в сказке «Лиса и петух» воспитатель может попросить детей прокукарекать, как петушок, тихонечко пройти, как лисичка. Подобный вид игры, способствующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, игры, отражающие явления природы и т. д. С каждым годом игра усложняется, увеличивается объем знаний и навыков, манипуляций с подручным материалом.
Структура дидактической игры состоит из следующих компонентов: в дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел — задача — зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу.
В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом, развивается эмпатия, способность сочуствовать, сопереживать, через «проживание» в той или иной роли. С другой стороны, дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, формированию причинно-следственных связей, а это все, в конечном итоге работает на развитие логического мышления.
Виды дидактических игр
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр :
— Игры-путешествия подразумевают собственно путешествие куда-то, с какой либо целью. Цель игры-путешествия — придать познавательному содержанию необычность, задействуя воображение детей. Современные возможности ДОУ позволяют совершить виртуальные путешествия с использованием медиаресурсов по различным музеям, картинным галереям, по странам. Так, например, знакомя детей со сказкой о ложке, можно совершить увлекательное историческое путешествие-проект, где дети познакомятся, с кухней народов мира, узнают, какие столовые приборы в разных странах, познакомятся с историей ложки, разукрасят ложку, придумают свой орнамент-одежку для ложки, могут организовать карту путешествия ложки по странам и континентам. Так ребенок исподволь знакомится с историей, географией, культурой разных народов. Они могут составить мини-музей ложки с различной тематикой. (Ложка-путешественница (кто, где, чем ест, формы ложки (от большой до маленькой, (ложка-семейная реликвия) и т. д.)
—Игры-поручения — словесные поручения. — Игры-предположения. Перед детьми ставится задача предположить что-либо. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей.
— Игры-загадки в основе их лежит проверка знаний, находчивости. Такая игра развивает логическое мышление. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
— Игры-беседы в основе их лежит общение, от имени самого воспитателя или от имени игрового персонажа. В данном варианте игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры — это игры обучающие. Их основное назначение — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Велика роль дидактических игр во всестороннем воспитании и обучении детей.
Дидактические игры, используемые в дошкольном учреждении, требуют сложной умственной деятельности, поэтому и способствуют решению задач умственного воспитания. Большое значение дидактических игр отмечается и в решении нравственных задач, где особая роль принадлежит правилам игры. Как справедливо отметил А. Н. Леонтьев, «овладеть правилом — это значит овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче». Они способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры в ДОУ
Дидактические игры в ДОУ способствуют активизации познавательных способности детей. Они основаны на какой-либо интеллектуальной задаче, при решении которой и заключается познавательный и развивающий смысл игры. Дидактические игры — это группа игр с правилами, которые дают возможность систематически упражняться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного развития, для воспитания характера и воли. Без них в ДОУ трудно было бы проводить воспитательную работу. Родителей необходимо активно привлекать к участию в дидактической игре. Семья может активно использовать формы дидактической игры в общении с ребенком. Но этой форме деятельности порой родители, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание, а жаль. Именно в дидактических играх развиваются органы чувств ребенка. Конечно, содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент.
Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Например, во время прогулки можно предложить детям рассмотреть муравьишку и выяснить, для чего у него столько лапок, как он передвигается, затем предложить самим подвигаться как муравей - это увлекательная и веселая игра. Затем, уже в группе можно познакомить детей со сказкой о муравьишке, побеседовать о пользе муравьев и других насекомых. Или наблюдение за осенними листочками позволяет не только обратить внимание детей на цветовую гамму, но и во время игры с ними дети получают знания о размерах листов у различных растениях, об их «способностях» к планированию при знакомстве с ветерком. Детки с удовольствием будут не только рассматривать листочки, но и танцевать, повторяя планирование листьев, а затем будут обращать внимание на цвет и форму листа. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Игра мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение образовательной задачи.
дидактическая игра «Аквариумные рыбки»
Данная игра даёт возможность проявить ребенку самостоятельность. В процессе игровой деятельности дети имеют возможность выразить свои мысли, чувства, задать вопросы взрослому и сверстникам, овладевают представлениями о живой и неживой природе, у детей формируются навыки изобразительной деятельности.
До начала игры проводится ознакомление с игровым пособием, как оно используется и что должно получиться в результате. Пособий-рисунков с п для рыбок можно изготовить несколько штук.
Цель: закрепление основных цветов; закрепление понятия «большая» - «маленькая», «много» - «мало».
Задачи:
Способствовать накоплению у детей представления о цвете, размере предметов.
Развивать умение соотносить цвета, группировать предметы по цвету.
Учить детей пересчитывать предметы до 3.
Закреплять понятия «много» - «мало», ни одного, один, «большой» - «маленький».
Воспитывать пространственные ориентировки: вверх, вниз, вправо, влево.
Способствовать введению в речь предлогов «в», «за», существительных «цвета», «размера».
Воспитывать интерес к жителям подводного мира, заботливое, бережное отношение к аквариумным рыбкам.
Ход занятия
Просмотр клипа «Звуки моря» (Я. Бережнюк)
Совместное рассматривание игрушечных рыбок:
Воспитатель приносит детям на подносе много разноцветных рыбок (на каждого ребёнка по рыбке, предлагает найти рыбок определённого цвета, потом выбрать рыбку, какая нравится (себе берёт самую большую рыбку).
Предлагает внимательно рассмотреть рыбок: Посмотрите, у рыбки впереди голова, сзади хвост, вверху спинка, снизу брюшко. (Педагог предлагает рассмотреть рыбок со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести все части тела.)
А что у рыбки есть на голове? (Глаза, рот.) А ножки у рыбки есть? (Нет, у рыбки нет ножек, она не умеет ходить, но зато у рыбки есть плавники и хвост, они помогают рыбке плавать в воде. Рыбка шевелит плавниками и хвостиком и плывёт.)
Понравились вам рыбки, которые я принесла? А вы хотите поиграть с игрушечными рыбками? (Игры детей с рыбками.)
Дыхательное упражнение «Воздух для рыбок» (выдувать воздух через трубочку в воду). Пальчиковая гимнастика «В банке чистая вода»
П/и «Ловля рыбок (Рыбаки и рыбки)»
Совместная деятельность взрослых и детей: рассматривание фотографий, картинок с рассказом о разных видах рыбок.
«Куда плывет рыбка?»
Воспитатель выкладывает рыбку в аквариум и уточняет у ребенка, куда она плывет. Можно выложить две рыбки. Одна плывет вверх, другая вниз. Рыбки могут быть разного цвета, тогда ребенок называет цвет и направление.
«Большие и маленькие»
Большие и маленькие рыбки выкладываются на крышку коробки – большой аквариум. Ребенку предлагается отсадить в банку мальков-маленьких рыбок. Взрослый уточняет: «Где большие рыбки? Где маленькие рыбки? Какие в банке? Какие в аквариуме?»